1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Великий пост – весна души


Великий пост в Церкви называют «весной души». Это сравнение носит далеко не случайный характер, ведь весна – это время пробуждения природы от зимней спячки. Вместе с первыми весенними солнечными лучами земля преображается, сбрасывает с себя снежные покровы и облекается в новые одежды, радующие нас обилием своих красок и цветов.

Просмотров публикации 417

Дыхание наступающей весны по мере ее приближения ощущается всё сильнее. О ее приходе нам свидетельствуют солнечные лучи, всё чаще балующие нас своим теплом, увеличивающаяся долгота светового дня, гомон неугомонных воробьев, бегущие ручьи… И как приход весны можно легко определить по всем этим отправным точкам, точно так же можно определить и приближение Великого поста, имеющего свои собственные, свойственные только ему признаки. И прежде всего – это подготовительные недели, предшествующие Святой Четыредесятнице.

Неделя о мытаре и фарисее

Каждая подготовительная неделя имеет для нас особое значение, так как помогает не просто настроиться на великопостный лад, но и позволяет нам правильно расставить те духовные акценты, которыми мы будем руководствоваться на протяжении всего поста.

Неделя о мытаре и фарисее предлагает нашему вниманию сразу несколько важных тем, касающихся таких аспектов духовной жизни, как подлинное покаяние, смирение, а также искренняя молитва, исходящая из глубины человеческого сердца, осознающего свое недостоинство.

Притча о мытаре и фарисее является своеобразным предупреждением и для нас, вступающих на стезю поста. Наша главная задача в этот святой период – это внутреннее преображение души, которое напрямую связано с искренним покаянием, подобным покаянию мытаря, и неукоснительным соблюдением заповедей Божиих, зеркально отражающим нашу веру в Бога посредством конкретных поступков. И здесь основная опасность, поджидающая нас, – это опасность самопревозношения, которой был заражен фарисей из притчи, гордившийся своими так называемыми «заслугами» перед Богом.

Будем внимательно следить за тем, чтобы наша молитва не уподобилась молитве фарисея и не звучала примерно таким образом: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как мои соседи, сослуживцы, коллеги по работе и прочие люди, потакающие своим страстям. Я, в отличие от них, держу весь пост, а не только первую неделю, не сижу целыми днями в социальных сетях, хожу каждую неделю в церковь, внимательно изучаю все этикетки на продуктах, чтобы там не оказалось молочного порошка или каких-то запрещенных к употреблению мясных добавок».

Неделя о блудном сыне

Притча о блудном сыне демонстрирует нам безмерную любовь Божию ко всякому человеку, пусть даже и обремененному многоразличными грехами. Падения неизбежны в этой жизни, полной соблазнов, искушений и собственной самонадеянности, толкающей нас подчас на самые безумные мероприятия и поступки.

Каким бы тяжким не было бы наше отступление от правды Божией, ничто не может лишить нас попечения Отца нашего Небесного, разве что наша собственная сердечная черствость и нежелание признавать свою неправоту. Бог, как любящий Отец, терпеливо ждет нашего возвращения под родной кров. Ждет не для того, чтобы осудить нас за соделанное зло, но чтобы исцелить наши многочисленные раны и восстановить нас в утраченном сыновнем достоинстве.

Пройти всю дистанцию Великого поста без падений крайне тяжело. Эти падения могут носить различный характер, причем не всегда зависящий от нас. Но в любом случае, каковы бы ни были причины, побудившие нас нарушить пост, не стоит отчаиваться. У нас есть еще время возобновить свой труд, чтобы сотворить плоды, достойные покаяния.

Неделя о Страшном Суде

Новозаветное описание событий, связанных со Страшным Судом, тесно связано с темой Великого поста. Великий пост дает нам возможность не просто взглянуть на себя сквозь призму Евангельского учения с целью выявить свое истинное духовное состояние, но и искоренить обнаруженные таким образом греховные навыки и страсти.

Во время Великого поста мы ставим себя в непривычные для нас условия, связанные с определенными ограничениями. В данном случае мы не просто отказываемся от некоторых видов пищи, развлечений, вредных привычек или манеры общения с окружающими людьми. Мы призваны ставить перед собой гораздо более высокие задачи, зачастую абсолютно противоположные нашему духовному устроению.

Это внутреннее противоречие между греховным образом жизни, ставшем нормой, и необходимостью борьбы с ним приводит к мучительной войне с самим собой. Но именно в этой борьбе и происходит постепенное очищение души от накопившейся накипи греха, которая, если останется, будет свидетельствовать против нас на Страшном Суде. Только таким образом становится осуществимым абсолютное следование за Христом, основанное на добровольном самопожертвовании и бескорыстной любви.

Память Адамова изгнания. Прощеное воскресенье

В последнее воскресенье, предваряющее Великий пост, Церковь напоминает нам о событиях, связанных с изгнанием Адама и Евы из рая. Непослушание, проявленное нашими прародителями, ввергло мир в состояние хаоса, и та гармония, которая царила в нем до грехопадения, была полностью разрушена.

Миром стал править грех, принесший с собой насилие, убийства, идолопоклонство, взаимную вражду и ненависть. Страшная ночь опустилась на землю, которую освещал собой единственный луч надежды, связанный с обетованием о грядущем Спасителе: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим, и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15).

«Запасшись любовью, терпением, прощением, покаянием и желанием изменить свою жизнь, можно с уверенностью начать свое шествие по пути Великого поста»

И как тогда грех отделял человека от потерянного рая, так и сейчас он отделяет нас от Воскресения Христова. Непослушание, проявленное Адамом и Евой, может быть побеждено только послушанием Богу, к которому и призывает нас Церковь. А взаимная неприязнь и вражда, столь свойственные нашим человеческим отношениям, должна преодолеваться за счет смирения и умения искренне просить прощения за нанесенные обиды. Только таким образом, запасшись любовью, терпением, прощением, покаянием и желанием изменить свою жизнь, можно с уверенностью начать свое шествие по пути Великого поста.

Великий пост

Итак, подготовительные недели, наполненные особым содержанием и глубоким внутренним посылом, адресованным ко всем христианам, плавно вводят нас в период Великого поста. Свое наименование – Великий – он получил не только из-за своей строгости и продолжительности, но и благодаря тому обилию благодатных даров, которым щедро одаряет Церковь своих верных чад на протяжении Святой Четыредесятницы.

Великий пост, установленный в воспоминание сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне, начинается с Великого покаянного канона Андрея Критского, читаемого в первые четыре дня первой седмицы. Покаянный канон, состоящий из 250 песен, призван возгревать в нас чувство покаяния и напоминает нам основные вехи ветхозаветной и новозаветной истории, наполненной как образцами высокой жизни, так и страшных падений.

Данные примеры наглядно демонстрируют не только силу пагубного воздействия греха на человека, но и указывают на безмерное милосердие Господа, предлагающего нам Свою поддержку и помощь. Все мы заражены грехом, и не в наших силах, даже при самом большом желании, самостоятельно освободиться от его гнета. Именно поэтому на протяжении всего Великого поста Церковь предоставляет нам возможность пользоваться особыми средствами, дарованными для нашего спасения.

Таинство Покаяния

Все богослужение Великого поста направлено на возбуждение в человеке чувства покаяния, без которого невозможно его внутреннее преображение. Именно в эти дни, когда мы настраиваемся на более тесное общение с Богом, свободное от суеты и поспешности, бывает намного проще взглянуть на себя сквозь призму Евангельского учения. Именно оно будет являться главным мерилом нашей греховности или праведности, поскольку именно им мы будем либо оправданы, либо осуждены.

Одно из главных доказательств Божественного происхождения Священного Писания – это его сверхъестественная способность кардинально менять не только мировоззрение, но и образ жизни всякого человека. Святыми не рождаются – ими становятся, причем такие же люди, как мы. Таких случаев известно очень много, но особое место во время Великого поста обращено Церковью на жизнь преподобной Марии Египетской. Именно ее пример является наиболее показательным для нас, так как демонстрирует нам не только глубину падения, которой может достичь душа, не знающая Бога, но и преображающую силу покаяния.

Покаяние представляет собой многоступенчатый процесс, включающий в себя несколько ключевых этапов: видение совершенного греха; признание причиной греховного поступка самого себя, а не сложившиеся неудачным образом обстоятельства или окружающих людей; раскаяние в соделанном грехе и его исповедание в таинстве Покаяния; перемена образа мышления и жизни. Именно последний этап является самым сложным, но без него весь проделанный труд, как правило, теряет свою силу.

Таинство Причащения

Таинство Причащения, в котором происходит непостижимое для нашего разума теснейшее соединение человека с Богом, обновляет всё наше естество и попаляет невещественным огнем все старые греховные язвы. Через таинство Причащения Сам Господь становится нашим Защитником от любых нападений и происков лукавого, утратившего над нами всякую власть.

Именно поэтому Церковь в Великий пост предоставляет верующим возможность участия в трех чинах Божественной литургии: Литургии святителя Иоанна Златоуста, Литургии святителя Василия Великого и Литургии Преждеосвященных Даров.

Литургия Преждеосвященных Даров, или Литургия Григория Двоеслова, совершается по средам и пятницам всех седмиц Великого поста, а также в дни памяти Сорока Севастийских мучеников, Первого и Второго обретения главы Иоанна Предтечи, если они выпадают на будние дни. На Литургии Преждеосвященных Даров верующим предлагаются Святые Дары, освященные ранее на Литургии святителя Иоанна Златоуста или Литургии святителя Василия Великого.

Литургия Иоанна Златоуста совершается по субботам Святой Четыредесятницы, а Литургия Василия Великого совершается в первые пять воскресений Поста, в Великий Четверг и Великую Субботу. Каждый из этих трех чинов имеет свои богослужебные особенности, почувствовать и пережить которые можно только опытным путем – путем непосредственного участия в таинстве.

Поминовение усопших

Наши усопшие не меньше нас нуждаются в церковной молитве. Мы, в отличие от них, уже покинувших свои тела и не могущих никак повлиять на свою загробную участь, еще можем помочь им обрести спасение. Все они, будучи крещеными, также являются чадами Церкви Божией, а значит, могут рассчитывать на ее помощь, заступничество и поддержку.

Церковный Устав не предполагает совершение в дни Великого поста заупокойных ектений, литий, панихид, поминовений 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, а также сорокоустов. Для того чтобы не лишать усопших возможности их поминовения, Церковь определила 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы Великого поста в качестве дней особенного моления об умерших. В этом году, в связи с тем, что четвертая суббота выпадает на канун праздника Благовещения, поминовение усопших в этот день отменяется.

Крестопоклонная неделя

Третья неделя Великого поста именуется Крестопоклонной, так как за воскресной всенощной, после великого славословия, верующим для поклонения выносится Животворящий Крест Господень. Делается это для того, чтобы укрепить верующих, прошедших первую половину Поста, в их намерении следовать выбранному пути до конца.

Все те результаты духовной работы над собой, которые были достигнуты тяжкими усилиями в первой половине Поста, должны быть закреплены последующим трудом. Венца победителя достоин не тот, кто сошел раньше времени с дистанции, но тот, кто преодолел весь путь, пусть даже и ценой ошибок и падений.

Крестопоклонная неделя демонстрирует нам близость наступающей Пасхи, близость победы Христа над смертью. Крестопоклонная неделя побуждает нас не просто не сходить с дистанции, но еще больше усилить свой личный подвиг, ради того, чтобы стать не просто свидетелями, но и соучастниками Воскресения Христова; чтобы в ответ на возглас священника: «Христос воскресе!» – радостно воскликнуть с чистым сердцем и обновленною душой: «Воистину воскресе!».