Случаи с Ноем и Лотом

Первый в истории человечества случай опьянения описан в 10-й главе ветхозаветной Книги Бытия. Согласно библейской хронологии, это произошло спустя некоторое время после всемирного потопа. Пережив со своей семьей чудесное спасение в ковчеге, Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. Как показали дальнейшие события, такое увлечение чревато серьезными последствиями даже для праведника.

«И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя, рассказал братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видели наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его; и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9, 21-25).

Из данного текста становится понятно, что негативный эффект от вина стал неожиданностью не только для самого Ноя, но и для членов его семьи. Это опьянение служит предостережением для всех людей. «Для того и описаны, — говорит Иоанн Златоуст, — не только добродетели сынов, но и прегрешения их, чтобы мы последних избегали, а первым подражали».

От чрезмерного винопития пострадал еще один праведник, о котором рассказывается в 19-й главе Бытия. Речь идет о Лоте, который был вынужден бежать во время огненного дождя, пролившегося на Содом и Гоморру (из-за большого разврата среди местных жителей). Вместе с ним спаслись и две дочери, которые впоследствии решили споить отца с целью забеременеть от него.

«И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли. Итак, напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим [в ту ночь]; а он не знал, когда она легла и когда встала. На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала. И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего» (Быт. 19, 31–36).

Разумеется, сам Лот не злоумышлял против собственной чистоты и целомудрия своих дочерей. Но в то же время он оказался жертвой заговора и угодил в коварно расставленную ловушку. В хитро сплетенные женские сети праведник попался лишь потому, что слишком увлекся вином, причем не один раз. Вот как об этом пишет древнегреческий философ Ориген:

«Настолько он опьянен вином, что и не знает, спал ли с дочерью старшей или младшей. Услышьте, что творит пьянство! Вслушайтесь, каким преступлениям сопутствует опьянение! Услышьте и остерегитесь вы, которые не ставят это зло в вину, а практикуют его. Опьянение обманывает того, кого не обманул Содом: тот, кого не обожгло серное пламя, горит от огня жен».

Потомки родившихся от кровосмешения Лота с дочерьми стали впоследствии известны как языческие народы (моавитяне и аммонитяне) — враги Божьего народа.

Алкоголь или сок?

Как показывает анализ библейских текстов, вино в Священном Писании не всегда имеет то значение, какое вкладывает в него наш современный язык. Дело в том, что это слово использовано при переводе множества древнееврейских, древнегреческих и арамейских выражений: они обозначают не только крепкие напитки, но и виноградный плод, уксус, кислые и сладкие соки.

К примеру, слово «тирош», упоминаемое в Ветхом Завете более 30 раз, означает «свежий виноградный сок». В свою очередь «асис» указывает и на «свежий виноградный сок», и на «молодое вино» (неперебродившее): в Синодальном переводе обозначается как «сок» (Песн. 8, 2), «молодое вино» (Ис. 49, 26), «вино» (Иоил. 3, 18) «виноградный сок» (Иоил. 1, 5, Амос. 9, 13). Слово «шемер» переводится как «сироп» или «сок», «хемер» — «сладкое красное вино», «йяйн» — «вино». А самым крепким алкоголем считалась «сикера».

К примеру, в 12-й главе книги Плач Иеремии упоминается о детях, которые страдали подобно раненым и спрашивали своих матерей: «Где хлеб и вино?». Понятно, что здесь речь идет о виноградном соке, а не об алкогольном напитке. Даже библейский виночерпий, оказывается, может черпать свежевыжатый сок: «И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною; на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды; и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону» (Быт. 40, 9-11). Исходя из этого можно сделать вывод: в одних случаях слово «вино» в Библии используется в положительном смысле, в другом — в отрицательном.

Обращаясь к своему сыну Иакову, Исаак говорит: «Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина» (Быт. 27, 28). В данном контексте вино вместе с другими дарами земли символизирует Божье благословение. Также оно «веселит сердце человека» (Пс. 103, 15), когда употребляется умеренно — в потребность телу. «Употребляемое же сверх потребности называется блудным, укоризненным и непотребным. Ибо невинно вино, укоризненно же пиянство», —объясняет преподобный Исидор Пелусиот.

Предостережение от излишнего употребления вина неоднократно встречается и в Притчах премудрого Соломона: «Вино — глумливо, сикера — буйна, и всякий увлекающийся ими — неразумен» (Притч. 20, 1). Здесь опьянение рассматривается в качестве неодолимого препятствия к ясности сознания: оно выступает уже как зло, лишающее человека духовной мудрости и нравственного совершенства. Именно поэтому вино и другие крепкие напитки запрещались во время проведения богослужения: когда священники входили в скинию собрания, то не должны быть пьяными, «чтобы не умереть» (Лев. 10, 9).

От Мелхиседека до Христа

Следует отметить, что напиток, сделанный из виноградного плода, также использовали в древности как символ гостеприимства. Так, например, в 14-й главе Бытия упоминается Салимский царь Мелхиседек (священник Всевышнего в Иерусалиме): он встретил с хлебом и вином Авраама, который возвращался после победы над царями-захватчиками.

Эти два главных жизненных продукта — хлеб и вино — еще в глубокой древности были выражением особого почтения (подобно тому, как у нас практикуется встреча с хлебом и солью). В данном историческом факте усматривается и символическое значение, указывающее на связь с новозаветным таинством. Являясь прообразом Мелхиседека, Спаситель на Тайной Вечере установил Евхаристию (святое Причастие): под видом хлеба и вина преподнёс Свое Тело и Кровь.

Учитывая, что новозаветный текст был написан на греческом, то в нем слово «вино» (греч. — «ойнос») может обозначать два различных напитка — безалкогольный или алкогольный. В связи с этим нельзя дать точный ответ на вопрос, который связан с чудом в Кане Галилейской: что именно подали распорядителю пира — виноградный сок или напиток покрепче? Но в любом случае можно сказать, что Господь преобразил воду в вино для явления славы Своей, а не для опьянения людей. Точно так же Он чудесным образом насытил пять тысяч иудеев (пятью хлебами и двумя рыбами) не ради их чревоугодия, а для спасения от чувства голода.

С точки зрения Нового Завета, вино использовали не только для веселья, но и в лечебных целях. Так, в послании к своему ученику Тимофею апостол Павел советует: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1-е Тим. 5, 23). По мнению Феофилакта Болгарского, здесь дана заповедь о воздержании: пить вино только для подкрепления здоровья, а не ради плотского удовольствия. Выступая против чрезмерного увлечения винопитием, Слово Божие призывает нас к трезвости. Ибо пьяницы «Царства Божия не наследуют» (1-е Кор. 6, 9).

Недуги души

Сегодня пьянство является одной из основных причин высокого уровня смертности, заболеваемости, травматизма и преступности, а также кризиса семьи, снижения уровня нравственности и культуры, утраты уважения к труду.

Будучи обеспокоенной сложившейся ситуацией, Православная Церковь рассматривает алкоголизм как тяжкое душевное заболевание, сопровождающееся глубокими повреждениями психосоматического характера. Его излечение невозможно без осознания духовной природы недуга, полного и искреннего покаяния, обращения к полноте благодати Христовой.

Важным средством борьбы с пьянством (как и со всяким грехом) является участие страждущих в церковной жизни, таинствах, молитвах, постах, чтение Священного Писания и творений святых. Утверждая трезвость в обществе, необходимо учитывать исторический опыт взаимодействия Церкви и государства. Это сотрудничество может осуществляться в разработках и реализации образовательных, просветительских и культурных программ, а также в социальной реабилитации лиц, страдающих алкогольной зависимостью.

Церковь считает необходимым взаимодействие с общественными объединениями и отдельными энтузиастами в области профилактики алкоголизма. Такое сотрудничество возможно только с теми организациями и движениями, деятельность которых не противоречит православному вероучению и действующему законодательству.