Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце; и внутренности мои будут радоваться, когда уста твои будут говорить правое.

Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем; потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна.

Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь.

Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище.

Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится.

Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума.

Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем.

Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя.

Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои, потому что блудница — глубокая пропасть, и чужая жена — тесный колодезь; она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников.

У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?

У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного.

Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.

И скажешь: «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же».

Притчи Соломона 23:15-35

Толкование на книгу притчей Соломоновых

 

Притч.23:15. Сын мой! если сердце твое будет мудро, то по­радует­ся и мое сердце;
Притч.23:16. и внутрен­ности мои будут радо­ваться, когда уста твои будут говорить правое.
Притч.23:17. Да не завидует сердце твое грешникам, но да пре­будет оно во все дни в страхе Го­с­по­днем;
Притч.23:18. потому что есть будущность, и надежда твоя не по­теряна.

Обращается особенное внимание на необходимость хорошего домашнего воспитания и при этом указывается (ст. 13) как и ранее указывалось (13:25), на необходимость физического наказания в системе воспитания, как средства педагогического и вполне целесообразного (ст. 14).

В последующем увещании к мудрости выдвигается на вид способность мудрости делать человека счастливым (ст. 15–16), а первым проявлением мудрости представляется отсутствие зависти благоденствующим грешникам (ст. 17, сн. Притч 24.1), присутствие напротив страха Божия и надежды на воздаяние – здесь и за гробом (ст. 10); в данном случае, как и в других (Притч 11.7, 14.32), выражается вера Премудрого в бессмертие души человека и посмертное воздаяние праведным и грешникам.

Притч.23:19. Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь.
Притч.23:20. Не будь между упива­ю­щимися вином, между пре­сыща­ю­щимися мясом:
Притч.23:21. потому что пьяница и пре­сыща­ю­щийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище.
Притч.23:22. Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пре­небрегай матери твоей, когда она и состарит­ся.
Притч.23:23. Купи истину и не про­давай мудрости и уче­ния и ра­зу­ма.
Притч.23:24. Торже­с­т­ву­ет отец праведника, и родив­ший мудрого радует­ся о нем.
Притч.23:25. Да веселит­ся отец твой и да торже­с­т­ву­ет мать твоя, родив­шая тебя.

Для занятий мудростью необходимо прежде всего устранить стоящие на пути препятствия – страсть к пьянству и распутству (ст. 19–21). Затем настойчивое увещание держаться мудрости, истины, разумения (ст. 23) предваряется (ст. 22) и заканчивается увещанием почитать авторитет отца и матери (ст. 24–27) (ср. Притч 10.1, 15.20 и др.).

Притч.23:26. Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои,
Притч.23:27. потому что блудница – глубокая про­пасть, и чужая жена – тесный колодезь;
Притч.23:28. она, как раз­бойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников.

Весьма важно указание на то, что для усвоения мудрости ученик должен был отдать всего себя на волю и распоряжение учителя. Предостережение от соблазнов жены-блудницы (ст. 27, 28) напоминает прежние речи Премудрого и тот же предмет (Притч 5.20, 6.24, 7.5).

Притч.23:29. У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без при­чины? у кого багровые глаза?
Притч.23:30. У тех, которые долго сидят за вином, которые при­ходят отыски­вать вина при­правлен­ного.
Притч.23:31. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрит­ся в чаше, как оно ухаживает­ся ровно:
Притч.23:32. впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;
Притч.23:33. глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит раз­вратное,
Притч.23:34. и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.
Притч.23:35. И скажешь: «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чув­с­т­во­вал. Когда про­снусь, опять буду искать того же».

В редкой по изобразительности форме изложена картина гибельных следствий пьянства (ср. Ис 56.12).

профессор Александр Павлович Лопухин