«Лучше Выши может быть только Царствие Небесное», – такое определение дал владыка Вышинской обители. Этот райский уголок он полюбил сразу же после своего приезда сюда. Было это в июне 1866 года. Будучи управляющим Владимирской епархии, епископ Феофан написал прошение об увольнении на покой и был назначен настоятелем Свято-Успенского Вышинского монастыря Тамбовской губернии.

Однако уже через несколько месяцев он просит уволить его от настоятельства. Владыка выбирает затворническую жизнь. Уединившись в отдельном флигеле, он выходит к братии только на время службы в храме. Через шесть лет владыка Феофан уходит в полный затвор. Закрывшись от мира, он не теряет с ним связи, став духовным наставником сотен людей. Ежедневно Вышинскому затворнику приходит до пятидесяти писем. В его ответных посланиях советы, духовные наставления и поучения. В одном из них он даже (за 50 лет!) предсказывает революцию в России, предлагая жёсткие меры ее пресечения. По поводу своего уединения святитель Феофан пишет с юмором: «Можно и при затворенных дверях по миру шататься, или целый мир напустить в свою комнату». Также в эти годы будущий святитель занимается переводами аскетический книг. Всем известен его перевод книги Никодима Святогорца «Добротолюбие». Пишет Феофан и свои богословские труды, составившие богатое духовное наследие.

Умер Вышинский затворник 6 января 1894 года, на праздник Крещения Господня. Так как были праздники, отпевание было совершено лишь спустя шесть дней. Остались воспоминания современников, что когда они прощались с почившим и отдавали последнее целование, руки у святителя были теплые. Погребли святителя Феофана под спудом в Казанском соборе обители.

Спустя 23 года после погребения святителя грянула та самая революция, которую он предсказывал. Пронеслась она разрушающим смерчем и над Вышинским монастырем. В 20-х годах прошлого столетия его закрыли, тогда уже эти земли перешли из Тамбовской в Рязанскую область. Сначала территория обители использовалась как лесное хозяйство, совхоз по свиноводству, детский городок, а с 1938 года в монастыре обосновалась психиатрическая больница. Храм, где находилось захоронение, закрыли, а помещение использовали как склад. Белокаменное надгробие изуродовали, склеп, в поисках золота, вскрыли. Ничего не найдя, забросали могилу всяким хламом.

На долгие десятилетия имя известного богослова в нашей стране ушло в тень. Но конечно же, помнили о нем верующие люди. В 1972 году в единственную сохранившуюся в округе церковь в селе Эммануиловка настоятелем был назначен выпускник Московской духовной академии священник Георгий Глазунов. Через год к нему из академии приехали игумен Марк (Лозинский), преподаватель гомилетики, и два выпускника – иеромонахи Елевферий (Диденко) и Георгий (Тертышников). Вместе они решили побывать в бывшей обители и послужить панихиду по владыке Феофану.

В Казанский храм их пустили. Увидев полное запустение погребения, священнослужители были опечалены. Но говорить тогда о каком-либо обретении мощей было невозможно. На дворе были не столь жесткие по отношению к Церкви годы, сколь равнодушные и холодные. Но через какое-то время к отцу Георгию вновь приехал иеромонах Елевферий, так как в Московской духовной академии было принято решение обрести останки святителя и тем самым спасти их от дальнейшего поругания. Вдвоем они пошли в монастырь, разобрали склеп от мусора. Голова епископа Феофана была разбита на три части, остальные косточки разбросаны. Священники собрали всё по крупицам, нашли также Евангелие святителя Феофана. Мощи перенесли в Сергиевскую церковь Эммануиловки, где служил отец Георгий. А через несколько дней их отвезли в Троице-Сергиеву лавру.

До 1988 года мощи святителя находились во Всесвятском храме Лавры. Когда началось потепление в отношении государства к Церкви, встал вопрос о канонизации епископа Феофана. Он стал одним из первых, кто был причислен к лику святых на Соборе 1988 года. И в том же году его мощи торжественно перенесли в Эммануиловку, где в храме специально к этому событию был пристроен придел в его честь. Сотни людей стали приезжать на самую окраину Рязанской области, в маленькое, ничем не примечательное ранее село. Вновь потянулись люди за помощью и духовной поддержкой к святителю Феофану. И как прежде, он слышал их и помогал. Настоятель храма отец Георгий вспоминал о десятках случаев исцелений.

Особо трогательная история случилась с маленьким мальчиком, который с рождения не ходил. Родители привозили его несколько раз. Ребенка сначала носили на источник святителя Феофана, а потом к мощам святого. И вот однажды посреди службы в храме стал бегать мальчик. Прихожане были недовольны и просили мать урезонить сына, а та стояла вся в слезах, ведь ее двухлетний ребенок пошел первый раз в своей жизни.

«Крестный ход представлял собой человеческую реку, заполнившую почти всё пространство узкой лесной дороги от села до обители»

В 1993 году в Вышинской обители возродилась монашеская жизнь. Просто чудом часть его территории была передана верующим. Годы были экономически непростые, но светские власти нашли решение проблемы. Невдалеке стал строиться новый комплекс психиатрической больницы. А в это время в монастыре шло восстановление одного из храмов – Успенского. 29 июня 2002 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II мощи крестным ходом были перенесены из Эммануиловки в Вышенский монастырь. Мощи несли на руках. В начале шло многочисленное духовенство, за ними десятки сотен людей. Крестный ход представлял собой человеческую реку, заполнившую почти всё пространство узкой лесной дороги от села до обители, а это более двух километров.

В наши дни большая часть территории возвращена Вышинскому монастырю. Восстановлены почти все постройки и, самое главное, храмы. В 2015 году, к 200-летию со дня рождения, у ворот обители установили памятник святителю Феофану, и теперь святой сам встречает всех приходящих в его любимую обитель. Труды известного богослова и сегодня не утратили своей актуальности. Его произведения переведены на многие языки мира. Свидетельством того, что святитель Феофан и сейчас является духовным наставником многих православных христиан, может послужить количество паломников, приезжающих в Вышинский монастырь из разных уголков нашей страны, а также из-за рубежа. Как рассказывают насельницы обители, им приходится довольно часто убирать десятки записочек с просьбами о помощи и заступничестве, которые люди кладут под раку с мощами святого.

Успенский Вышенский монастырь

Всё встало на свои места. Монастырь возродился, вернулся в него его небесный покровитель, который сравнивал Вышу с Царствием Небесным. И действительно, величественная обитель, как жемчужина в обрамляющей его зелени лесного массива, открывается всякому, кто приедет сюда. «Ищешь спасение – доброго дела ищешь. Душа дороже всего мира», – написано на памятнике святителю у входа в монастырь. Этими словами святой благословляет каждого, кто входит под сень обители, кто ищет покоя и умиротворения в бурном житейском море.