Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою.

Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность, и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей.

Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется.

Когда ляжешь спать,- не будешь бояться; и когда уснешь,- сон твой приятен будет.

Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет; потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления.

Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его.

Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе. Ибо ты не знаешь, что́ родит грядущий день. Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою.

Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе.

Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его; потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение.

Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет.

Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать.

Притчи Соломона 3:19-34

Толкование на книгу притчей Соломоновых

Притч.3:19. Го­с­по­дь пре­мудростью основал землю, небеса утвердил ра­зу­мом;
Притч.3:20. Его пре­мудростью раз­верзлись бездны, и облака кропят росою.
Притч.3:21. Сын мой! не упускай их из глаз тво­их; храни здравомыслие и рас­суди­тель­ность,
Притч.3:22. и они будут жизнью для души твоей и украше­нием для шеи твоей.
Притч.3:23. Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнет­ся.
Притч.3:24. Когда ляжешь спать, – не будешь бояться; и когда уснешь, – сон твой при­ятен будет.
Притч.3:25. Не убо­ишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она при­дет;
Притч.3:26. потому что Го­с­по­дь будет упова­ни­ем тво­им и сохранит ногу твою от уловле­ния.

Человек тем более должен стремиться к мудрости, что она не есть только человеческое качество, но сила присущая, – конечно, в бесконечной степени, Самому Богу: высочайшая мудрость составляет печать всей творческой и мироправящей деятельности Божией. Высочайшая премудрость Бога, так творца и промыслителя мира, выразилась в том, что «Господь премудростью (бехокма) основал землю, небеса утвердил разумом: Его Премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою» (ст. 19–20).

Под Премудростью, посредством которой Бог предначертал и затем осуществил идею мира, разумеется проявление свойства Божественной Премудрости, но вместе с тем и Ипостасная Премудрость Божия (Сын Божий в Его деятельности до воплощения) в миротворческой Ее деятельности (ср. Притч 8.22; Прем 9.9; Сир 24.10; Ин 1.3). Премудрость Божия, со всею очевидностью отобразившаяся в творении мира и всегда являющая себя в его сохранении, должна быть вечным образцом, идеалом для всех ищущих мудрости. Но и богопросвещенная мудрость человеческая – «здравомыслие и рассудительность» (евр. тушийя у-зимма, ст. 21), поскольку источником ее служит та же Премудрость Божия – должна быть предметом внимания и подражания юноши. Плоды мудрости, даже для одной внешней жизни человека, спасительны и разнообразны: правила мудрости, полагаемые в основу деятельности человека, делаются для него источником духовного питания, нравственной крепости, – словом истинной жизненности (ст. 22), мира, спокойствия и успеха во всех делах (ст. 23), безмятежного покоя и безопасности, как от внешних врагов, так и от внутреннего смятения (ст. 24–25, сн. Пс 90.5–6). Это потому, что мудрый во всех отношениях и обстоятельствах жизни возлагает упование свое на Господа, и надежда его никогда не обманет его (ст. 26; ср. Пс 90.11–12).

Притч.3:27. Не отказывай в бла­го­деянии нужда­ю­щемуся, когда рука твоя в силе сделать его.
Притч.3:28. Не говори другу твоему:«пойди и при­ди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе. Ибо ты не знаешь, чтó родит грядущий день.
Притч.3:29. Не замышляй про­тив ближнего твоего зла, когда он без опасе­ния живет с тобою.
Притч.3:30. Не ссорься с человеком без при­чины, когда он не сделал зла тебе.
Притч.3:31. Не соревнуй человеку, по­ступа­ю­щему насиль­ствен­но, и не избирай ни одного из путей его;

С положительной и отрицательной сторон изображается образ поведения истинно мудрого и добродетельного в отношении ближних. На первом месте в понятии истинной праведности, по ветхозаветно библейскому представлению (ср. Втор 15.1 и Ис 58.1 и др.) стоит добродетель милосердия и благотворения ближним, и Премудрый настоятельно советует не отказывать нуждающемуся (баал) в благодеянии (ст. 27, сн. Сир 4.2): характерно для ветхозаветно-библейского воззрения на милостыню самое название принимающего ее баал, обладателем, тем, кому милостыня должна принадлежать по долгу или по праву (сн. Притч 16:22, 17:7. См. у А. Глаголева, Древнееврейская благотворительность, Киев 1903 с. 33–34), причем в понятии нуждающегося, согласно с законом Моисеевым, мыслятся не только единоплеменник и единоверец, но и пришелец и иноверец, равным образом словами (27б) «когда рука твоя в силах сделать его» дается понять, что только крайняя бедность, отсутствие всяких средств к благотворению может освобождать человека от исполнения обязанности благотворения (ср. 2Кор 8.12). Имеющий возможность немедленно оказать помощь нуждающемуся не должен откладывать ее до другого дня, ст. 28; LXX добавляют в этом стихе слова (вероятно из Притч 27.1) ού γὰρ οῖδας, τί τἐξεται ἡ ἐπιοῦσα, слав.: «не веси бо, что породит день находяй», – слова, хорошо согласующиеся с контекстом речи, усиливая мысль о долге человека безотлагательно благотворить всякому нуждающемуся (ср. Сир 4.1 сл.; Сир 12.1 сл.; Сир 29.1 сл.; Иов 31.16). Ст. 29–30 изображают отрицательную сторону любви к ближнему – коварство и вероломство против доверчивого ближнего, сварливость и сутяжничество без всякого повода: от этих проявлений нелюбви к ближнему предостерегает Премудрый своего слушателя-ученика. Но так как для юноши в деле добра и зла имеет великую силу пример добродетельных и нечестивых, то Премудрый в ст. 31 предостерегает ученика своего от подражания или соревнования нечестивым, хотя бы внешняя жизнь их и была некоторое время благоуспешна (ср. Пс 36.1, 72.3; Притч 24.19, 23.17).

Притч.3:32. потому что мерзость пред Го­с­по­дом раз­вратный, а с праведными у Него обще­ние.
Притч.3:33. Проклятие Го­с­по­дне на доме нечестивого, а жилище благо­честивых Он благо­словляет.
Притч.3:34. Если над кощун­никами Он по­смевает­ся, то смирен­ным дает бла­го­дать.
Притч.3:35. Мудрые наследуют славу, а глупые – бесславие.

Указывают основание – ближе всего сказанного в Притч.3:27–31, а затем и всех вообще увещаний гл. III. Изображается, ст. 32–34, прямо противоположное отношение Бога к праведникам и к грешникам. Прежде всего, духовное настроение грешника совершенно чуждо, противно и ненавистно Богу (32а), хотя бы с внешней стороны деяния его представлялись законными, напр., даже жертвы, совершаемые нечестивыми, лишь прогневляют Бога (ср. Ис 66.3, 1.11), – и только праведные могут наслаждаться благодатной близостью к Богу (32б, сн. Пс 24.14). Затем и внешняя судьба нечестивого и праведника существенно различна: благоденствие первого всегда непрочно, над судьбой и домом нечестивого всегда тяготеет проклятие Божие (ст. 33а, сн. Втор 28.15; Зах 5.4; Мал 2.2), между тем на жилище благочестивых почивает благословение Божие (33б, сн. Притч 4.13 и др.).

Такое различное отношение Бога к нечестивым и праведным и такая различная судьба тех и других суть явления постоянные, составляют как бы закон нравственной жизни; поэтому в ст. 34–35 Премудрый выражает эти мысли еще раз в кратких, выразительных положениях, из которых данное в ст. 34 дважды цитируется (по переводу LXX-ти) в Новом Завете (Иак 4.6; 1Пет 5.5).

профессор Александр Павлович Лопухин