Вопрос первый, который я всегда ставлю перед молодоженами: состоите ли вы в официальном браке?

Это является обязательным условием для совершения Венчания.

Новейший документ о браке «О канонических аспектах церковного брака» (2017 год) говорит следующее: «Браковенчание в тех странах, где оно не влечет за собой гражданско-правовых последствий, совершается после государственной регистрации брака».

Некоторые возмущаются, что «такого раньше не было». Да, до революции этого не было именно потому, что сама Церковь выполняла функцию ЗАГСа. То есть в Российской империи повенчаться – это и означает вступить во все юридические не только права, но и обязанности. А ныне государство у нас светское, и Венчание не влечет за собой юридических последствий. Более того, до революции Церковь также проводила некое «расследование» на предмет того, могут ли эти люди вообще вступить в брак.

Так что не спешите кидать с камнями и обвинять в бюрократии и формализме.

«Вступать в официальный брак и брать на себя обязательства перед государством им не хочется. Это же ответственность! Но жить вместе их вполне устраивает»

Вся эта практика происходит из печального приходского опыта. Не раз и не два приходили люди с просьбой обвенчать их, но выяснялось, что они не состоят в браке. Кто же они?

Бывало по-разному. Были случаи, когда приходили сожители. Вступать в официальный брак и брать на себя обязательства перед государством им не хочется. Это же ответственность! Но жить вместе их вполне устраивает. Недавно одна женщина ответила мне на беседе на вопрос, почему они живут так просто и не расписываются: «Не принято, чтобы девушка делала предложение парню». Ответил на это просто, но жестко: «А принято жить так просто? Это девушку устраивает?»

Бывали случаи более печальные, когда хотели повенчаться любовники. И у него, и у нее были семьи, они встречались друг с другом и по какой-то странной логике решили повенчаться втайне от своих законных супругов. Естественно, это невозможно.

Да, есть особые, частные случаи, и они тоже названы в документе: это и предстоящее участие в военных действиях, и тяжелое заболевание, грозящее смертью и прочее. Но на все эти случаи есть оговорка: «Совершение венчания до государственной регистрации брака допускается исключительно по благословению епархиального архиерея». А если случай очень тяжелый и очень срочный, то надо потом сообщить об этом архиерею. Например, священник безотлагательно повенчал в больнице умирающего.

Второй вопрос для желающих венчаться: какой это брак по счету?

Вообще Церковь настаивает на единственности брака, но при этом иногда делает снисхождения к немощи людей и благословляет второй брак. Церковь не может повенчать людей «ранее состоявших в трех браках (учитываются браки как венчанные, так и не венчанные, но получившие государственную регистрацию), в которых желающий вступить в новый брак состоял после принятия им Святого Крещения». Кстати, в новейшем документе присутствует это важное указание – браки считаются как венчанные, так и невенчанные.

Сюда же относится и важный момент со степенями родства. Не все могут вступить в церковный брак, если находятся в той или иной степени родства. Все эти случаи подробно оговорены в документе и вряд ли есть смысл разбирать их здесь.

Третий вопрос к желающим Венчания: живете ли вы церковной жизнью?

Буквально на днях одна женщина спросила, можно ли креститься ради Венчания. Считаю, что нельзя. Просто потому, что выбор православия — это осмысленный выбор вечной жизни и жизни со Христом на земле. Хочешь креститься — значит, хочешь ходить в храм, исповедоваться, причащаться и т.д. Именно так и никак иначе.

Людям, желающим приступить к таинству Брака, советую обязательно найти время на исповедь и Причастие. И это весьма символично и правильно: начать новую, семейную жизнь, с покаяния. Ведь «покаяние» в дословном переводе — это «изменение ума».

Если человек желает венчаться, но не желает при этом участвовать в таинстве Евхаристии, то какой в этом смысл? Красивый обряд? А ради чего?

Здесь мы не будем говорить о том, как совершается Венчание: держать или не держать над головами венцы, нужны или не нужны свидетели, какие надевать кольца и т.д. И уж тем более не будем говорить о разных «дурных советах»: кому первому наступить на полотенце во время Венчания. Ведь самое главное – это понимание сути таинства Брака как благословения семьи – «малой Церкви». А «малая Церковь» обязательно должна быть частью Церкви «большой».