Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так.

Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему.

Мерзость пред Господом — путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит.

Злое наказание — уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет.

Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих.

Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет.

Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает.

Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью.

Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир.

Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога.

Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть.

Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.

Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий.

Притчи 15:7-19 

Толкование на книгу притчей Соломоновых

Притч.15:7. Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так.

Предлагается наставление о кротости и осторожности в славе (ст. 1, 4), а вместе дается предостережение против гнева и безумной злобы (ст. 1–2), причем то и другие обосновывается указанием на всеведение Божие, от которого не может укрыться ни добро, ни зло (ст. 3), а затем развивается общая мысль о благотворности мудрости и вреде безумия (ст. 5–7).

Притч.15:8. Жертва нечестивых – мерзость пред Го­с­по­дом, а молитва праведных бла­го­угодна Ему.
Притч.15:9. Мерзость пред Го­с­по­дом – путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит.
Притч.15:10. Злое нака­за­ние – укло­ня­ю­щемуся от пути, и не­на­видящий обличе­ние по­гибнет.
Притч.15:11. Преисподняя и Аваддон открыты пред Го­с­по­дом, тем более сердца сынов человеческих.
Притч.15:12. Не любит распутный облича­ю­щих его, и к мудрым не пойдет.
Притч.15:13. Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает.
Притч.15:14. Сердце ра­зу­много ищет знания, уста же глупых питают­ся глупостью.
Притч.15:15. Все дни несчаст­ного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир.

В ст. 8–9 высказывается весьма часто повторяемая священными писателями мысль о том, что необходимым условием богоугодности жертвы, молитвы и всего внешнего богопочтения является чистое нравственное настроение и искреннее расположение человека, что, напротив, при отсутствии этих условий, жертвы и молитвы отвратительны пред Богом (Притч 21.27; Ис 1.11, 66.3; Иер 6.20; Ос 5.6, 8.13; Ам 5.21–22 и др.). Бог любит только ищущего правды, нечестивцев же и презрителей мудрости отвращает, и их постигает гибель (ст. 9–10). Для предупреждения злых дел и даже нечистых помышлений, человеку надо всегда помнить о всеведении Божием, пред которым открыты недоступные человеческому глазу области: преисподняя, ад, евр. шеол и гибель, евр. Аваддон (ст. 11), т. е. область гибели и смерти (сн. Притч 27.20; Иов 26.6, 28.22); в Апокалипсисе именем Аваддона, по-гречески Аполлиона (т. е. губителя) назван Ангел – царь бездны (Откр 11.9). Тем более открыты всеведению Божию все тайны человеческого сердца (ср. Пс 11.1). Далее указано несколько нравственно-психологических черт характеристики мудрого и нечестивого (ст. 13–15).

профессор Александр Павлович Лопухин