В первой и второй статьях из цикла «Церковь и деньги» мы пытались найти ответы на самые традиционные вопросы, касающиеся церковного бюджета, а в третьей статье разбирали экономику отдельного прихода.

Настало время сделать следующий шаг и изучить организацию финансового хозяйства епархии и Поместной Церкви в целом. Здесь тоже есть много интересного.

Общецерковное устройство и структура епархии

В древности епископ (кстати, с греческого — «надзиратель») возглавлял общину отдельно взятого города и окрестных селений — епархию. Чин священства в Церкви появился только потому, что епископ не мог быть одновременно во всех селениях своей епархии и служил, преимущественно, в городе, а сельским общинам также нужны были пастыри.

Позднее процесс централизации Церкви привёл к появлению пяти (а затем и более) отдельных патриархатов, каждому из которых подчинялись несколько провинций с крупными областными центрами — митрополий, в свою очередь, состоящих из нескольких епархий.

С течением времени административное церковное устройство усложнялось. Русская Православная Церковь сегодня имеет в своём составе несколько заграничных объединений, которые устроены особенным образом и не будут рассматриваться нами подробно: автономных Церквей (РПЦЗ, УПЦ, ЯПЦ), экзархатов (Белорусский, Европейский, Юго-Восточно-Азиатский), митрополичьих округов (Казахстанский, Среднеазиатский).

На территории России, Русская Православная Церковь административно делится на митрополии, состоящие из 2-4 епархий. Каждая епархия имеет в своём составе несколько благочиний, складывающихся из единичных приходов.

Всей полнотой Церкви управляет Архиерейский собор, который созывается по мере необходимости, но не реже, чем раз в четыре года. В период между соборами Церковью управляет Священный синод, состоящий из 12 членов под председательством Святейшего патриарха.

Помимо епархий, в структуру Церкви входят некоторые другие субъекты. Ставропигиальные монастыри, подчинённые непосредственно Святейшему патриарху. Духовные академии (Московская, Санкт-Перербургская, Киевская, Минская и Кишинёвская) и другие учебные заведения. Общецерковные предприятия и учреждения («Софрино», гостиница «Даниловская», крупные братства, сестричества, центры и т.п.).

Синодальные отделы и комиссии, занимаются отдельными направлениями церковной деятельности и целевым расходованием общецерковных средств (Миссионерский отдел, Отдел по социальному служению и благотворительности, Издательский совет, Отдел внешних церковных связей и т.п.).

Отдельная епархия похожа по устройству на Церковь в целом. Всей полнотой власти в ней обладает епархиальный архиерей (управляющий епархией). Наиболее важные вопросы он выносит на обсуждение епархиального собрания, которое созывается один раз в год (или чаще). Текущие вопросы архиерей решает самостоятельно.

Отдельными направлениями деятельности епархии занимаются епархиальные отделы, структура которых почти всегда копирует синодальную (Миссионерский отдел, Отдел по социальному служению и благотворительности и прочие). Помимо отдельных приходов, епархию могут составлять монастыри, семинария, богословский институт, епархиальные предприятия, подсобные хозяйства, различные центры (помощи бездомным, материнству и т.п.), братства и сестричества и другие епархиальные учреждения.

Доходы епархии, доходы Церкви

Исходя из структуры епархии, становится понятно, каким образом составляется епархиальный бюджет. Все епархии разнятся по размеру, расположению, национальному составу и целому ряду иных параметров, поэтому сказать что-либо конкретное по соотношению средств из разных источников в епархиальном бюджете довольно сложно. Но можно выделить сами эти источники.

Часть средств поступает от каждого отдельного прихода епархии (примерно 5-20% от бюджета прихода).

Другим значительным источником пополнения епархиальной казны являются монастыри. При вступлении на монашеский путь, иноки дают обеты целомудрия (безбрачия), послушания и нестяжания (отказа от личного имущества). Всем необходимым их обеспечивает монастырь.

В свою очередь, монашествующие посвящают всё своё время двум основным видам деятельности – молитве и труду. Через это монастырь почти всегда развивается в богатое и успешное хозяйство, средства которого, за исключением части необходимой для развития самой обители, перечисляются в епархию.

Третьим источником доходов (или снижения расходов) епархии являются организованные ею предприятия и подсобные хозяйства. Епархия вправе организовать предприятия, которые будут заниматься коммерческой деятельностью. Заплатив налоги с прибыли, она может использовать эту прибыль на уставные цели – строительство храмов, семинарий, центров помощи инвалидам и т.п.

Наконец, какие-то значительные средства могут пожертвовать крупные благотворители – региональные и федеральные компании, фонды, отдельные предприниматели, государственные ведомства. Как правило, поступление средств из этого источника нерегулярно, непредсказуемо по величине и имеет целевую направленность – например, компанией жертвуются 20 000 000 рублей на ремонт переданного епархии здания под будущую семинарию или 100 000 рублей от Министерства культуры на съёмки анимационного мультфильма про первых русских святых.

Структура доходов Церкви складывается похожим образом. Из отчислений от каждой епархии (примерно 15%), отчислений от ставропигиальных монастырей (Троице-Сергиева лавра, Валаамский монастырь, Соловецкий монастырь и другие), пожертвований крупных благотворителей (федеральные и международные компании, государственные структуры, крупные предприниматели и т.п.). Значительную часть церковной казны составляют средства, полученные от деятельности общецерковных предприятий.

Какую-то часть средств многие епархии и, в общем, Церковь содержат в банках. Это оправдано как с точки зрения получения дополнительно инвестиционного дохода и подстёгивания государственной экономики, так и в качестве необходимости иметь запасы «на чёрный день». Возможно, в будущем начнутся очередные гонения на христиан, и эти средства понадобятся на восстановление разрушенного.

Церковные расходы

Вопреки мнению либеральной общественности, средства церковного бюджета, как на епархиальном, так и на общецерковном уровне расходуются практически в том же объёме, в котором они получены. Если в какое-то время пожертвований получено больше, то Церковь за счёт этих средств просто расширяет свою миссионерскую работу или социальное служение.

Значимые средства затрачиваются на поддержание необходимой структуры. Церкви нужны новые священно- и церковнослужители – значит, требуется отрыть духовные училища, семинарии, духовные академии, богословские институты, православные гимназии и т.п. После их открытия требуется оплачивать их налоги, коммунальные расходы, ремонт, труд преподавателей, проживание и питание студентов.

В каждой епархии нужны бухгалтера, юристы, водители, системные администраторы, работники склада, повара и другие служащие. В Синодальных отделах также необходимы свои служащие – специалисты различных профилей. Всем им приходится кормить свои семьи, а значит требуется регулярно начислять зарплату.

Вторая весомая статья расходов – это миссионерская деятельность. Церковь содержит два телеканала: «Спас» и «Союз», радиостанцию «Вера», целый ряд сайтов и традиционных изданий на бумажных носителях, издаёт литературу, листовки и буклеты, осуществляет перевод Священного Писания на иностранные языки и языки малых народов. В другие государства направляет православных миссионеров.

Каждая епархия также имеет свои печатные органы, сайты и другие СМИ. Архиерей и священники не только служат на уже открытых приходах, но и совершают поездки внутри своей епархии по местам, где храмов нет и там беседуют с жителями, раздают литературу, совершают Таинства.

Третье основное направление использования пожертвований – это социальное служение и благотворительность. На сайте Синодального отдела приводится статистика, дающая представление о масштабах участия Церкви в делах милосердия.

Отдел объединяет более 4500 церковных социальных учреждений, проектов и инициатив в Русской Православной Церкви, свыше 300 сестричеств милосердия, 60 приютов для беременных женщин и матерей с детьми, более 160 центров гуманитарной помощи, более 60 богаделен, свыше 400 проектов помощи инвалидам. В 71 православном храме в 45 митрополиях ведется работа с глухими и слабослышащими людьми.

Работают более 300 церковных центров помощи наркозависимым, в том числе 71 реабилитационный центр для наркозависимых, 18 центров ресоциализации, 67 консультационных пунктов, 16 амбулаторных и 9 мотивационных программ, более 65 групп поддержки зависимых. Свыше 500 православных организаций  помогают алкозависимым и их родственникам, в том числе более 60 реабилитационных центров и более 300 обществ, братств и групп трезвости. Для помощи бездомным открыто 95 православных приютов и работают 10 автобусов милосердия.

Четвёртое направление – помощь Церквям-сёстрам. Например, Антиохийский патриархат (Сирия, Ирак) сейчас испытывает значительные трудности в связи с разгулом международного терроризма, Сербская Церковь подвергается гонениям со стороны албанских националистов. Оказать им помощь – наш христианский долг.

Существуют и иные направления использования пожертвований: работа с военнослужащими, с молодёжью, окормление заключённых, организация культурно-массовых мероприятий (фестивали православной культуры, ярмарки, форумы, образовательные чтения) и т.п.

В качестве послесловия, можно подчеркнуть, что Русская Православная Церковь в целом и каждая её отдельная епархия действительно аккумулируют значительные средства (как и любая крупная организация в принципе). Но Церковь никогда не ставила перед собой цели накопления богатств. Она существует для того, чтобы возвестить всем в мире Учение Господа нашего Иисуса Христа, чтобы новые поколения людей получали возможность спасения и обожения, а малоимущие и находящиеся в трудной жизненной ситуации – помощь и заботу. И для этого использует все полученные средства.

Андрей Сегеда