Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему, чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание. Не внимай льстивой женщине; ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней.

Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их.

Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих.

Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее, чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю; чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома.

И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены,- и скажешь: «зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением, и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим: едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!» Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.

Притчи Соломона 5:1-15

Толкование на книгу притчей Соломоновых

Притч.5:1. Сын мой! внимай мудрости моей, и при­кло­ни ухо твое к ра­зу­му моему,
Притч.5:2. чтобы соблюсти рас­суди­тель­ность, и чтобы уста твои сохранили знание. Не внимай льстивой женщине;
Притч.5:3. ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее;
Притч.5:4. но по­следствия от нее горьки, как по­лынь, остры, как меч обоюдоострый;
Притч.5:5. ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают пре­исподней.
Притч.5:6. Если бы ты захотел по­стигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоян­ны, и ты не узнаешь их.

Переходя теперь к новой группе увещаний, главным образом к убеждению бегать распутства и влияния распутных женщин, Премудрый здесь (ст. 1–2), как и ниже (Притч 6.20, 7.1), где снова и снова возвращается к этому же предмету, с особенной напряженностью отеческой любви и доброжелательства, требует от слушателей особенного внимания к своим наставлениям и особенной тщательности в хранении дорогих и священных заветов, которые должны быть основой благоденствия слушателей. Стоящие в скобках слова «не внимай льстивой женщине» (ст. 2, по слав. т. – начало ст. 3) имеются только у LXX-ти и в Вульгате (в некоторых кодд. LXX отсутствуют) и, по-видимому, являются позднейшею глоссой, поставленной в начале главы в качестве как бы указания темы речи гл. V. В ст. 3–6 Премудрый делает пока лишь косвенное предостережение своих слушателей от пагубного влияния «чужой жены», т. е. блудницы (Притч 2.16), изображая, с одной стороны, внешнюю привлекательность и обольстительность ее, с другой же – конечную бесславную гибель ее. Внешняя привлекательность этой женщины увлекательность ее речи выражается сравнением ее речей (как и невесты в книге Песнь Песней Песн 4.11, 5.16) с каплями лучшего сотового меда (3а) и с елеем (3б, ср. Пс 54.22), но последствия увлечения ее ласками крайне пагубны: увлекшийся ими будет испытывать такое же горькое и мучительное чувство, какое испытывает вкусивший горькой полыни (евр. лаана. Vulg.: abstinthtum, – так назыв. в ботанике artemisia abstintium – обычный в Ветхом Завете образ горечи (Втор 29.18; Иер 9.15; Ам 5.17, 6.12; Иер 9.14), у LXX слав. не точно: χολὴ, желчь) или получивший глубокую и широкую рану от обоюдоострого меча (ст. 4). Тем естественнее и понятнее неизбежная конечная гибель самой жены распутной: удел ее – смерть (ст. 5), сначала духовная, поскольку духовное начало в ней окончательно подавляется плотским, а затем ранняя и бесславная смерть телесная с последующими мучениями в шеоле – аде. Однако, при свойственном такой жене коварстве, увлекающемуся юноше нелегко бывает открыть истинное свойство и надлежащую цену ее поступков (ст. 6), так как она всегда умеет придать благовидную форму.

Притч.5:7. Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст мо­их.
Притч.5:8. Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее,
Притч.5:9. чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет тво­их мучителю;
Притч.5:10. чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома.
Притч.5:11. И ты будешь стонать по­сле, когда плоть твоя и тело твое будут истощены, 
Притч.5:12. и скажешь: «зачем я не­на­видел наставле­ние, и сердце мое пре­небрегало обличе­нием,
Притч.5:13. и я не слушал голоса учителей мо­их, не при­кло­нял уха моего к наставникам мо­им:
Притч.5:14. едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!»

Имея в виду свойственные юноше – способность увлечения и легкую возбудимость его чувственности со стороны всяких чувственных соблазнов, Премудрый советует своему слушателю ученику всячески избегать сколько-нибудь близкой встречи с распутной женой (ст. 6), так как всякий вид прелюбодеяния неизбежно ведет для виновника его – Премудрый говорит только о мужчине, виновнике прелюбодеяния, а не о женщине поскольку вообще обращает свои наставления главным образом даже почти исключительно только к мужской половине Израильского общества, – двоякого рода тяжелым последствиям: 1) к материальным потерям – частью из-за особенной требовательности самой жены распутной, частью вследствие вынужденной рабской службы в доме мужа обольстившей данного юношу женщины: удовлетворить гневу и жажде мщения оскорбленного мужа (ср. Притч 6.34) юноша мог рабской службой в его доме (ст. 9–10) 3, так что юноше пришлось бы работать на чужой дом (ст. 10); 2) к форменному общественному суду (ст. 14), результатом которого могла быть даже смертная казнь для виновников (ст. 14, сн. Лев.20:10; Втор.20:11, Втор.22; Иез 16.40). Тогда на долю несчастного юноши остается лишь позднее и бесплодное, и потому особенно мучительное раскаяние. Для человека, предававшегося разгулу и разврату, «наступит время, когда уже нельзя будет продолжать разгульную жизнь, когда истощенное распутством тело износится от времени и от болезней, сопровождающих разврат и жар плотской похоти потухнет» (еп. Виссарион, с. 62). Тогда начнется пора самообличения грешника (ст. 11–12).Притч.5:15.

профессор Александр Павлович Лопухин