Конечно, для любого человека, хотя бы несколько знакомого с православным учением, христианскими праздниками, это звучит не просто нелепо, а абсурдно. Как можно обвинять в каких-то антиженских настроениях религию, если в ней почитают Богородицу, то есть именно Женщину. Посредством Женщины пришёл в мир Богочеловек Иисус Христос. Именно Дева Мария была избрана для того, чтобы послужить тем путём, через который пришло в мир наше Спасение. Уже одного этого было бы достаточно, чтобы опровергнуть все нападки на православие в данном отношении.

Но, допустим, что Богородица – это такое уникальное исключение, Она рассматривается уже не как обычная земная женщина. Но ведь и в отношении многих других женщин мы замечаем удивительно уважительное отношение и признание того, что они могут быть не менее верными последователями Христа, чем мужчины.

В Писании мы встречаем множество упоминаний о добродетельных женщинах, которые служили Христу и апостолам своим имением, принимали их во время странствий. Можно вспомнить, наконец, про жён-мироносиц. Именно женщины первыми пришли ко Гробу Господню, чтобы выполнить все необходимые погребальные обряды. Мы не знаем, что в это время происходило с учениками-мужчинами. Писание молчит об этом. Однако вполне могло быть и такое, что по обычной нашей человеческой слабости в их среде царила не только печаль, но и разочарование. Они увидели смерть Того, Кто должен был, казалось бы, быть торжествующим победителем и царём. Они могли также опасаться и за свою судьбу, понимая, что учеников Иисуса будут преследовать.

Однако женщины не думают обо всём этом, они идут отдать дань памяти тому, кого любили. И неудивительно, что им первым была дарована радость знания того, что обещание Христа исполнилось – Он воскрес и вновь готов встретиться со своими друзьями и учениками.

Атеисты, однако, в большинстве случаев подобными доводами не удовлетворяются. Да, говорят они, может быть, в Евангелии действительно говорится о женщинах с уважением, но христианство ведь складывалось не только под влиянием евангельских текстов, большую роль в формировании православного канона и традиций сыграл апостол Павел. Ну а вот он точно ведь был женоненавистником. На что опираются люди, предъявляющие данные обвинения?

Обычно любят приводить следующие слова апостола: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5, 22-23). Необходимость повиноваться мужу, да ещё столь безоговорочно, для многих звучит уже как нечто дискриминационное.

В данном случае мы сталкиваемся с одним из достаточно распространённых манипулятивных приёмов в дискуссии. Он заключается в том, что человек в принципе говорит правду, но не всю правду. Если бы апостол ограничился в описании отношений внутри семьи только этой фразой, то действительно, можно было бы говорить о некой приниженности женщины. Однако ведь святой Павел сказал также: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5, 25). То есть степень любви к своим жёнам должна быть воистину беспредельна, раз уж она уподобляется любви Христа к своей Церкви, то есть ко всем христианам.

Если эти две фразы воспринимать как единое наставление, данное мужьям и жёнам, то при всём желании нельзя увидеть в нём никакого дискриминационного характера. Речь идёт исключительно о том, что в семье должна царить любовь и взаимное уважение между супругами.

Однако атеисты не сдаются, от Писания они переходят уже к церковным канонам и традициям, причём здесь уже зачастую обвинения звучат исключительно в адрес православия, которое отличается удивительной нетолерантностью, по сравнению со многими протестантскими конфессиями. Речь идёт о том, что женщина в Православной Церкви не может быть священником, что якобы является доказательством её дискриминации.

В данном случае стоит напомнить о том, что у людей вообще разные судьбы, разные призвания и предназначения. И это вовсе не значит, что один человек чем-то хуже в глазах Господа или людей.

Женщины чувствуют себя обиженными тем, что им не дают возможности стать священниками? В большинстве случаев те, кто возмущается дискриминацией, не то что не имеют таких планов, но позиционируют себя как убеждённые атеисты, которым просто не по душе терпеть такую несправедливость. Звучит несколько странно. Если уж для атеиста религия и выполнение религиозных обрядов по определению являются чем-то глупым и бессмысленным, то стоило скорее порадоваться за женщин, которые избавлены от опасности посвятить всю свою жизнь какой-то бессмыслице.

Положим, есть всё-таки женщины, которые считают себя христианками, но при этом хотели бы стать священниками и чувствуют себя обиженными из-за невозможности добиться этого. Но давайте попросим их ответить на вопрос, а зачем, собственно, они хотят стать священниками? Если дело в том, что они хотят послужить Богу и людям, если мечтают о том, что будут способствовать распространению христианской веры, то очевидно, что для всего этого вовсе не нужно обязательно становиться именно священником. В Церкви найдётся место для служения каждого человека. И христианское рвение женщины в данном случае может быть полностью удовлетворено. Этому есть множество примеров. Огромное количество женщин занимаются благотворительностью, христианским просвещением, миссионерством. Их вклад в это дело может быть ничуть не меньше мужского.

«Люди с подобными взглядами не должны становиться священниками не столько из-за своего пола, сколько из-за мировоззрения, которое абсолютно не сочетается с православным учением»

Получается, что всё-таки когда речь идёт о получении именно священнического сана, мотивация другая, не имеющая ничего общего со стремлением к христианскому служению. Речь в большинстве случаев идёт об удовлетворении собственной гордыни, желании уязвить мужчин, показать, что женщина везде и во всём может быть лучше их. Зачастую подобное устремление сочетается с феминизмом. Не тем, который за равные права женщин, а тем, который сводится к мужененавистничеству. Понятно, что люди с подобными взглядами не должны становиться священниками не столько из-за своего пола, сколько именно из-за мировоззрения, которое абсолютно не сочетается с православным учением.

В подавляющем большинстве случаев добившиеся высокого статуса в протестантских конфессиях женщины пропагандируют взгляды, которые достаточно сложно назвать христианскими. Можно привести яркий пример епископа Стокгольма Евы Брунне. Она получила известность благодаря тому, что она не просто уже пятая женщина епископ в лютеранской церкви, но и первая открытая лесбиянка, занявшая подобный пост. Впрочем, в наибольшей степени она стала известна даже не благодаря своей нетрадиционной ориентации, но благодаря призыву снимать кресты с христианских храмов, так как они могут вызвать негативную реакцию у мусульманских мигрантов, прибывших в Швецию. Понятно, что подобный случай был воспринят как нечто выходящее за рамки даже в толерантной Швеции. Однако сам по себе он не должен вызывать сильное удивление. Как мы уже сказали, если женщина упорно добивается именно священнического статуса, то она может руководствоваться при этом чем угодно, но только не христианскими взглядами.

Последний рубеж атеистов в женском вопросе выглядит достаточно смешно. Но так как многие люди не обладают глубокими познаниями в истории, то следует остановиться и на данных аргументах. Зачастую в качестве доказательства женоненавистничества христианства приводят «Домострой», то есть сборник наставлений, автором которых считают священника Сильвестра, человека, который некогда занимал высокое положение, будучи духовником самого царя Ивана IV, а впоследствии подвергшийся опале. Конечно, если углубляться именно в исторические детали, то можно уточнить, что само отношение к понятию авторства в те времена сильно отличалось от нынешнего, концепция плагиата и его недопустимости была бы во многом непонятна людям XVI века, нормой считалось самое широкое заимствование из авторитетных источников.

Однако для нас важнее другое. Большинство людей, которые предъявляют православным существование «Домостроя» как некое обвинение, сами эту книгу, разумеется, не читали. Поэтому исходят из двух стереотипов. Первый – о том, что эта книга практически полностью посвящена тому, что необходимо обязательно бить жену. Причём супруг должен делать это регулярно и с крайней жестокостью. Зачастую вспоминают о том, что столь же жестоким нужно быть и по отношению к детям. Второй стереотип заключается в том, что «Домострой» объявляют безо всякого на то основания религиозной книгой, содержащей наставления именно по православному вероучению и его практическому воплощению. Логика тут достаточно очевидная, хотя и неверная: раз написал священник, значит, книга религиозная.

Чем же на самом деле является «Домострой»? Для того чтобы получить представление об этом, достаточно знать, что не менее 80% текста состоит из чего-то наподобие таких вот рекомендаций: «У жены хозяйственной и у хорошего повара замыслов много: из грудинки сварить отвар, почки – начинить, лопатки – прожарить, ножки яичками начинить, печень изрубит с лучком и, пленкою обернув, на сковороде изжарит, легкие, также с молочком с мукой да яичками разболтав, нальет, а кишечки зальет яичками, из бараньей головы мозжок с потрошком в отваре сготовит, а рубец начинит кашкою, а почки – сварит или, начинив, изжарит, – и если так делать, от одного барана много радости будет. (Студень же, какой остается, хорошо держать на льду)».

Если этого мало, то можно привести названия некоторых глав книги. «Поваренный наказ, как пиво варить и мед сытить и вино курить». «Как ключнику беречь всякое зерно и всякий запас в житницах и в закромах». «Как все хранить в погребе, на леднике и в напогребнице».

Очевидно, что «Домострой» – это такая своеобразная энциклопедия домашнего хозяйства. Автор наставляет читателей, как можно вести его в максимальной степени экономно и при этом обеспечить всю семью разнообразным и сытным питанием круглый год. Цель вполне достойная, но, очевидно, не имеющая непосредственного отношения к христианскому учению.

Можно привести аналогию с современностью. Сейчас также многие священнослужители проявляют себя на писательской ниве – благо теперь не проблема завести страничку в соцсетях и делиться своими мыслями со всеми желающими. При этом понятно, что священник вполне может писать не только на богословские темы. Он может поделиться своим рецептом приготовления борща и собственными взглядами на воспитание детей. Причём каждому будет понятно, что подобные тексты не имеют никакого отношения к христианским догматам. Мы можем согласиться со священником, а можем заявить, что наш борщ получается гораздо вкуснее. Это не будет отказом от православия и ересью.

Кроме различных способов экономии и рецептов, в «Домострое» также можно найти своеобразные уроки этикета. Как правильно принять гостей и не ударить перед ними в грязь лицом, как самому вести себя в доме, в который тебя пригласили. Все эти вопросы также могут быть достаточно актуальными, но явно не религиозными. При этом, как и с любыми житейскими вопросами, в данном случае вполне естественным является и то, что описанные правила глубоко историчны, то есть представлялись вполне нормальным современникам Сильвестра. Нам многие рекомендации могут показаться устаревшими, а то и откровенно странными. И вновь придётся повторить: это абсолютно нормально, не соглашаясь с «Домостроем», мы нисколько не отходим от православия.

Ну а что же с пресловутым рукоприкладством? Да, в книге Сильвестра можно найти пару упоминаний о том, что он, очевидно, считает применение телесных наказаний чем-то не то чтобы желательным, но вполне естественным. Было бы сложно ждать чего-либо другого от человека XVI столетия. Как мы помним, отмена телесных наказаний в тех же учебных заведениях произошла только в XX веке, да и то не во всех странах. При этом можно также отметить, что Сильвестр специально подчёркивает, что, применяя телесные наказания, нужно не распаляться злобой и никоим образом не причинять вред наказываемому. По меркам эпохи – вполне себе проявление гуманизма.

Итак, вроде и с «Домостроем» тоже разобрались. Что бы ни было написано в данной книге, нужно понимать, что это не является позицией Церкви. Вообще было бы странно ожидать, что Церковь могла бы выражать свою позицию по поводу приготовления блюд из барашка или хранения хлебных припасов. Оценивая же взгляды самого Сильвестра, необходимо руководствоваться не только христианским принципом о неосуждении ближнего, но и помнить про принцип историзма, согласно которому не стоит судить наших предков за то, что они могли в определённых областях иметь не такие взгляды, как мы.

Конечно, бывают порой и совсем странные обвинения, которые касаются, например, того, что женщинам принято находиться в храме с покрытой головой. В этом при большом желании также можно усмотреть дискриминацию. Забавно, что если ориентироваться на правила светского этикета, то стоило бы уж тогда говорить о дискриминации мужчин, ведь обнажение головы в чьём-либо присутствии всегда рассматривалось как знак своеобразного подчинения.

фото: С.М. Прокудин-Горский. Крестьянские девушки. [Нижняя Топорня. Река Шексна.] [1909 год]