Библейское чтение с толкованием на 13 марта


Сегодня вместе с Церковью прочтем отрывок из 6 главы притчи Соломона
с толкованием профессора Александра Павловича Лопухина


Просмотров публикации 547

Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.

Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.

Не пожелай красоты ее в сердце твоем, да не уловлен будешь очами твоими, и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.

Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?

Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?

То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины.

Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден; но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего.

Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится, потому что ревность — ярость мужа, и не пощадит он в день мщения, не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.

Притчи Соломона 6:20-35

Толкование на книгу притчей Соломоновых

Притч.6:20. Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставле­ния матери твоей;
Притч.6:21. навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.
Притч.6:22. Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда про­будишься, будут беседо­вать с тобою:
Притч.6:23. ибо заповедь есть светильник, и наставле­ние – свет, и назидатель­ные по­уче­ния – путь к жизни,
Притч.6:24. чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.
Притч.6:25. Не по­желай красоты ее в сердце твоем, [да не уловлен будешь очами тво­ими,] и да не увлечет она тебя ресницами сво­ими;
Притч.6:26. потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.
Притч.6:27. Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не про­горело платье его?
Притч.6:28. Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног сво­их?
Притч.6:29. То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто при­коснет­ся к ней, не останет­ся без вины.
Притч.6:30. Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден;
Притч.6:31. но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имуще­с­т­во дома своего.
Притч.6:32. Кто же пре­любо­дей­с­т­ву­ет с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это:
Притч.6:33. побои и по­зор найдет он, и бес­честие его не изгладит­ся,
Притч.6:34. потому что ревность – ярость мужа, и не по­щадит он в день мще­ния,
Притч.6:35. не при­мет никакого выкупа и не удоволь­ствует­ся, сколько бы ты ни умножал даров.

Предполагая теперь возобновить нить рассуждений и наставлений о целомудрии и о вреде распутства, Премудрый здесь (ст. 20), как и в начале книги (Притч 1.8) делает нарочитое увещание к ученику – помнить заповеди и наставления родителей, которые по закону Моисееву (Втор 6.7) не только сами должны были хранить и исполнять заповеди Божии, но и детям возвещать о них. Такое общее вступление пред увещаниями к целомудрию совершенно аналогично подобным же введениям в Притч 5.1–2, a Притч 7.1–5 к рассуждению о том же предмете. Ввиду особенной важности заветов о целомудрии, Премудрый настоятельно советует ученику своему – всегда неотложно иметь в мысли, как бы на сердце и шее (ст. 21, ср. Притч 3.3, 7.3) родительские заветы, которые и должны охранять юношу от соблазнов во всех положениях и отношениях житейских (ст. 22, сн. 23–24), ибо таково свойство, переданных родителями, заповедей Закона Божия, всегда служащего истинным светом и руководящим началом жизни человека (ст. 23, сн. Пс 123.105), а потому, в частности, заповеди эти всегда сильны удержать неопытного юношу от преступного сближения со злой, т. е. прелюбодейной женой (ст. 24, сн. Притч 2.16, 7.5). Теперь, в ст. 25–35, с целью более решительного предохранения юноши от соблазнов прелюбодеяния Премудрый изображает внутреннюю – психологическую и внешнюю – фактической сторону прелюбодеяния, с указанием гибельных последствии последнего. Прежде всего, Премудрый предостерегает (ст. 25) от самого начала или корня греха прелюбодеяния: нужно остерегаться возникновения похоти или страстного влечения в сердце к блудной и вообще посторонней женщине под впечатлением красоты или кажущейся привлекательности ее наружности. В этом указании Премудрого на необходимость охранять первее всего сердце свое от похотения нельзя не видеть дальнейшего раскрытия заповеди десятословия «не пожелай жены» (Исх 20.17; Втор 5.21) и подготовления евангельского возвышенного понимания этой исповеди (Мф 5.28). Упомянув далее (ст. 26) о том, что блудница, существо презренное и ничтожное, однако, может погубить человека почтенного, который, впадая в распутство, теряет не только имущество (ср. Притч 29.3; Сир 9.6), но и честь и доброе имя, Премудрый далее (ст. 27–29) выражает ту мысль, что всякое соприкосновение с женой ближнего, совершаемое с нечистой целью, никоим образом не может оставаться невинным: подобно тому как невозможно сохранить в целости одежду, если взять в пазуху огонь, равным образом нельзя уберечь от обжога ноги, если пройти по горящим угольям (оба вопроса в ст. 27 и 28 предполагают безусловно отрицательный ответ, как и у Ам 3.4–6), так немыслимо сохранить мужчине невинность, незапятнанное имя и безответственность по суду – при неосмотрительно и непозволительно близком общении с неверной женой другого.

В ст. 30–32 предлагается другой бытовой пример из которого выводится та же мысль о неизбежной ответственности человека, подпавшего греху жены любодейной: если вору не прощают его поступка, даже и при наличности смягчающих обстоятельств (голод), – напротив взыскивают всемеро (по закону Моисееву (Исх 22.1–2)), собственно впятеро или вчетверо; «всемеро» здесь ст. 31, как и в Быт 4.15 – круглое число вместо неопределенного множества, ибо во второй половине стиха штраф определяется еще шире, т. е., даже все имение его дома, то тем более не заслуживает пощады участник прелюбодеяния, к которому ничто его не вынуждало. 33–35. Бесчестие, срам, побои от оскорбленного им мужа будут его уделом; позор останется незагладим тем более, что обесчещенный им муж неверной жены не захочет взять от него и денежного штрафа или выкупа. Но высшим и чувствительнейшим наказанием прелюбодея, по воззрениям Соломона, как и Сираха, является презрение со стороны общественного мнения, несмываемый позор пред обществом.

профессор Александр Павлович Лопухин

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)2