Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.

От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников — зло.

Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.

Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится.

Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя. Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника.

Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много.

Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит.

Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает. Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют. От высокомерия происходит раздор, а у советующихся — мудрость.

Богат­с­т­во от суетности истощает­ся, а собира­ю­щий трудами умножает его.
Надежда, долго не сбыва­ю­щаяся, томит сердце, а исполнив­шееся желание – как древо жизни.

Притчи Соломона 13:1-12

Толкование на книгу притчей Соломоновых

Притч.13:1. Мудрый сын слушает наставле­ние отца, а буйный не слушает обличе­ния.
Притч.13:2. От плода уст сво­их человек вкусит добро, душа же законопреступников – зло.
Притч.13:3. Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.

Мысль о долге внимания юноши к урокам мудрости – излюбленная мысль Премудрого (ср. Притч 15.12). Столь же обычны в книге Притчей мысли о ценности дара слова и об ответственности за злоупотребление этим даром (ст. 2–3, сн. Притч 12.14, 18.21).

Притч.13:4. Душа ле­нивого желает, но тщетно; а душа при­лежных насытит­ся.
Притч.13:5. Праведник не­на­видит ложное слово, а нечестивый срамит и бес­честит себя.
Притч.13:6. Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника.
Притч.13:7. Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много.
Притч.13:8. Богат­с­т­во­м сво­им человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слы­шит.
Притч.13:9. Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает.–
Притч.13:9a. – [Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.]
Притч.13:10. От высокомерия про­исходит раз­дор, а у совету­ю­щихся – мудрость.
Притч.13:11. Богат­с­т­во от суетности истощает­ся, а собира­ю­щий трудами умножает его.
Притч.13:12. Надежда, долго не сбыва­ю­щаяся, томит сердце, а исполнив­шееся желание – как древо жизни.

Блага жизни бывают двоякие: духовные, религиозно-нравственные и материальные, часто связанные одни с другими; соответственно с этим в данном отделе совместно и попеременно говорится то о наблюдениях над внешнею жизнью людей (ст. 7–8) и о житейских требованиях материального благополучия, как то: об отвращении от лености и о прилежании (ст. 4), о бережливости (ст. 11) о силе и опасностях богатства (ст. 8), – то излагаются собственно истины нравоучения, как: о благотворности и славе праведности (5–6, 9, 12). В ст. 9 по тексту LXX имеется (не во всех кодексах) добавление: ψυχαὶ δόλιαι πλανῶνται ἐν ἁμαρτιάις, δίκαιοι δἐ οικτίρούσι καὶ ἐλεοῦσι, слав: «души льстивыя заблуждают во гресех, праведнии же щедрят и милуют» (в русск. синод. перев. эти слова заключены в скобки). Слова эти, не имея непосредственной связи с предыдущими словами ст. 9, однако согласуются с общим моральным оттенком данного отдела.

профессор Александр Павлович Лопухин