1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Игумен Силуан (Туманов): «О каком кресте говорил Христос до распятия?»


Очень много толкований существует того, что значит взять свой крест. Вы наверняка их часто слышите. Они не являются чем-то секретным и необычным. Это, в первую очередь, означает добросовестное несение своих жизненных послушаний. Необязательно трудностей, но и крест радости тоже существует. Легко вспоминать о Боге тогда, когда тебе плохо, когда ты болеешь, а вот вспомнить о Боге, когда тебе радостно и когда у тебя все хорошо… в таких ситуациях мы о Боге редко вспоминаем.


Просмотров публикации 273

Существует множество шутливых сказаний и анекдотов на эту тему, которые я сейчас рассказывать не буду, но я думаю, вы их все прекрасно знаете. И не раз слышали о том, как человек о чем-то просит у Бога, и вдруг оно сбывается, и он говорит: «Да-да, Господи, прости, я тебе что-то обещал, но Ты не обращай внимание, тут без Тебя уже все произошло». И часто мы считаем, что все происходит само собой, поэтому нам не надо быть настолько благодарными богу, чтобы брать его крест и нести с собой.

Хотелось бы понять, что значит взять свой крест? Ведь мы понимаем, что Христос произносит эти слова задолго до распятия. О каком же кресте Он тогда говорит? Тут два наиболее правдоподобных объяснений, одно историческое, другое иное. Историческое это то, что Христос тем самым мог напоминать своим слушателям о том, что совсем незадолго до Его проповеди было крупное восстание в Иудее, которое подавили римские войска, и в устрашении всем иудеям поставили кресты и распяли на них зачинщиков восстания, а жителей небольшого городка вообще продали в рабство. В общем, там была очень печальная история. Христос, таким образом, мог напоминать, что вот эти кресты могли быть устрашениями, нам надо вот также брать эти кресты на себя. Честно говоря, для меня эта версия кажется не очень убедительной, потому, что учитель иудеев не будет в пример приводить им римские обычаи, от оккупантов каких-то.

Вторая версия довольно интересная. Она редко встречается, совершенно случайно я ее сам для себя нашел и удивился. Это иудейская версия, которая до сих пор бытует в иудаизме. Чем же она может быть для нас интересна? Во-первых, тем, что естественно, когда Христос говорил о кресте, Он подразумевал что-то Свое, еврейское. Что Он мог подразумевать? В самом начале Священного Писания повествуется о том, как Каин убил Авеля. И вот сказано в Писании: «И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отомститься всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.»

Что это за знамение? Интересный вопрос, на который не так просто найти ответ. В другом месте Священного Писания в 38 главе книги Бытия, читается о Фамари, которая сблудила. «Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена». Разные комментаторы пытаются ответить на вопрос, почему приговор Иуды столь жесток. Но некоторые комментаторы говорят, что на самом деле Иуда вовсе не собирался сжигать Фамарь. Он повелел сделать ей на лбу знак, которым долгие века и арабы и евреи помечали неверных жен, чтобы все сразу видели, что был у этой женщины нехороший проступок в ее жизни. Что же это за клеймо?

Опять вопрос. Удивительно, что многие толкователи видят в этом клейме отголосок слова “Эмет”. Эмет – это либо поставить знание, либо дословно это переводится как «печать Всевышнего». Эта печать, согласно древним толкованиям, имеет форму буквы «Т». И вот если еврейская буква «Т» сейчас совершенно не похожа на крест, то в древнем алфавите, который использовался во времена Христа, буква «Т» полностью повторяла современные начертания креста. И таким образом, мы видим, что с точки зрения Христа, жившего и воспитанного в иудейской традиции, поставить знак, значит начертать крест. Соответственно, крест был начертан, с точки зрения иудейских толкователей, и на лбу Каина, и на лбу Фамарь. Более того, этот знак ставится и в других ситуациях. Этот же знак ставился миром при помазании ветхозаветных священников. Этот знак напоминает Исаака, который взял и понес дрова для жертвенника, точно так же как Христос понес Крест Свой. Этот знак символизирует, что священник, помазанный таким крестом, умирает ради этого креста и проливает кровь свою, и я еще раз подчеркиваю, это все говорилось до распятия Христово, то есть это было живое сознание иудейского народа, и это все было впитано Господом с молоком Матери, и Он рассуждал в этих же категориях.

Интересно, что когда в книге пророка Иезекииля говорится: «пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак», буквально пишется: “начерти «Т»”. То есть вот эту букву «Т», еще раз напомню, в древнем алфавите она абсолютно повторяет форму креста нашего. «А тем сказал в слух мой: идите за ним по городу и поражайте;» тех, кто участвует в этих мерзостях, «но не троньте ни одного человека, на котором знак». Таким образом, мы видим, что пророк Иезекииль повелевает начертить крест чернилами на лбу тех, кто не участвует в мерзостях Иерусалима, а кровью этот крест чертится тем, кого убивают, тех, кто участвовал в этих мерзостях. Мы видим, что этот знак становится очень многогранным символом. Это и символ избранности Божией, это и символ гнева Божиего. Это и символ святости, это и символ порока. Поэтому когда Христос говорит: «Возьми свой крест и иди за Мной», Он подчеркивает тем самым, что человек, в первую очередь, принимает Его благословение и Господь несет вместе с ним его жизненный крест, проходит вместе с ним его путь. Таким образом, мы понимаем, что Христос, говоря эти слова, имел в виду не римское орудие казни. Это было пророчество о том, что Он будет распят на кресте.

Но в сознании Его слушателей крест уже существовал как свое, глубинное предание. Как напоминание о жертве Исаака. Как напоминание о знаке, который еще вначале времен был положен для того, чтобы исправить этот мир, об этом отдельное толкование существует на первую книгу Бытия, но сейчас не будем углубляться. Этот образ становится и орудием и благословением в том случае, если мы следуем за Христом. И этот образ становится для нас орудием, знаком гнева Божиего, если мы отказываемся следовать за Ним, приняв на себя знак Христа, приняв на себя имя христиан. И необходимо очень ответственно относится к своим словам и к своему жизненному пути. Если мы выбрали следование за Христом, то мы приняли на себя крест Его, то есть знак помазания Его, то есть тот знак, который мы постоянно чертим на лбу. Этот знак напоминает нам о крестной смерти Христа Спасителя, и этот знак напоминает нам о том, что Господь выбирает Себе людей от сотворения мира, и мы звенья той самой золотой цепи, которое избрано для спасения. И, раз мы вошли в это число спасаемых, нам надо ответственно к этому относится, стараться не посрамить выбор Христов, стараться не обмануть Его надежд и добросовестно принять на себя это благословенное помазание. Не только напоминание о страшной смерти, но и напоминание о том, что мы благословлены Богом и призваны к вечной жизни в Царствии Небесном, аминь.

Проповедь нашего настоятеля о.Силуана на сегодняшней праздничной литургии

Опубликовано Петропавловская церковь в Парголово Воскресенье, 29 сентября 2019 г.

Вы можете поаплодировать автору1