Когда ввели эту дисциплину, моя старшая дочка окончила школу, другая дочка – перешла в 6 класс. А сын-третьеклассник, скорее всего, не будет изучать ОПК.
Но я об этом предмете знаю немало, так как ещё относительно недавно готовила материалы об ОРКСЭ, разговаривала с родителями, педагогами, детьми, методистами. Журнал, для которого я собирала информацию, только что закрылся. К сожалению, в печать вышло только то, что доказывало: предмет не заставляет зубрить молитвы, ходить в платках, массово принимать крещение и так далее. Нужно было успокоить родителей, которые звонили в школы, в редакции журналов, убедить их, что курс ОРКСЭ – это знакомство с символикой нашей страны, с обычаями и праздниками. Задача преподавателей – вырастить детей добрыми, отзывчивыми, научить уважать и ценить свою культуру и чужую и в то же время быть патриотом.
А «за кадром» осталось немало интересной информации, житейских и бытовых деталей, о которых если бы знали чиновники, может быть, не принимали бы такое решение.
С 2012 года в расписании четвероклассников появился новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Его апробация, запущенная в 2009 году в нескольких регионах России, была признана успешной. Теперь это обязательный предмет, раз в неделю (34 часа в год), не оценивается по пятибалльной системе – только зачет и незачет.
В феврале на школьном собрании родителям третьеклассников подробно рассказывается об ОРКСЭ, показываются презентации о модулях, праве выбора, преподавателе необычной дисциплины. Потом раздаются бланки заявлений, где мамы и папы выбирают для своего чада интересующий модуль. Никакого давления на родителей не осуществляется: если в классе нет единодушия и выбраны два-три модуля, то все направления, как правило, ведет один учитель, но на разных уроках.
В Москве выделяются три «лидера»: Основы православной культуры, Основы светской этики, Основы мировых религиозных культур. Частая, между прочим, ситуация: звонят родители и говорят, что подписались на Основы мировых религиозных культур, а сейчас хотят поменять на ОПК. Поменять можно, а вот не посещать его нельзя – это обязательная дисциплина.
Методист из Москвы, с которой мы долго беседовали, себя критически называет одной из тех верующих, которые заходят в храм поставить свечку перед иконой святителя Николая Чудотворца перед важным делом, перед Пасхой освящает куличи. Тем не менее, для своей дочки она выбрала ОПК. А также она отмечала, что в классах, где выбирали ОПК, родители и педагоги видели положительный результат. В одной из школ, где многие ребята из неполных, неблагополучных семей, пригласили вести предмет православного священника. Сначала многие, от родителей до педагогов, восприняли присутствие батюшки в классе в штыки. Говорили: «Вы же обещали, что вести ОПК будет светский человек: классная руководительница или историк, литератор, учитель музыки, а тут батюшка с крестом посередине класса!» Но прошла первая встреча, потом вторая. Негативное отношение перешло в нейтральное, спокойное, а постепенно – и взрослые, и дети были рады, что у них на уроках бывает священник, бывают экскурсии в православные храмы. Были забавные ситуации, когда к батюшке подходили мальчики из мусульманских семей и спрашивали, можно ли им тоже ходить на такие занятия. Ребёнок из католической семьи, родители которого выбрали модуль «Основы светской этики», стал проситься на ОПК. Священник никому не отказывал. Постепенно предмет (причём здесь нет контрольных работ, нет оценок и в будущем не предстоит сдавать ЕГЭ) превратился в любимый. Места этому уроку было мало, так как стали приходить ребята и из других классов послушать батюшку, директор выделила актовый зал. Священника окружали после урока старшеклассники, задавали разные вопросы, например, о первой любви, о первых разочарованиях, в каком возрасте выходить замуж…
«Взрослым не только понравился урок, но они потом долго не отпускали батюшку»
В Подмосковье учительница по литературе, которой дали вести ОПК, приглашала на уроки православного священника. Она считала, что хорошо знает свой предмет – литературу и русский язык, является верующей, но для работы с четвероклассниками на такую тему нужен священник. Батюшка, зная, что некоторые родители против, поступил мудро. Он сразу пригласил всех мам и пап на уроки. Взрослым не только понравился урок, но они потом долго не отпускали батюшку. И неудивительно: столько важных вопросов накопилось – и по воспитанию детей, и по тому, как сохранить мир в семье, как работать и успевать уделять время дочкам и сыновьям.
Методисты, директора школ в Москве, Рязани, Тамбове едины в одном: учителя стараются вести предмет интересно. Это поездки, посещение синагоги, мечети, православных храмов.
Мама четвероклассника рассказывала, что в их несколько открытых уроков провёл Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Это добровольные встречи для школьников. Но оказались впоследствии очень популярными, на них приходят дети из мусульманских семей, из семей, где невоцерковлённые родители. Архиерей говорит на вечные темы: о добре и зле, о любви к родителям уважении к старшим. Владыка также затронул тему праздников, например, он сказал: «Рождество Христово – это главный день рождения, который отмечает весь мир. Подготовка к нему – это не только украшение елки или приготовление вкусных блюд, но и отказ от своих желаний. Последние могут быть хорошими или плохими, а потому нужно учиться отказываться от удовольствий ради друзей».
Учитель начальных классов, многодетная мама, воспитывающая собственных детей в православной вере, делится:
«Я несколько лет уже веду ОПК. Так сложилось, что родители выбирают именно этот модуль. Наши уроки – это обсуждение проблем, дискуссии на темы нравственности, патриотизма, духовности, конечно, в доступном ключе для четвероклассников. Есть учебник издательства «Просвещение», но уроки готовлю не только по нему. Делаю всё, чтобы 45 минут были увлекательными и интересными: смотрю в интернете презентации, материалы, фотографии, подбираю мультфильмы. Наши уроки тесно связаны с литературой. Говорим о добре и зле, о пороках – обращаемся к классике, к нашей школьной программе. Например, «Сказка о рыбаке и рыбке». Так ли уж добр и хорош герой Старик? Вместе с детьми приходим к выводу: если Старик положительный, то почему он не починит избу Бабе, не поможет ей в хозяйстве, почему рассчитывает на Золотую рыбку, да и просто идет на поводу у своей Старухи? Или басня «Ворона и Лисица» – как еще нагляднее показать такие недостатки, как лесть, жадность. С ребятами отвечаем на вопрос, какие пороки высмеиваются в «Сказке про Ивана Царевича». Было беспокойство и среди родителей и педагогов, что ОРКСЭ «съедает» один час из литературы, но за счёт интегрирования чтения в ОПК четвероклассники ничего не теряют. Как видите, мы постоянно обращаемся к литературе.
На дом задания нетрудные – к примеру, составить список своих положительных и отрицательных качеств, что нужно исправить в себе, а что нужно, наоборот, развить, написать о правилах в своей семье, какие праздники особо отмечаются дома и так далее».
Интересно мнение самих ребят. Олег, 4 класс:
– Я желаю, чтобы все дети были послушными и всегда думали над своими поступками. Нас этому учат на уроках ОПК.
Алена, 4 класс:
– На этих уроках мы узнаём много интересного, учительница объясняет понятно, что такое добро и зло, как надо дружить. У меня были проблемы с одноклассниками, никто не хотел со мной дружить. Но один раз мне и моей соседке по парте дали задание вместе подготовить доклад о святом Георгии Победоносце. Нам родители помогли найти слайды, фото, историю герба Москвы, историю Георгия Победоносца, покровителя Москвы. Мы сделали очень интересно. Весь класс после доклада хлопал нам в ладоши, все говорили, что мы молодцы. После этого у меня стали появляться друзья, меня стали приглашать на дни рождения, стали советоваться насчёт уроков, домашнего задания.
Миша из 4 класса рассказал, что они на ОПК разбирали ситуации, как надо честно рассказывать родителям про плохие оценки, что правда лучше лжи, что не надо бояться просить помощи у взрослых, если что-то непонятно.
За всё время беседы со школьниками я встретила только одно негативное мнение. Девочка пожаловалась, что «слишком много презентаций задают», и вообще ей больше нравится иностранный язык и физкультура.
Остальные мальчики и девочки говорили о том, что благодаря урокам ОПК стали задумываться о том, что есть больные, слабые дети – и им нужна помощь, участие. Один мальчик сообщил, что раньше был «главным» двоечником в классе, считал, что никогда не сможет хорошо учиться, но на ОПК узнал о святом Сергии Радонежском, о том, как святой помогает ученикам. Ребёнок с мамой купил икону великого русского святого, отличником пока мальчик не стал, но зато появился интерес к учёбе, стал поднимать руку на уроках, учителя удивляются таким изменениям.
Возможно, что-то надо улучшать в этой дисциплине, давать педагогам больше методических указаний. Но учителя по ОПК стараются, серьёзно подходят к теме, и когда обращаются к священникам за советом или помощью, не получают отказа. Доказательством ответственности педагогов служит такой небольшой, но яркий пример. В одной из подмосковных школ родители проголосовали за «Основы мусульманской культуры». Педагог-историк отказалась вести именно этот модуль, так как будучи православной верующей, воцерковленной, посчитала рассказывать о мусульманской культуре, вере неправильным и неэтичным.
К сожалению, с этого года запущен пилотный проект: третьеклассникам в обязательном порядке будут преподавать половое просвещение, это будет частью предмета ОБЖ (основы безопасности жизни). Эта дисциплина у меня как у многодетной матери и православного человека вызывает тревогу и обеспокоенность. Как раз такие вопросы должны объясняться дома, так как каждая мама знает, когда уместно поговорить на эту тему, какие слова подобрать, какие примеры привести.