Путь праведных — уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.
Погибели предшествует гордость, и падению — надменность.
Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.
Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен.
Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.
Разум для имеющих его — источник жизни, а ученость глупых — глупость.
Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.
Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.

Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.
Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его.
Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.
Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.
Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый;
Прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; он — печь злобы.

Венец славы — седина, которая находится на пути правды.
Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.
В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа.

Глава 16:17-33

Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.
Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство.
Плавильня — для серебра, и горнило — для золота, а сердца испытывает Господь.
Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного.
Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным, а милосердый помилован будет.
Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их. У верного целый мир богатства, а у неверного — ни обола. 
Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному — уста лживые.
Подарок — драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет.
Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.
На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.
Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него.
Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью.
Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.
Начало ссоры — как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.
Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного — оба мерзость пред Господом.
К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума. Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.
Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.

Глава 17:1-17

Толкование на книгу притчей Соломоновых

Притч.16:17. Путь праведных – укло­не­ние от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.
Притч.16:18. Погибели пред­ше­с­т­ву­ет гордость, и паде­нию – надмен­ность.
Притч.16:19. Лучше смиряться духом с кроткими, нежели раз­делять добычу с гордыми.
Притч.16:20. Кто ведет дело ра­зу­мно, тот найдет бла­го­, и кто надеет­ся на Го­с­по­да, тот блажен.
Притч.16:21. Мудрый сердцем про­зовет­ся бла­го­ра­зу­мным, и сладкая речь при­бавит к уче­нию.
Притч.16:22. Разум для имеющих его – источник жизни, а ученость глупых – глупость.
Притч.16:23. Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.
Притч.16:24. Приятная речь – сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.
Притч.16:25. Есть пути, которые кажут­ся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.
Притч.16:26. Трудящийся трудит­ся для себя, по­тому что по­нуждает его к тому рот его.

Высокая оценка мудрости (ст. 16) встречается у Премудрого не раз (ср. Притч 3.14, 8.10–19). В ряду отдельных проявлений мудрости на первом месте здесь (ст. 17) поставляется праведность, благочестие, уклонение от зла; особенно отличается (ст. 16) гибельность гордости, неизбежно влекущей за собой падение (сн. Есф 3.1), и восхваляется смирение и кротость, обеспечивающие человеку мирное состояние духа и довольство. Это нравственное счастье обеспечивается частью разумным, обдуманным трудом жизни, главным же образом твердой надеждой человека на Бога: два эти фактора, человеческий и Божеский, взаимно предполагают друг друга (ст. 20). Далее указывается, что в деле научения мудрости имеет значение и сама внешняя форма, в которой преподается учение (ст. 21), отмечается высокая жизненная полезность мудрости (ст. 22), приятность и спасительность вместе – подобно меду, имеющему приятность и приносящему исцеление (ст. 24). После этого делается предостережение от самообольщения (ст. 25) и указывается побуждение к физическому труду – в чувстве самосохранения (ст. 26).

Притч.16:27. Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.
Притч.16:28. Человек коварный сеет раз­дор, и наушник раз­лучает друзей.
Притч.16:29. Человек небла­го­намерен­ный раз­вращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый;
Притч.16:30. прищуривает глаза свои, чтобы при­думать ковар­с­т­во­; закусывая себе губы, совершает злодей­с­т­во­; [он – печь злобы].
Притч.16:31. Венец славы – седина, которая находит­ся на пути правды.
Притч.16:32. Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.
Притч.16:33. В по­лу бросает­ся жребий, но все реше­ние его – от Го­с­по­да.

В ст. 27–30 дается характеристика трех типов злобы: человека, злоумышляющего против ближнего (ст. 27), клеветника, возмутителя и раздорника (ст. 28), и притеснителя, насильника (ст. 29), причем отмечается свойственная им мимика (ст. 30, сн. Притч 6.12–13). В противоположность ожидающей всех таких гибели, удел праведных и благочестивых – честная старость и долголетие (ст. 31); высшее благонравственное самообладание, научиться владеть собой труднее, чем отличаться храбростью в битве и брать крепости (ст. 32). В Мишне (тр. Авот, гл. IV, §1) на вопрос: кто силен? дается ответ: тот кто осиливает свой йецер (т. е. побуждение ко злу), ибо сказано: «долготерпеливый лучше храброго, а владеющий собою лучше завоевателя» (Притч 16.32).

Заключительный стих (ст. 33), особенно вторая его половина, выражает главную мысль всей (16) главы.
Притч.17:1. Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, по­лный заколотого скота, с раз­дором.
Притч.17:2. Разумный раб го­с­по­д­с­т­ву­ет над бес­путным сыном и между братьями раз­делит наслед­с­т­во­.
Притч.17:3. Плавильня – для серебра, и горнило – для золота, а сердца испытывает Го­с­по­дь.
Притч.17:4. Злодей внимает устам беззакон­ным, лжец слушает­ся языка пагубного.
Притч.17:5. Кто ругает­ся над нищим, тот хулит Творца его; кто радует­ся несчастью, тот не останет­ся не­на­ка­за­н­ным [а мило­сердый по­милован будет].
Притч.17:6. Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их.
Притч.17:6a. –[У верного целый мир богатства, у неверного – ни обола.]
Притч.17:7. Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному – уста лживые
Притч.17:8. Подарок – драгоцен­ный камень в глазах владеющего им: куда ни обратит­ся он, успеет.
Притч.17:9. Прикрыва­ю­щий про­ступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.

Благо мира несравнимо ни с какими материальными благами: при мире в доме кусок сухого хлеба без вина и мяса, даже без уксуса (Руфь 2.14) и воды (1Цар 25.11) приятнее обильных роскошных яств в домах полных несогласий и раздора (ст. 1). И благо мудрости, теоретической и практической, не привязано к внешнему положению человека, даже раб – при всем приниженном своем положении его и в древнееврейской семье – своею рассудительностью мог достигнуть исключительно высокого положения – даже преобладания, с ведома отца семьи, над родными его детьми (ст. 2). Подобно тому, как достоинство драгоценных металлов открывается в огне, так и избранные души ввергаются Господом в огонь испытаний, дающих им возможность очиститься от грехов и проявить бескорыстие и любовь свою к Богу (ст. 3). Напротив, человеку с нравственно испорченным сердцем свойственно лишь внимать всякой клевете и лжи, пагубной для ближнего, тогда как нравственно безупречный человек отвращается от всего подобного (ст. 4). В первой половине ст. 5 повторяется мысль Притч 14.31, во второй – мысль Притч 11.21 и Притч 16.5. В ст. 6 выражена, присущая ветхозаветным библейским евреям высокая оценка значения семьи, потомства ветвистого родословного дерева (ср. Пс 127.1). В ст. 7–8 противоположение ничтожества глупости – нечестия и высокой ценности мудрости – благочестия: последняя здесь представляется в виде высокой награды или бесценного дара, подаваемого человеку. По ст. 9, признаком истинной мудрости и любви служит желание сокрыть узнанный грех ближнего (сн. Притч 10.12), тогда как противоположный образ действий еще более расстраивает взаимные отношения людей (сн. Притч 16.28–29).

Притч.17:10. На ра­зу­много сильнее дей­с­т­ву­ет выговор, нежели на глупого сто ударов.
Притч.17:11. Возмутитель ищет только зла; по­этому жестокий ангел будет по­слан про­тив него.
Притч.17:12. Лучше встретить человеку медведицу, лишен­ную детей, нежели глупца с его глупостью.
Притч.17:13. Кто за добро воз­дает злом, от дома того не отойдет зло.
Притч.17:14. Начало ссоры – как про­рыв воды; оставь ссору пре­жде, нежели раз­горелась она.
Притч.17:15. Оправдыва­ю­щий нечестивого и обвиня­ю­щий праведного – оба мерзость пред Го­с­по­дом.
Притч.17:16. К чему сокровище в руках глупца? Для при­обрете­ния мудрости у него нет ра­зу­ма.–
Притч.17:16a. –[Кто высоким делает свой дом, тот ищет раз­биться; а укло­ня­ю­щийся от уче­ния впадет в беды.]
Притч.17:17. Друг любит во всякое время и, как брат, явит­ся во время несчастья.
Притч.17:18. Человек мало­умный дает руку и ручает­ся за ближнего своего.
Притч.17:19. Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет паде­ния.
Притч.17:20. Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык по­падет в беду.

Отмечается присутствие высокого чувства собственного достоинства в разумном, и отсутствие этого чувства у глупого, чувствительность его лишь к физическому воздействию (ст. 10).

Указывается, что всякое возмущение против законно действующей силы вызывает возмездие Божие возмутителю, напр., в виде посольства карающих нечестивого ангелов (ст. 11, сн. Пс 34.5–6, 77.49). Образ ст. 12 для глупого, нечестивого и злого человека – медведица, потерявшая детей, след., отчаянно разъяренная, напоминает обратное изображение злой жены в книге Сираха (Сир 25.16–22). В ст. 13 воспрещается воздавать злом за добро под угрозой проклятия на дом виновного в том (ср. Притч 3.33). Ст. 14 представляет развитие ссоры подобным прорыву плотины водой. В ст. 15 – по поводу всегда возможных злоупотреблений на суде высказывается категорическое осуждение оправдания виновного и осуждения правого (ср. Притч 24.24; Ис 5.23). Ст. 16 утверждает бесполезность богатства в руках человека, лишенного разума. В ст. 17 высказывается добытая опытом жизни всего человечества истина, у классиков выраженная в изречении: amicus certus in re incerta cernitor; то же гласит и соответствующая арабская поговорка. Ст. 18 повторяет отрицательное суждение Премудрого о поручительстве, ср. Притч 6.1–5, 11.15. В ст. 19 сварливость и высокомерие представляются источником греха и осуждения (ср. Сир 28.9). Для ст. 20 ср. Притч 6.14.

профессор Александр Павлович Лопухин