Алексей Ильич Осипов о родовом грехе


Ответ профессора Московской духовной академии, доктора богословия Алексея Ильича Осипова на вопрос о родовом грехе: «Есть ли родительский грех? Если […]


Просмотров публикации 8 798

Ответ профессора Московской духовной академии, доктора богословия Алексея Ильича Осипова на вопрос о родовом грехе: «Есть ли родительский грех? Если да, то как с ним бороться и нужно ли о нём знать? Ведь есть некий соблазн переложить свои проблемы на родителей: они виноваты, а я ни при чём».

«К сожалению, этого понятия не было в нашем богословии. Сущность этого явления всюду есть – во всей Библии, во всей истории человеческой, всюду! А понятия «родового греха» не было.

В чём суть родового греха и родовой добродетели? Все же прекрасно знают, что мы рождаемся и получаем многие наследственные черты, да фактически чуть ли не все наследственные черты своей природы от родителей, от дедов и прадедов. Причём почему-то мы смотрим только на какие-то стороны тела. Помните «губу Габсбургов»? Сколько смотришь портреты там, в Германии, у всех губа кривая через столько поколений. Это мы видим.

Но на самом деле что является главным? Не тело и даже не психика, а дух человека. Оказывается, тяжёлые грехи, тяжёлые преступления, которые совершаются кем-то из предков, налагают свой отпечаток на формирование духа, а лучше сказать не на формирование, а на сам характер духа, с которым рождаются потомки.

Вот помню в деревне в одной маленькая кнопочка во-от такая, совсем ещё ничего не понимает, а жадный до невероятности. Все хохочут над ним, дети его дразнят, он сам ещё не понимает, плохо это или хорошо. Это просто удивительно, я никогда такого не видел! Рождаются очень злые, рождаются вруны, и ничего ты с ними не сделаешь… «Зачем же ты врёшь? – Не знаю».

Вот в чём суть явления, которое является фактом: оказывается, передаются по наследству свойства и телесные, и душевные, и духовные. Так вот эти вот духовные свойства, которые мы называем или страстями (или, напротив, например, человек рождается особенно любвеобильным, щедрым, добрым), вот эти родовые грехи или родовые добродетели – это некие свойства, с которыми рождается человек, то есть получает их от предков.

Но! У каждого человека остаётся полная свобода отношения к этим своим недостаткам. Я знаю, что я страшно завистливый… И я могу как к этому относиться? По-разному! Я могу с этим бороться, а могу этому отдаваться. Страшно скупой? Я могу противостоять этому, а могу ещё и развивать. Родовой грех, оказывается, может быть изжит правильной христианской жизнью.

Особенно родовой грех действует в течение первых трёх-четырёх поколений. Но если эти три-четыре поколения всё-таки становятся на путь борьбы – он может исчезнуть. Если нет – он может даже стать устойчивой чертой рода. Вы знаете, говорят «воровской род», слышали? «Род каянитов», слышали? «Род Богоматери», или «род святых». Наши стандартные жития подчас с чего начинаются: «родился от благочестивых родителей». Кажется, что звучит это очень мило, но наивно, а на самом-то деле идея какая выражена…

А перекладывать свои недостатки на предков… С одной стороны, кажется, это справедливо, потому что склонность я от них получил, что я родился такой жадный. С другой стороны – ты человек, а не скотина. Кошка не может быть собакой, а лиса – вороной. А человек может бороться с этим, противостоять этому, изменяться может! И для этого как раз и служит правильная христианская жизнь.

Самая основная тема – что такое правильная христианская жизнь? Ведь мы иногда смотрим – это настолько примитивно, прямо элементарно: не греши, а в чём погрешил – кайся, и всё! Но это знаете, что такое? Это первая, микроскопическая ступенька. Духовная жизнь – это нечто очень глубокое. Там есть много важнейших вещей, которые надо знать. Что такое молитва? Как молиться? Можно себе представлять Бога, ангелов? Нельзя. А молиться каким образом, что читать, как относиться к вниманию? Как относиться к сердечным действиям? Это же целая наука! Это наука о духовной жизни, и её надо бы изучать православным христианам.

Родовой грех – это факт, с которым мы рождаемся, это мы получаем, действительно, от своих предков, родителей, но мы к этому вольны относиться очень и очень по-разному. И с нашей совести спросится, как мы отнеслись к этому. Да, я родился скупым, но я могу понуждать себя к добру, к щедрости. Бог видит, в какой степени я борюсь. Вот эта-то борьба и является самым ценным в нашей человеческой жизни.»

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)31