В этих писульках, имеющих бешеный авторитет среди части церковного народа, грехом называется и чистка зубов, и езда на велосипеде, и расчесывание волос, и пользование духáми, и стрижка волос, и слушание музыки и многие другие совершенно безобидные вещи.
Но возникли эти перечни не просто так. Это результат глуповатой интерпретации сугубо внутренних, адресованных не нам, а конкретным людям монашеских советов святых отцов и целого ряда запрещающих канонов — то есть церковных законов, принятых еще в первое тысячелетие от РХ.
В связи с этим крайне важное значение для православной церкви имеет грамотный современный комментарий ко всех древним канонам, наподобие тех, которые делали канонисты средневековья.
В самом деле, глупо и нелепо сравнивать музыку античного театра, сопровождающую вполне языческие и похабные тексты, с классической оперой с сюжетом на тему греческой мифологии или с хоралами Баха, с симфониями Рахманинова. Почему? Потому что цели разные. И выразительные средства.
Древние мученики валили скульптуры богов с целью изменить сознание современников к лучшему, помочь им увидеть Небо. Если мы сегодня будем рушить или ломать произведения искусства — в том числе и «обнаженку» — мы будем просто варварами.
Изгнать из жизни христианина культуру просто не получится — это самоубийство, потому что богослужение — «синтез искусств».
Ограничивать культурную жизнь христианина слащавыми песенками на «духовные» тексты, картинками и рассказиками тоже глупо. Для кого-то это духовная поддержка, а для кого-то — просто пошлость. Пошлость, потому что это попытка выдать вымученный и выдуманный кусочек жизни души за целое.
Христианство живо. Это жизнь духа человека, а не стилизация или имитация. Жизнь во всей её полноте.
Не каноны виноваты в появлении идиотских перечней грехов, уводящих от сути покаяния как возвращения к Богу. Виновато наше стремление видеть в православии сказку, стилизацию под Святую Русь, заповедник оживших житий, а не путь к Богу.