Зачем США подыгрывают «автокефалистам»?

Пародия Иродиады

По иронии судьбы сие мероприятие проходило 11 сентября — в день памяти Иоанна Предтечи, которому отрубили голову по наущению Иродиады и приказу Ирода. Наверное, это совпадение неслучайно…

Разумеется, до Иродовой жестокости «майданный» президент явно не дотягивает. А вот по уровню лукавства и коварства, похоже, уже пытается пародировать поведение евангельской Иродиады. Чего стоят, к примеру, высокопарные слова г-на Порошенко о том, что якобы в родной стране со свободой религии — всё «ОК». Так, во время встречи с послом США он с радостью сообщил: «Мы гордимся, что имеем достойное состояние религиозной свободы в Украине, которая гарантируется Конституцией Украины и Законом Украины о свободе совести и религиозных организациях, а также традиционно высоким уровнем толерантности, которая царит в украинском обществе».

Видать, забыл уважаемый Петр Алексеевич о том, как раскольники захватывают и уничтожают храмы УПЦ, причем не только на западной Украине, но и в самом Киеве. К примеру, на киевском жилмассиве Сырец (где в годы войны расстреливали людей в Бабьем Яру и Сырецком концлагере) новоиспеченные нацисты дважды, в 2016-2017 годах, пытались сжечь деревянную церковь в честь иконы Божьей Матери «Умягчение злых сердец». В январе 2018 члены праворадикальной организации «С14» заблокировали въезд в Киево-Печерскую лавру, спровоцировав столкновения с верующими. А спустя два месяца неизвестные злоумышленники запустили «красного петуха» в небольшую часовню (находящуюся в Оболонском районе Киева).

Однако эти и другие факты вопиющего беззакония против УПЦ так и не были затронуты на переговорах с американским послом. В тоже время (как сообщает президентский сайт) религиозно озабоченный Порошенко привлек внимание сэра Браунбека «к многочисленным свидетельствам ужасных нарушений прав и свобод человека» в Донбассе и Крыму. Речь шла о его «переживаниях» за судьбы раскольников и еретиков — «украинских верующих Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, Украинской Греко-Католической Церкви, представителей других вероисповеданий».

Не меньшее удивление вызывает и порошенковский доклад сэру Браунбеку о шагах, которые осуществляются на пути создания… «Украинской Автокефальной Православной Церкви». Такое впечатление, что шоколадный магнат лепечет, чего сам не ведает. Неужто он не знает, что в родной стране уже около тридцати лет действует раскольническая группировка с таким же названием — УАПЦ?

«Сей кощунственный акт…»

Как известно из украинской истории, первое «рождение» УАПЦ произошло после февральской революции 1917 года, когда часть украинских националистов решила разорвать каноническое единство с РПЦ. Невзирая на отлучение от Церкви, раскольники организовали в Киеве «Первый всеукраинский православный церковный собор»: он прошел в октябре-1921 в Софийском соборе. На него съехались 472 делегата, среди них 64 «священника» и 17 «диаконов», а также общественные и культурные деятели. Несмотря на их уговоры, экзарх РПЦ Митрополит Михаил (Ермаков) решительно отказался принять участие в самочинном сборище и рукоположить «епископов» для раскольнической УАПЦ. Тогда «священник» Ксенофонт Соколовский (один из участников съезда) спросил: «Не намерен ли собор сам создать епископат?». После недолгих раздумий раскольники решили, что если «собор» признается правомочным, такая возможность вполне реальна.

Эту ересь обосновал новоявленный «богослов» Владимир Чеховский: сославшись на апостольские времена, он заявил, что хиротонией якобы занимались пророки, которые сами не являлись епископами, и что так же был рукоположен апостол Павел, да и апостол Тимофей тоже якобы поставлен руками пресвитеров. Таким «макаром» было решено, что верующие могут сами, без епископов, рукоположить себе архиереев. В итоге отлученного от Церкви «священника» Василия Липковского «соборно» поставили «митрополитом», а затем избрали и прочих «архиереев».

Впоследствии об этом сборище упоминал Патриарх Московский Пимен в своем послании к Патриарху Константинопольскому Афинагору: «Этот псевдособор провозгласил образование «Украинской автономной Православной Церкви». Руководитель сепаратистов, к тому времени отлучённый протоиерей, Василий Липковский был избран участниками «собора» во епископа новой «церкви». «Архиерейское» поставление Василия Липковского было совершено вопреки всем каноническим правилам (Ап. пр. 1; Антиох. Соб. пр. 19; 1 Всел. Соб. пр. 6 и др.). Сама «хиротония» была исполнена отлучёнными пресвитерами и мирянами с возложением на Липковского мощей (руки) священномученика Макария, митрополита Киевского. Сей кощунственный акт был повторен при последующей «хиротонии» во «епископа» также отлучённого протоиерея Нестора Шараевского. Характер этих «хиротоний» дал основание к распространению в верующем народе наименования новых раскольников «самосвятами»…»

«Второе рождение этой «церкви» также было чисто раскольническим трюком».

Перед развалом СССР УАПЦ возобновила свою деятельность под названием «Украинская автокефальная православная церковь». Ее второе «рождение» также было чисто раскольническим трюком. На «Поместном соборе» УАПЦ в 1990 году приняли новый «устав», а прибывшего из США «митрополита» Мстислава Скрыпника торжественно провозгласили «Патриархом Киевским и всея Украины». В УАПЦ самовольно перешёл и бывший епископ РПЦ Иоанн (Боднарчук), ранее ушедший на покой. Последним «патриархом» УАПЦ был экс-священник РПЦ Владимир Ярема (скончавшийся в 2000 году). Но, несмотря на старания раскольников, вопрос о каноническом статусе их «церкви» так и остался без желаемого ответа.

Проект «УАПЦ»: дубль три

Судя по сентябрьской встрече 2018 года, Порошенко поделился с Браунбеком своими «автокефальными» планами и поблагодарил американскую сторону за активную поддержку в этом процессе.

В свою очередь, посол заверил, что «Соединенные Штаты и в дальнейшем будут поддерживать Украину в борьбе за восстановление суверенитета и территориальной целостности и праве иметь единую Украинскую Автокефальную Православную Церковь». В связи с этим хотелось бы узнать: с какой это «радости» бывший протестант (член американской методистской «церкви»), который в 2002 году перешел в католицизм, вдруг так активно заинтересовался «автокефальными» вопросами в Украине?

Следует отметить, что Браунбек прилетел из-за океана после того, как Патриарх Варфоломей решил отправить в Украину двоих экзархов — американского архиепископа Даниила и канадского епископа Иллариона. Обратим внимание на еще одно совпадение: оба иерарха принадлежат к церквям, которые существуют в канонических рамках менее трех десятков лет. Как показывает история, УПЦ в Канаде оказалась под омофором Константинополя в 1990 году, а УПЦ в США — в 1994-м. До этого обе религиозные организации являлись раскольниками-автокефалистами, причем смешанными с греко-католиками (с которыми даже была практика совместного причащения даже после вхождения под опеку Фанара). Отсюда становится понятно, что присланные по «указанию свыше» экзархи в ближайшее время намерены «помочь» Украине предпринять уже третью попытку по созданию УАПЦ, на этот раз вроде бы как вполне канонической.

К сожалению, сегодня в стенах фанарской резиденции владыки Варфоломея не только игнорируют прежние договоренности с Московским Патриархатом относительно украинского православия, но и пытаются оккупировать каноническую территорию РПЦ. В свою очередь, в официальном Киеве, опираясь на мощную поддержку Вашингтона, продолжают игру, начатую в Стамбуле: дескать, еще во времена Московского царства, осуществляя присоединение в свой состав Киевской митрополии, Русская Церковь якобы не учла целый ряд положений Томоса 1686 года. По версии очередных «творцов» УАПЦ, якобы не была соблюдена форма диптиха (согласно которому Киевский митрополит должен упоминать Вселенского Патриарха), нарушена автономия Киевской митрополии, которую она имела в составе Вселенского патриархата, а также проигнорирован титул киевского архиерея как экзарха Константинопольского патриархата и митрополита всея Руси.

Однако не всё так гладко, как хотелось бы представителям Фанара и США. На данный момент реализации «автокефальных» планов мешает священноначалие УПЦ во главе с Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием (Березовским). В свое время он не поддержал экс-митрополита Филарета в деле отрыва УПЦ от РПЦ, за что и был сослан на западную Украину (где униаты вместе с националистами организовывали нападения на православные храмы). Хотелось бы верить, что не только духовенство УПЦ, но и простые верующие не изменят родной Церкви. И тогда, не имея массовой поддержки украинского народа, третий проект УАПЦ уйдет в небытие так же, как и два предыдущих «прожекта»…

Валентин Ковальский, журналист, выпускник КДА

Предыдущая запись Удар по пастве
Следующая запись Цитата дня на 18 сентября