С недавнего времени мы становимся свидетелями краха жизненных ценностей. Речь идет о серьезном кризисе, не только экономическом, социальном или культурном, а прежде всего духовном. То, что было постигнуто на протяжении веков, теперь хулится, осмеивается, попирается. Налицо отсутствие какого-либо чувства умиления или хотя бы уважения ко всему святому. Повсюду происходит скоротечная и грубая десакрализация. В это тексте я не буду строить из себя учителя, катехизатора, укорителя и прокурора. Я лишь хочу смиренно выразить свою боль, любовь и свои мысли.

Человек забыл о главной цели своего существования. Он убежден, что будет вечно жить на земле. Он сильно привязался к материальному, деньгам, имуществу, вещам. Он считает своеволие – свободой, нечестие – прогрессом, обман – гениальностью, грех – освобождением, честность – глупостью. В жизни современных греков прокралось сомнение, колебание, подозрение, опровержение, отвержение. Их божествами стали деньги, гедонизм, надменность, славолюбие. Лицемерие стало чем-то хорошим.

В такой атмосфере Церковь воспринимается как нечто раздражающее. Поэтому одни церковные скандалы с ее заблудшими представителями преувеличиваются, другие придумываются, поддерживаются и сохранятся для того, чтобы люди могли вознегодовать даже тогда, когда просто увидят на дороге человека в рясе.

Церковь не является магазином розничной торговли. Церковь существовала до нас и, несомненно, будет существовать после нас. Душа ищет света, но не солнечного или искусственного света, а духовного. Совесть встревожена. Душа каждого человека ищет чистый источник, чтобы реально утолить свою жажду. В конечном итоге разные рецепты временных наслаждений приносят много страданий.

Сегодня многие чувствительные люди замыкаются в себе, и если они мало общаются, то впадают в меланхолию и задумчиво рассуждают о произошедших переменах. В дискуссии господствует ощущение безвыходности. Города стали задымленными и негостеприимными. Деревни считаются очень маленькими и угрюмыми. Окружающая среда – шумной, грязной и беспокойной. Люди стали индивидуалистами, капризными, нервными, торопящимися и легкомысленными. Повсюду политическая деградация и коррупция среди народных избранников. Одни духовники кричат и угрожают, другие молчат и прячутся. Творцы следуют модным тенденциям, а ученые стали высокомерными. Окончательная и болезненная констатация – всеобщее растление, вызывающее горечь, мучение и глубокую боль.

Современный человек сходит с ума от технологического прогресса. Как говорит один мудрый эссеист Костас Хаджиантониус:

«Современный человек сбросил скрывающие его себялюбие маски идей и убеждений, и показал свое настоящее лицо, которое не надо больше скрывать. И в результате сегодня некогда прекрасная трудолюбивая цивилизация умирает».

Капитализм и социализм произносят очень много неправды, они обещали, что все будут равноправными, счастливыми и богатыми. Но в этом мир очень сильно разочаровался. Люди действительно почувствовали себя обманутыми. Политические руководители оказались совсем не искренними.

Коррупция стала обычным явлением. Никто не ожидал такого крутого поворота. Главное место в доме заняло божество – телевизор. Он занял место древнего очага и иконостаса. Телевизор стоит как лампада. Для того чтобы сиять и затемнять, искажать, подделывать, гипнотизировать, прививать новые идеи, новую мораль, новую жизненную позицию. Навязывают тебе, что нужно стремиться быть молодым, красивым и богатым. Мы больше не говорим о нравственности, о ценностях, характере, достоинстве и так далее. Телеведущие стали прокурорами и палачами.

Телепередачи пропагандируют гомосексуализм, свободное сожительство между мужчиной и женщиной, аборты, даже так называемые легкие наркотики. Отчаявшийся человек думает, что стал полностью свободным благодаря анархии и своеволию. Он заглушает свою совесть, омрачает разум, успокаивается, бросается в материальные наслаждения, в это безумное пиршество тления.

С отдалением человека от Бога и от своего ближнего наступила безнравственность. Человек утратил глубокий смысл жизни. Из-за соперничества, недобросовестной конкуренции, высокомерного индивидуализма образовалась огромная внутренняя пустота и глубокие трещины в человеческой личности.

Наступает суд в этом мире. Сейчас подходящее время – сегодня наступил день для спасения.

Необходима искренность, серьезность, доблесть, взаимопомощь. Нет времени для оправдания и промедления. Обвинения, крики, укоры пагубны для нас. Свет должен быть направлен внутрь нас, чтобы все увидели себя, чтобы все увидели себя без приукрашивания и долгих прелюдий. Средства массовой информации постоянно обращают наше внимание на других. Им нравится легкая критика, а не строгая самокритика.

«Аморальные говорят о нравственности и не понюхавшие ладана – об очищении Церкви.»

Обычно мы сравниваем себя с наихудшими людьми. Аморальные говорят о нравственности и не понюхавшие ладана – об очищении Церкви. Ораторы-моралисты раздраженно кричат с экрана телевизора, говорят о безнравственности для того, чтобы выговориться и получать похвалы за свои красивые речи.

Безнравственность глубоко вкоренилась в души людей. Нам необходимо локализовать эту проблему. Давайте не будем искать на поверхности то, что находится внутри нас. Христос настаивает на внутренней трезвости, самокритике, самоанализе, самопознании, самоукорении и самообвинении. Прежде всего свобода означает делать со своим Я всё, что ты захочешь, а не то, что оно делает с тобой. Доблесть – это победа над своими страстями. Сегодня человек, позвольте мне это сказать, воображает себе, что он свободный. Он думает, что у него всё хорошо, в то время когда у него совсем всё плохо. Это ужасно, это несчастье. Этот многознающий, свободный и высокомерный человек часто обманывает себя и иронизирует надо всем. Он увлекается суевериями. Верит в удачу, в судьбу, предопределение, предсказания, гороскопы и звезды.

Материалисты давно отвергли всякую религиозность и, как мы уже ранее говорили, они обожествили плоть и деньги. Сегодня человек не хочет иметь дело с обязательствами или долгами. Он хочет иметь только права. Права, из-за которых он сильно страдает. Постоянная любовь ко всему материальному никогда не может сделать человека нравственным. Человек прибывает в душевном спокойствии тогда, когда он духовно любит. Если Христос не присутствует в человеческих отношениях, то эти отношения могут расстроиться. Если мы не доверимся Богу и ближнему, то мы будем страдать от одиночества. Несмотря на все усилия, наша жизнь не изменится. Она каждый день будет утопать в гневе. В духовной пустоте растет лицемерие. Находясь под влиянием западного образа жизни, современный человек неограниченно предается чрезмерному потреблению.

Автономизация демонического индивидуализма со стремлением только к счастью и привольной жизни создает диаметрально противоположный климат и углубляет кризис. Этому способствует и телевидение. Преуспевают, как мы уже говорили, только молодые, красивые, сильные, богатые люди. Ни слова об образовании, вере, идеалах, духовном мире и нравственности. В домах увеличилось количество телевизоров и уменьшилось количество разговоров. Мы должны разбудить совесть, вспомнить о своей детской невинности, восстанавливать веру, здоровое беспокойство о покаянии, преображении и самосовершенствовании. Мы должны вновь обрести божественный страх, понять глубокий смысл существования человека и святость уникальной человеческой личности. Необходимо найти непогрешимую религиозность, взаимоуважение, взаимопонимание, взаимопомощь. Совесть уже не должна терпеть зло. Она призвана восстать, противостоять злу, проповедовать слово истины.

«Инструмент для преобразования мира находится в руках каждого из нас»

Мы не должны ограничиваться только словами, которые приводят к отчаянию. Необходима оптимистическая борьба. Пусть каждый из нас в темноте зажжет свою свечу и постепенно рассеет тьму, которая его мучает. Инструмент для преобразования мира находится в руках каждого из нас. Из-за кризиса мы не должны довольствоваться монотонной, ропотной и голословной критикой. Давайте начнем с самокритики. Тогда вновь начнется восстановление. Пусть слезы смоют наши беззакония.

Слова Христовой Церкви не закончились и не исказились. Пусть прежде всего они будут услышаны теми, кто их проповедует. В мире безнравственности, обмана, подозрительности, лжи, ласкательства и бесчеловечности должны быть услышаны заповеди Христа, слова святых, мудрость старцев-отшельников. Пусть не мешает нам никакой страх, никакая лень, никакая боль и никакое промедление. С помощью святого любочестия, о котором говорил старец Паисий, мы призваны к смелому подвигу личного противостояния и внутреннего бунта, к постоянному устранению страстей и возделыванию добродетелей. Человек призван свободно выбирать только хорошее, прекрасное, священное, вечное, подвизаться упорно и смиренно, а не заранее сдаваться и убегать от боли.

Плутократия и материализм противоположны вечности, и они порабощают человека, если он им служит. Жизнь, лишенная свободы и моральных принципов, приносит огорчение, страх, досаду, боль. Цель никогда не освящает средства. Добро придёт только благим образом. Поэтому ради какого-то всеобщего блага нельзя устранять измерение личности. Достоевский мудро сказал: «Мы не можем достичь мира во всем мире, переступив через невинного ребенка!» Человек – это цель, а не средство (Э. Кант).

Еще одной причиной серьёзного кризиса нашего времени является постоянная погоня за удовольствиями. Абсурдное удовольствие, которое, по словам святого Максима Исповедника, приводит к страданиям. Удовольствие выражается не только в служении плоти, но и в вульгарности, греховности, в неудержимом стремлении к счастью и безответственности. Это страдание, которое происходит из-за неразумного наслаждения, может стать будильником или трамплином, чтобы отряхнуться от бесстыдной жизни. Боль должна привести к самоисцелению.

Уже сейчас человек должен твердо сказать себе: всё, хватит! Так больше не может продолжаться.

Отчаяние нашего эгоизма должно дать нам надежду, смелость и силу. Чувство одиночества, которое в конечном итоге возникает из-за непрерывной погони за удовольствиями, должно воодушевить нас избавиться от злой привычки

Похотливость уже стала открытой. Страсти поощряются и восхваляются. В телевизионных играх человек унижается, ему платят деньги, и он рад тому, что публично оголяет себя. Лицемеры выставляют себя не лицемерами. «С другой стороны, аморальные, – как говорит мудрый старец Эмилиан Симонопетретский, – много говорят о морали и очень строги в этом отношении!»

Действительно, морализм неморальных людей является тяжелым заболеванием. Писатель Ангел Терзакис говорил, что сегодня люди имеют выдающиеся достижения в основном в двух сферах: в технологическом прогрессе и в усовершенствовании лицемерия. Действительно, по-прежнему на нравственных принципах нелицемерных людей держится наш мир. Честная жизнь часто создает побежденных победителей. Может быть, она не предлагает первые места, но дает спокойную совесть, и, несомненно, это очень важно для человека.

В своих знаменитых словах о любви святой Максим Исповедник говорит, что в зависимости от того, как мы используем вещи, мы становимся порочными или добродетельными людьми.

Существует употребление и злоупотребление, неправильное употребление, излишество, перенасыщение и расточительство. Святой Иоанн Златоуст говорит, что грехом является не вино, а пьянство.

Отвержение всех допустимых границ не является настоящей свободой. Человек, будучи раздражен присутствием Бога в мире, отдаляет Его от себя. И таким образом, думает, что он будет невозбранно наслаждаться своей полной свободой. Сегодня человек заинтересован в том, чтобы заработать много денег, стать богатым и чтобы его никто не беспокоил. Поэтому он заглушает свою совесть. Мы достигли высочайших технологий и наинизшей гуманности.

В конце концов, многие «облегчения» сделали жизнь трудной, а постоянный комфорт приводят к огромному отягчению. Часто говорят о «качестве жизни», «повышении уровня жизни», «росте дохода на душу населения», но не об уменьшении духовных ценностей, об отречении от священных законов, об отречении от живоносных истин. Чувствительным, застенчивым, честным, благородным людям нет места в этом индивидуалистическом, жестоком, гордом, соперничающем и властном мире. Однако отсутствие существенной радости в жизни многих людей поднимет любопытный вопрос о том, куда мы идем. Наша жизнь – это место для экзаменов перед нашим вхождением в вечную жизнь. Мы никогда не должны об этом забывать. Мы не бессмертны на земле. Мы гости, с временной «пропиской» на земле. Мы живем в этом мире, чтобы познать Бога. Крах этого важного знакомства с Богом – это величайшая трагедия человека. Встреча человека с Богом восполнит его и даст ему полную радость.

Перевод с болгарского: магистр богословия Виталий Чеботар
Источник: сайт „Православен свят”