Прежде чем обращать внимание на историческую судьбу орудий Страстей Спасителя, ставших нашими святынями, следует вспомнить о самих безвинных страданиях Богочеловека. Он мог их не претерпевать и мог вообще не проживать человеческую жизнь, но тогда наша природа продолжала бы быть повреждённой грехом, подверженной усталости, болезням и смерти!

Господь вочеловечился по великой любви к нам — людям! Он искупил наши грехи невероятными страданиями — моральными и физическими. Он вынес насмешки и оплевания, удары бича и тычки палками, венец из колючек на Своём Святом Челе, прободение железом стоп и ладоней!

Искупитель висел на кресте, постепенно умирая от удушья. Он наблюдал за слезами Пречистой Девы, которая одна стояла при кресте и наблюдала за тем, как жизнь утекает из тела её сына, которого она рожала и растила… И всё это ради нас! Ради того, чтобы человечество было искуплено от греха, а наша природа в воскресении и вознесении в преображённом человеческом теле, получила возможность обоживаться через личность Бога Сына!

Вот о чём нам надлежит помнить, с сердечным сокрушением и благодарением, вспоминая орудия Страстей Господних!

Arma Christi

Разные авторы включают в число орудий Страстей Христовых, или на латыни «Arma Christi» разные предметы, но большинство из них выделяет: Святой Крест, титло, гвозди, терновый венец, колонну бичевания, розги или бич, копьё Лонгина, губку с уксусом, плащаницу и сударь.

Восточные христиане всегда были склонны к мистицизму, в то время как западные стремились осмыслить их умом. Поэтому на Западе всегда более подробно старались изучить все аспекты земной жизни Спасителя.

Именно на Западе, не позднее IX века появился обычай изображать на церковной утвари, иконах, гобеленах, а также в архитектуре орудия Страстей Христовых, чтобы чаще напоминать верующим о жертве Господа.

Примерно в XVII столетии эта традиция от католиков заимствуется Православными Церквями, где реликвии Страстей Спасителя начинают воспроизводиться на антиминсах, покровцах, евхаристических чашах, окладах евангелий, дарохранительницах и т.п.

Предания о судьбе святых реликвий разнятся. Практически каждый вопрос, связанный с этими святынями, отражён лишь в легендах и является предметом ожесточённых споров в церковной и научной среде. Поэтому, мы постараемся выделить наиболее вероятные версии их исторического пути и указать их современное местонахождение.

Исходной точкой нашего повествования пусть станет Голгофа, на которой был водружён Святой крест. Сегодня мы рассмотрим его судьбу, а также историю гвоздей и титла (таблички) от Креста Христова.

Честной и животворящий Крест Господень

По Преданию, Святой Крест был изготовлен именно из того дерева, которое вырастил Праотец Лот, искупая свою вину за кровосмешение с дочерьми.

Раскаиваясь в совершённом грехе, праведный Лот спросил праотца Авраама, как ему вымолить у Бога прощение. Незадолго до этого Авраам и Сара приняли у себя в гостях Саму Святую Троицу в образе трёх путников с дорожными посохами. За свою праведность и гостеприимство они были благословлены Богом.

Мудрый Авраам, помолившись, отдал Лоту три оставленных ему Богом посоха, и посоветовал посадить эти посохи и поливать их водой. Авраам сказал, что когда посохи расцветут и станут единым живым деревом, то это будет знамением прощения для Лота.

Лот усердно каялся в своём грехе, поливал посохи 33 года, нося воду из Иордана. К концу его жизни посохи (кедр, кипарис и певг (сосна)) распустились, переплелись и стали единым деревом.

Во времена Христа, дерево Лота давно было срублено строителями, но чудом каждый раз то удлинялось, то укорачивалось, так что зодчие выбросили бревно в Овечью купель. Именно к нему сходил раз в год ангел и возмущал воду, от которой исцелялись больные. Перед казнью Спасителя бревно выловили и изготовили из этого «несуразного» ствола орудие позорной казни для Господа.

После разрушения Иерусалима, последовавшего за восстанием зилотов, в первой половине II века император Адриан приказал засыпать землей Голгофу, Гроб Господень и все найденные там реликвии, а на искусственном холме поставил капище языческой богини Венеры, святилище Афродиты и статую Юпитера, где собирались язычники для совершения жертвоприношений идолам.

В IV веке император Константин Великий, под влиянием матери – царицы Елены, принял христианство сам и постепенно сделал его государственной религией Римской империи. А сама равноапостольная царица Елена в 326 году предприняла паломническую поездку в Иерусалим для поиска главных христианских реликвий.

Старый еврей Иуда показал святой Елене место под капищем Афродиты, где по изв были спрятаны святые реликвии, известному ему от предков преданию были спрятаны орудия мучений и казни Спасителя. Благодаря этому указанию святая царица смогла найти великие святыни.

Чтобы определить, какой из трёх найденных крестов (мы же помним, что Спаситель был распят на своём кресте между крестами двух разбойников) истинный, их возлагали на тяжелобольную женщину. Когда женщина исцелилась, все поняли, на каком кресте был распят Богочеловек. Позднее, царица обнаружила и Гроб Господень.

Эти события Святая Церковь празднует в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Святые гвозди, терновый венец и ряд других святынь царица Елена просто забрала с собой в Константинополь. А вот Святой Крест Христов тут же, на месте, был разделён на несколько частей, чтобы как можно большее количество верующих смогло припасть к великой святыне.

Большая часть Креста Господня была также взята святой Еленой в Константинополь (по другим сведениям – в Рим, где хранилась в где хранились при её дворце до смерти святой, а уже после оказались в Константинополе). Ещё часть Креста, как и несколько других орудий Страстей Господних, осталась в Иерусалиме. Наконец, третью долю святыни отправили в Рим.

При разделении Святого Креста образовалось и несколько более мелких частиц. Их развезли по разным городам Римской империи и даже в другие страны — в качестве подарков правителям. Уже к середине IV века частицы Святого Креста распространились по всему миру, как свидетельствует святитель Кирилл Иерусалимский.

Святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст, а также другие авторы и источники отмечают, что мелкие частицы Святого Креста можно было встретить не только в городских храмах и отдалённых монастырях, но и в личных мощевиках некоторых христиан, которые те носили на груди.

На канонической территории Русской Православной Церкви сегодня можно встретить частицы Святого Креста Господня во многих местах. Такая великая святыня есть в Троице-Сергиевой лавре, Благовещенском соборе Московского кремля, Свято-Успенской Почаевской лавре и нескольких других храмах и обителях.

Судьба гвоздей от Святого Креста

Гвозди, которыми прибивали ко кресту тело Спасителя, были выкованы из обыкновенного железа, в форме четырёхгранника, с круглой шляпкой, имели длину около 14 сантиметров и весили порядка 84 граммов. Об этом говорят, как сравнительный анализ наиболее известных реликвий, почитаемых как гвозди Спасителя, так и аналоги, обнаруженные археологами на территории Иерусалима и его окрестностей и датируемые I веком от Рождества Христова.

Достоверных сведений о том, сколько в действительности было гвоздей, нет. У святых и христианских историков первых веков можно встретить версию либо о трёх, либо о четырёх гвоздях.

Святой Григорий Назианзин и египетский епископ Нонн указывают на один гвоздь для ног Спасителя, а, например, святые Григорий Турский и Киприан говорят о четырех гвоздях — двух для рук и двух для ног.

Предание о четырёх гвоздях считается более древним и достоверным. Также следует иметь в виду, что до XIII века даже на Западе Спасителя на кресте изображали с четырьмя гвоздями, а современное католическое распятие распространилось позднее.

Исследователи связывают искажение церковного предания о количестве гвоздей у католиков с одним из двух моментов: либо с исследованием туринской плащаницы, на которой одна из стоп Спасителя отпечаталась не так отчётливо, как другая, либо с тремя гвоздями, хранящимися в Ватикане и выдаваемыми за гвозди от Святого Креста.

Католическим прелатам приятно думать, что они, якобы, обладают всеми гвоздями от Святого Креста, а в других городах и странах хранятся исключительно подделки. А раз в Ватикане имеются всего три гвоздя, значит их столько и было.

Святая царица Елена, безусловно, забрала все 4 гвоздя с собою в Константинополь. Но вот что с ними стало потом достоверно неизвестно. По одной из версий, одну из святынь царица приказала вковать в сбрую коня святого императора Константина (чтобы сохранить ему жизнь, в те времена во многом зависевшую от лошади), а второй – в его корону.

Позднее возникали аналогичные легенды о короне Лангобардов («железная корона», хранится в Вене) и других реликвиях, созданных с использованием святых гвоздей. Так, что основатель Реформации Мартин Лютер изрядно посмеялся над простаками-верующими, насчитав только в городах Западной Европы 8 святых гвоздей…

Но так ли всё было просто на самом деле? По наиболее вероятной версии исследователей «подделок» значительно меньше, чем считал Лютер. Хотя гвоздей и было целых четыре, но для христианского мира этого было очень мало. При этом, они были изготовлены из металла – материала, который легко делить и видоизменять.

Так что, как считают многие исследователи, с гвоздями поступили также, как ранее поступили со Святым Крестом – их разделили на части, наделали копий святых гвоздей и вложили в них частицы гвоздей настоящих, после чего развезли по множеству городов. Это вполне в духе христианской традиции, которая допускает деление мощей святых и других святынь.

Копии святых гвоздей дарились византийскими императорами епископам разных городов, а также христианским правителям – в Рим, Милан, Грузию, Париж, Иерусалим и другие места.

Позднее, святые гвозди утрачивались в результате войн и обнаруживались в другом месте и передаривались. Вот почему по миру их можно встретить довольно много. Например, святой гвоздь, некогда принадлежавший грузинскому царевичу Арчилу, сегодня хранится в Москве в Храме Христа Спасителя.

Табличка-титло

Мы знаем из Евангелия, что прокуратор Иудеи Пилат приказал прибить на Святом Кресте над головой Спасителя табличку-титло, на которой было написано «INRI» – «Iisus Nazarenus Rex Iudeorum» – («Иисус Назарянин – Царь Иудейский»), в обозначение «вины» Спасителя. Ведь он был казнён как политический преступник, якобы покушавшийся на власть римских императоров.

Надпись была выполнена на трёх языках: арамейском (язык местного населения Святой Земли), греческом (интернациональный язык общения того времени) и привычной римлянам латыни.

После обретения святых реликвий страданий Спасителя святой равноапостольной Еленой, титло продолжительное время хранилось в Иерусалиме, что подтверждается письменным рассказом Этерии (она же «Сильвия Аквитанка»), совершавшей паломничество в Иерусалим в V столетии.

Далее, скорее всего в эпоху крестовых походов, святое титло было вывезено из Иерусалима в Рим вместе с рядом других священных предметов. В результате войн Средневековья оно многократно перемещалось, пока вновь не оказалось в Риме.

В настоящее время, святое титло (или самый большой его фрагмент) можно увидеть в римской базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме, вместе с одним из святых гвоздей (или их копией), шипами из тернового венца Спасителя, и другими святынями.

«Святой Грааль»

В популярных романах и западном кино, посвящённом поискам сокровищ и древностей часто можно натолкнуться на упоминание «Святого Грааля» — «Чаши Спасителя». Между тем, Священное Предание о «Граале» нам совершенно ничего не говорит. Что же это за чаша и была ли она вообще?

В зависимости от вариантов легенды о «Граале» — это чаша, из которой причащались апостолы на Тайной вечери; чаша, в которую Иосиф Аримафейский собрал часть крови Спасителя при Его погребении; либо же чаша, каким-то образом участвовавшая в обоих этих событиях (как?!).

Самое раннее упоминание об этом сосуде относится к средневековому роману «Персеваль» французского писателя конца XII века Кретьена де Труа. В позднейшей средневековой литературе, рыцарь, испивший из чаши Грааля, получает прощение грехов и бессмертие.

Православные исследователи усматривают истоки легенд о Граале в мифологии древних кельтов, где был распространён миф о некоем магическом сосуде (или же камне, либо драгоценности — символе жизни и возрождения. После проникновения христианства на Британские острова, миф христианизировался, и Грааль стал отождествляться с чашей Тайной вечери, которую Иосиф Аримафейский будто бы вывез в Британию.

Православная традиция не относит «Грааль» к орудиям Страстей Христовых и не имеет сведений об обретении христианами какой-либо чаши, связанной с событиями Тайной вечери или же крестной смерти и погребения Господа Иисуса Христа.

Вторая часть статьи здесь.

Андрей Сегеда

Дорогие друзья!  Я открыл свой собственный блог! Если вам интересно читать мои статьи, поддержите подпиской и репостом, пожалуйста!