27 Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти.

28 Во множестве народа — величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.

29 У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.

30 Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей.

31 Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.

32 За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.

33 Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе.

34 Праведность возвышает народ, а беззаконие — бесчестие народов.

35 Благоволение царя — к рабу разумному, а гнев его — против того, кто позорит его.

ГЛАВА 15.

1[ Гнев губит и разумных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.

2 Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.

3 На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых.

4 Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа.

Толкование на книгу притчей Соломоновых

Притч.14:27. Страх Го­с­по­день – источник жизни, удаля­ю­щий от сетей смерти.

Из двух стихов – 20 и 21, в первом указывается частое, хотя и не нормальное с нравственной точки зрения, явление – дружба лишь по видам корысти, – а во втором проводится моральное воззрение на этот пункт. Далее следуют сентенции: о гибельности злоумышления против ближнего и о благотворности доброжелательства (ст. 22), о пользе труда и о вреде празднослова (ст. 23), о богатстве, как уделе мудрых, и скудости, постигающей безумного (ст. 24), о спасительности истинного свидетельства и пагубности лжесвидетельства (ст. 25); наконец, в связи с последним, а вместе с содержанием целого отдела, говорится о страхе Божьем, как источнике всякого блага жизни и самой жизни (ст. 26–27).

Притч.14:28. Во множе­с­т­ве народа – величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.

Притч.14:29. У терпеливого человека много ра­зу­ма, а раз­дражи­тель­ный выказывает глупость.

Притч.14:30. Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей.

Притч.14:31. Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его бла­го­творит нужда­ю­щемуся.

Притч.14:32. За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.

Притч.14:33. Мудрость по­чиет в сердце ра­зу­много, и среди глупых дает знать о себе.

Притч.14:34. Праведность воз­вышает народ, а беззаконие – бесчестие народов.

Притч.14:35. Благоволе­ние царя – к рабу ра­зу­мному, а гнев его – против того, кто по­зорит его.

Содержание отдела отчасти затрагивает область государственной жизни, указывается благо царя в многочисленности подданных его и несчастие – в малочисленности их (ст. 26); определяется основной закон возвышения и унижения народов – правда (ст. 34); царь представляется идеальной силой, как бы совестью народа, по справедливости награждающей благие деяния и карающей нечестие (ст. 35). С другой стороны и главным образом оттеняется значение и благо личной добродетели, и зло ее противоположности – нечестия, – так противопоставляются: долготерпение и раздражение (ст. 29), кротость и зависть (ст. 30), конечная гибель нечестивого и надежда на спасение у человека благочестивого (ст. 32). Высокое значение признается в особенности за делами милости, причем высказывается мысль, со всей ясностью повторяемая в Евангелии (Мф 25.36), что милосердие или немилосердие человека к ближнему Бог благоволит принимать и вменять Себе Самому (ст. 31, сн. Притч 17.5).