Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении.

Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе.

Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.

Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен. Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие. Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд.

Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды. Смотрящий кротко помилован будет, а встречающийся в воротах стеснит других. От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку — по делам рук его.

Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.

У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.

Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного — обман.

Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует.

Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык — только на мгновение.

Коварство — в сердце злоумышленников, радость — у миротворцев.

Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол.

Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.

Притчи Соломона 12:8-22

Толкование на книгу притчей Соломоновых

Притч.12:8. Хвалят человека по мере ра­зу­ма его, а раз­вращен­ный сердцем будет в пре­зре­нии.
Притч.12:9. Лучше про­стой, но работа­ю­щий на себя, нежели выда­ю­щий себя за знатного, но нужда­ю­щийся в хлебе.
Притч.12:10. Праведный печет­ся и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.
Притч.12:11. Кто воз­делывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам праз­дно­любцев, тот скудо­умен.–
Притч.12:11a. –Кто находит удоволь­ствие в трате време­ни за вином, тот в своем доме оставит бесславие.

На первом месте в ряду благ домашней жизни человека поставляется доблестная жена, именуемая венцом мужа своего (4а) – так как ее труд, прилежание, толковость и под. приносят мужу богатство, честь и славу (ср. Притч 31.10 след.); напротив, неизмеримо велик вред для мужа от злой жены: как червь подтачивает дерево, и оно сохнет и гибнет, так и злая жена подтачивает здоровье и благосостояние мужа и всей семьи (ср. Сир 25.11 и след.). Затем, после общего противоположения благотворности мыслей, намерений, слов и дел праведников и зловредности всего этого у нечестивых (ст. 5–6) и указания противоположности внешней конечной судьбы нечестивого и праведного (ст. 7, ср. Притч 10.25), а также не одинакового отношения общественного мнения к словам и речам того и другого (ст. 8), похваляется трудолюбие незнатного бедняка и осуждается презрение к труду и бездеятельность человека тщеславного своим происхождением (ст. 9), частнее, похваляется труд земледельца и осуждается всякая праздность, приводящая к разным порокам, напр., к пьянству (ст. 11 по LXX-ти). К характеристике праведника принадлежит (ст. 10) и то, что он оказывает милосердие и к животным, повинуясь внушениям естественного чувства сострадания и следуя прямым предписаниям закона (Исх 20.10; Исх 22.4–5; Лев.22:28; Втор 25.4), предписывавшего еврею гуманное обращение и с животными.

Притч.12:12. Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд.
Притч.12:13. Нечестивый уловляет­ся грехами уст сво­их; но праведник выйдет из беды.–
Притч.12:13a. –Смотрящий кротко по­милован будет, а встреча­ю­щийся в воротах стеснит других.
Притч.12:14. От плода уст сво­их человек насыщает­ся добром, и воз­даяние человеку – по делам рук его.
Притч.12:15. Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.
Притч.12:16. У глупого тотчас же выкажет­ся гнев его, а бла­го­ра­зу­мный скрывает оскорбле­ние.
Притч.12:17. Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного – обман.
Притч.12:18. Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует.
Притч.12:19. Уста правдивые вечно пре­бывают, а лживый язык – только на мгнове­ние.
Притч.12:20. Ковар­с­т­во – в сердце зло­умышлен­ников, радость – у миротворцев.
Притч.12:21. Не при­ключит­ся праведнику никакого зла, нечестивые же будут пре­исполнены зол.
Притч.12:22. Мерзость пред Го­с­по­дом – уста лживые, а говорящие истину бла­го­угодны Ему.

Желания, слова и дела нечестивого и праведного существенно различны, различен и плод, последствие их для того и другого, неудача и прямая гибель для нечестивого, и спасение для праведного (ст. 12–14, сн. Притч 18.7; Пс 61.13).

Затем противополагаются самомнение и нетерпеливость безумного и скромность (в принятии советов от ближних) и терпеливость и осторожность (при получении обид) мудрого (ст. 15–16), а также правдивость и истинность свидетельства мудрого и ложь, коварство и злоба свидетельства безумного и нечестивого (ст. 17–22). Будучи само по себе злом, которое всегда болезненно отзывается в сердце ближнего, как бы нанося ему рану (ст. 18), свидетельство или лжесвидетельство нечестивого и самому ему приносит гибель (ст. 19–20), главное – лишение милости Божией, которая неразлучна с правыми сердцем, словами и делами (ст. 22).

профессор Александр Павлович Лопухин