1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Что стало со Святым Крестом и другими орудиями Страстей Спасителя? (Часть вторая)


Терновый венец Христов, “Копьё судьбы” и другие христианские реликвии, которые мы называем орудиями Страстей Христовых, не перестают интересовать верующих. А Святой Крест Господень вообще стал символом христианства. Что стало с этими святынями? Попробуем вместе разобраться в этом!


Просмотров публикации 1 375

Прежде чем обращать внимание на историческую судьбу орудий Страстей Спасителя, ставших нашими святынями, следует вспомнить о самих безвинных страданиях Богочеловека. Он мог их не претерпевать и мог вообще не проживать человеческую жизнь, но тогда наша природа продолжала бы быть повреждённой грехом, подверженной усталости, болезням и смерти!

Господь вочеловечился по великой любви к нам – людям! Он искупил наши грехи невероятными страданиями – моральными и физическими. Он вынес насмешки и оплевания, удары бича и тычки палками, венец из колючек на Своём Святом Челе, прободение железом стоп и ладоней!

Искупитель висел на кресте, постепенно умирая от удушья. Он наблюдал за слезами Пречистой Девы, которая одна стояла при кресте и наблюдала за тем, как жизнь утекает из тела её сына, которого она рожала и растила… И всё это ради нас! Ради того, чтобы человечество было искуплено от греха, а наша природа в воскресении и вознесении в преображённом человеческом теле, получила возможность обоживаться через личность Бога Сына!

Вот о чём нам надлежит помнить, с сердечным сокрушением и благодарением, вспоминая орудия Страстей Господних!

Терновый венец Христов

Терновый венец был обретён святой царицей Еленой в в 326 году, вместе со Святым Крестом, гвоздями, титлом и рядом других христианских святынь.

Его история после обретения также изобилует разнообразными версиями. До 1063 года терновый венец находился в хранилище иерусалимского храма Воскресения Христова на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе (по другим сведениям, святая Елена сразу забрала его с собой в Константинополь в IV веке).

В 1204 году крестоносцы предали свою первоначальную идею отвоевания святынь у неверных и обратили оружие на православных христиан, захватив Константинополь. Город подвергся жесточайшему разграблению. Многие святыни и культурные ценности, собранные в столице Восточной Римской империи, были утрачены в ходе этого варварского акта. Но терновый венец Господа удалось сохранить.

На руинах Византийской империи крестоносцы создали свои государства, наиболее крупным из которых стала «Латинская империя» с центром в Константинополе. Её правитель из-за долгов заложил святыню дожу Венеции и позже уже не нашёл средств выкупить её обратно.

В 1238 году король Франции Людовик IX («Людовик Святой»), предварительно оплатив его долг дожу, приобрёл терновый венец у византийского императора за феноменальную по тем временам сумму в 135 000 ливров (половина всего тогдашнего бюджета Французского королевства) и с великими почестями поместил в Нотр-Дам де Пари.

В соборе Парижской Богоматери терновый венец Спасителя хранится до наших дней, успешно пережив в отдельно расположенной сокровищнице страшный пожар 2019 года, оставивший от здания лишь голые стены.

Иногда Людовик Святой и его потомки отделяли от тернового венца отдельные шипы, которые посылали в дар правителям других стран и персонам, которые пользовались их благорасположением. Так что, частицы святого венца в мире также можно встретить в нескольких различных местах.

“Копьё Судьбы”

Каждая Божественная литургия начинается с проскомидии (греч. – «принесение»). Во время этого особого священнодействия епископ или священник приготовляет Святой Агнец – ту специальным образом подготовленную частицу хлеба, которая потом будет предлагаться Богу для преложения в Святое Тело Христово. Для приготовления Агнца, священнослужитель берёт большую просфору, которую разрезает и надрезает особым образом, с чтением молитв, воспоминающих Страсти Христовы.

Так, нанося укол литургическим копием (особым ножом в форме наконечника копья) в просфору с правой стороны, священник молитвенно вспоминает поступок охранявшего крест сотника Лонгина: «Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода. И видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его».

В Евангелии не упоминается имя воина, проверившего таким образом, жив ли ещё Спаситель и поражённого увиденным чудом, но Священное Предание говорит нам о том, что это был опытный ветеран легиона, центурион (сотник) Гай Кассий Лонгин, родом из Каппадокии.

Позже, именно центурион Лонгин со своим отрядом был оставлен у Гроба Господня, чтобы сторожить тело Спасителя до третьего дня. Здесь он стал свидетелем чуда воскресения из мёртвых Господа Иисуса Христа, уверовал в Него, а потом принял крещение от апостолов.

Отвергнувший подкуп иудеев, Лонгин был уволен в отставку и отправился жить в Кесарию Каппадокийскую. Спустя несколько лет, мстительные иудеи сумели уговорить нового римского наместника провинции отправить отряд солдат, чтобы убить бывшего центуриона. Лонгин открылся воинам, рассказал им историю своего обращения в христианство и добровольно отдался на казнь, став одним из первых мучеников за веру.

Святое копьё до мученической кончины святого Лонгина находилось при нём. Куда оно делось позднее единой версии нет. По одной из легенд, оно передавалось христианами из рук в руки, пока не попало к апостолу Иуде Алфееву (брат Иакова Алфеева, также именуемый в Евангелиях Леввеем или Фаддеем).

Апостол Иуда проповедовал Благую весть в Армении, куда взял с собой и великую святыню. После кончины апостола святыня хранилась армянскими христианами в «Монастыре копья» (монастырь Гегардаванк), а в XIII столетии, копьё Лонгина было перенесено в монастырь Эчмиадзин — исторический центр Армянской Церкви и резиденцию Католикоса всех армян, где хранится и поныне.

Также в Ватикане (Рим, Италия), польском Кракове и столице Австрии Вене можно встретить свои артефакты, называемые «копьём Лонгина», но самое древнее из них датируется учёными не ранее, чем III веком от Рождества Христова.

“Копьё Лонгина” также часто называют “Копьём Судьбы” из за позднейшей и совершенно нехристианской средневековой легенды о том, что армия владельца Святого копья “не потерпит поражения на поле боя”, а сам владелец будет “властвовать над миром”.

Погребальный сударь Спасителя

«Прииде же Симон Пётр вслед его и вниде во гроб, и виде ризы едины лежаща и сударь, иже бе на главе его, не с ризами лежащ, но особь свит на единем месте» (Ин. 20:6-7). В этом месте Святого Евангелия упоминается погребальный сударь (убрус, плат) Спасителя, которым была в момент погребения обёрнута Его голова.

После обретения святых реликвий царицей Еленой, сударь был оставлен для поклонения верующим Иерусалима, где хранился до начала VII столетия. Когда персидский шах Хозров II, люто ненавидевший христиан, захватывал Святой город, сударь Спасителя был тайно вывезен верующими в Александрию Египетскую, а позднее его эвакуировали ещё далее – в Испанию. Предание об этом было записано в XII столетии епископом Овьедским Пелагием.

Сегодня святой сударь хранится в соборе Сан-Сальвадор испанского города Овьедо, где пребывает уже несколько веков. Убрус Спасителя представляет собой отрез льняной ткани размером 84*53 см со следами крови и сукровицы, совпадающими с теми, что можно увидеть на знаменитой Туринской плащанице, о которой речь пойдёт далее.

Католические иерархи позднее пытались подделать святыню, поместив в Ватикане изображение лика Спасителя, известное как «Плат Вероники», якобы отпечатавшееся на погребальном сударе в момент воскресения Господа. Сегодня оригинал этого изображения, видимо, хранится в городке Маноппелло (Италия) в 250 километрах от Рима, а копия в ватиканской сокровищнице в Риме.

Публике «Плат Вероники» начали демонстрировать не ранее XIII столетия, а в 1628 году папа Урбан VIII издал запрет на публичный показ полотна.

Туринская плащаница

В городе Турин (Италия) в соборе во имя святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, хранится знаменаяплащаница (саван), сохранившая на себе изображение Тела и Головы Спасителя в момент Его воскресения.

Плащаница представляет собой четырёхметровое льняное полотно, в которое, по Преданию, было завернуто тело Господа Иисуса Христа после смерти. На ней отчетливо видны два отпечатка человеческого тела в полный рост, как со стороны лица, так и со стороны спины.

После обретения реликвий императрицей Еленой, святая плащаница попала в Константинополь, где в 436 году была помещена сестрой императора Феодосия II Пульхерией в базилику Пресвятой Богородицы во Влахерне.

Позднее, святыня вернулась в Иерусалим (вероятнее всего в связи с расцветшей в Константинополе ересью иконоборчества), где по свидетельствам паломников пребывала до IX века. В период с IX по XI века святая плащаница снова оказалась в Константинополе.

В ходе четвёртого крестового похода, в 1204 году Константинополь разграбили западные рыцари и плащаница исчезла. Вероятнее всего, была вывезена и спрятана крестоносцами. Во второй половине XIV века её вновь явили миру во Франции. Оттуда она попадала к представителям Савойской династии, которые со временем стали править в Италии. С ними реликвия переместилась в Турин.

Несмотря на то, что радиоуглеродный анализ датировал плащаницу XIII веком, есть целый ряд данных, позволяющих считать святыню подлинной.

Во-первых, следы на плащанице совпадают со следами на сударе из Овьедо, датируемом первым веком.

Во-вторых, происхождение травы, из которой была сделана ткань плащаницы, относят именно к Передней Азии.

В-третьих, на плащанице отпечатались и монеты, которые положили на глаза Спасителя, известные как «лепты Пилата» и датируемые I веком.

Наконец, сам радиоуглеродный метод анализа корректен только для реликвий, никогда не переносившихся и не подвергавшийся воздействию разрушающих факторов, чего нельзя сказать о плащанице с её богатой историей путешествий.

Колонна бичевания

Понтий Пилат, который не верил в виновность Иисуса Христа, приказал подвергнуть Спасителя бичеванию ещё до вынесения приговора, чтобы этим разжалобить и удовлетворить толпу и попытаться сохранить жизнь Тому, о ком толпа кричала «Распни, распни его!».

Евангельский текст не сообщает о том, сколько ударов было нанесено Иисусу. Но при исследовании Туринской Плащаницы был сделан вывод, что Христу было нанесено 98 ударов: 59 ударов бича с тремя концами, 18 — с двумя концами и 21 — с одним концом. Священное Предание говорит нам о том, что во время этой жуткой экзекуции Спаситель был привязан к особому столбу, который сегодня именуют «колонной бичевания».

Бичей и розог, которыми пользовался римский палач при избиении Господа, до наших дней не сохранилось. Это были его «рабочие инструменты», которые с течением времени, видимо, пришли в негодность и были уничтожены. А вот фрагменты колонны бичевания дошли до нас.

После обретения реликвий в IV веке, колонна была разделена на несколько частей, которые попали в несколько разных городов. Сегодня часть колонны бичевания хранится в храме Гроба Господня в Иерусалиме, а ещё одна часть – в соборе во имя великомученика Георгия Победоносца в Стамбуле. Это фрагменты простой круглой колонны небольшой толщины из тёмного камня.

Ещё одна «колонна бичевания» из пёстрого камня неожиданно была «обретена» кардиналом Колонной в XIII веке и доставлена в Рим, где сегодня выставлена в капелле святого Зенона церкви святой Праскеды в Риме. Пёстрая колона, вероятнее всего, является позднейшей подделкой.

Губка, которой пытались напоить Спасителя

Во время крестных страданий, Господа Иисуса Христа мучила жажда. Для облегчения страданий казнимых, охраной крестов был заготовлен специальный состав из уксуса (или дешёвого вина), желчи и воды, которым в походах утоляли жажду сами легионеры.

Один из воинов оказал Спасителю милость, нацепив на трость губку с этим напитком и дав ему немного утолить жажду. Вскоре после этого Христос скончался.

Губка повторила судьбу большинства реликвий Страстей Христовых. В 326 году она была обретена равноапостольной Еленой и отправлена в Константинополь. Там губка хранилась много лет, постепенно разделяясь на части, которые дарились церковным иерархам и благочестивым правителям.

Так, одна из её частей в 1383 году была передана из монастыря святого великомученика Георгия Победоносца в Константинополе архиепископу Дионисию Суздальскому. Владыка привёз святыню в Россию, где она хранится в особом ковчеге в музее Московского Кремля.

Другая часть святой губки хранится в соборе во имя святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Рим, Италия). Вероятно, частицы губки можно встретить и в других местах.

Первая часть статьи здесь.

Андрей Сегеда

Дорогие друзья!  Я открыл свой собственный блог! Если вам интересно читать мои статьи, поддержите подпиской и репостом, пожалуйста!

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)56