1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (12 оценок, среднее: 4,92 из 5)
Загрузка...

День святого Валентина: Кем был этот святой и какое отношение имеет к влюблённым?


14 февраля множество молодых людей дарят избранницам своего сердца цветы, подарки и открытки в виде сердечек, отмечая “День всех влюблённых” или же “День святого Валентина”. Что же это за святой Валентин и чем он так помог молодым парам?


Просмотров публикации 23 185

Священномученик Валентин Интерамнский

Прежде всего, стоит сказать, что святой Валентин, память которого столь чтят влюблённые, действительно существовал. Святой Валентин жил в III веке по Рождестве Христовом в Италии, где был епископом города Интерамны в Умбрии.

Согласно мученическим Актам V-VI веков, святитель обладал благодатью чудотворений и исцелений. Однажды в Риме он вылечил брата трибуна Фронтона, о чем тот рассказал философу Кратону. Позже Кратон попросил святого помочь его сыну Хоримону, который повредил себе спину и ходил согнувшись и изнемогая от боли в течение трёх лет.

Придя в Рим, святитель Валентин затворился с юношей в одной из комнат дома философа и усердно молился об его исцелении на протяжении ночи. Утром Кратон и его домочадцы увидели Хоримона совершенно исцелённым. После того, как молва о чудесном выздоровлении юноши распространилась по “вечному городу”, многие его жители стали обращаться ко Христу.

В числе принявших Святое Крещение была и вся семья знаменитого философа, его ученики Прокул, Ефив и Аполлоний, а также Авундий, сын префекта Рима Плацида.

Язычник Плацид, узнав об обращении сына, пришёл в неистовство и приказал схватить святителя Валентина и бросить в темницу. Валентина стали принуждать отречься от веры и поклониться идолам. Видя неуступчивость святого, префект Плацид приказал отрубить ему голову, а затем казни подверглись и ученики Кратона Прокул, Ефив и Аполлоний. Это произошло во времена правления императора Аврелиана.

Авундий не бросил тела учителя и братьев по вере без погребения. Мощи святых мучеников были тайно вывезены им из Рима и с честью преданы земле в гробнице на 63-й миле Фламиниевой дороги.

Сам философ Кратон и вся его семья тоже вскоре пострадали за исповедание Христа Спасителя. В VIII веке в Интерамне над могилой священномученика Валентина построили христианскую базилику. В средние века святому Валентину особенно молились об исцелении от падучей болезни (эпилепсии).

Другие Валентины – кандидаты на роль покровителя влюблённых

14 февраля память священномученика Валентина Интерамнского чтит Католическая церковь. В Православии этого святого чествуют совершенно в другой день, а именно – 30 июля (12 августа по новому стилю), а на 14 февраля приходится память мученика Трифона.

Также любопытно, что католики 14 февраля празднуют день памяти также святого мученика Валентина, пресвитера Римского и святого мученика Валентина Африканского. В сознании многих людей факты из житий всех трёх святых  смешиваются в некий собирательный образ. Все три святых Валентина были мучениками, погибли за веру и любовь к Богу в первые века христианства и в древних житиях каждого из них нет никаких намёков на покровительство влюблённым.

В частности, святой Валентин, пресвитер Римский пострадал в конце III века при императоре Клавдии II. Он был казнён императором за публичное исповедание христианской веры и объявление ложными языческих богов. Перед казнью он исцелил слепую дочь префекта, после чего последний также уверовал во Христа.

Вот как о последнем чуде пресвитера Валентина повествует “Золотая легенда” Иакова Ворагинского: “Тогда по молитве святого слепая дочь префекта прозрела, и Валентин обратил в веру Христову всех, кто был в этом доме. Император же приказал обезглавить Валентина в лето Господне 280-е”.

О жизни же и страданиях африканского мученика Валентина не известно ничего, кроме самого факта его мученической смерти за Христа.

Как святой Валентин “стал” покровителем любящих сердец

Православная энциклопедия сообщает, что мученические акты V-VI веков не содержат никаких упоминаний об особой помощи святого Валентина влюблённым и первые намёки об этом в литературе Западной Европы (Джеффри Чосер и Джон Гауэр) относятся к XIV-XV векам.

Поэты говорят о том, что с 14 февраля “птицы начинают искать себе пару”, но более вероятно, что празднование дня святого Валентина в сознании людей эпохи Возрождения заменило собой древнеримские Луперкалии – праздник женского плодородия.

Древние Луперкалии также приходились на середину февраля и были запрещены при римском папе Геласии I (492-496). В их истории нет ничего романтического: после жертвоприношений Фавну из кожи жертвенных животных делали бичи и пороли женщин детородного возраста с целью повышения рождаемости.

Наконец, уже в XIX-XX столетиях, день памяти священномученика Валентина окончательно оброс красивыми легендами о “тайном венчании влюблённых” (чего не могло быть в III веке, так как само Таинство Венчания оформилось лишь в IV-V веках) и разнообразными коммерческими атрибутами – открытками “валентинками”, цветами, подарками и т.п.

Интересно, что святитель и чудотворец Мир Ликийских Николай (III-IV века) также окончательно превратился на Западе в коммерческий символ Рождества, Санта Клауса, и получил свои черты (олени, колпаки, эльфы и т.п.) в тех же XIX-XX веках, когда дельцы США и Европы поняли, сколько денег могут приносить разнообразные “тематические” празднования.

Ложная отсылка к “Золотой легенде” Иакова Ворагинского

Википедия основным кандидатом на роль святого Валентина считает священномученика пресвитера Римского. Она пытается навязать читателям ложную информацию о более ранних, нежели XIV-XV века, “легендах”, связанных с тайным венчанием влюблённых со стороны священномученика Валентина: “В позднем средневековье во Франции и Англии житие св. Валентина постепенно начало обрастать легендами, связанными с тайным венчанием влюблённых пар”.

Ссылаясь на текст “Золотой легенды” Иакова Ворагинского, Википедия сообщает, что: “в те далёкие и тёмные времена властный и жестокий римский император Клавдий II пришёл к мысли, что одинокий мужчина, не обременённый женой и семьёй, лучше будет сражаться на поле битвы во славу Цезаря, и запретил мужчинам жениться, а женщинам и девушкам — выходить замуж за любимых мужчин. А святой Валентин был обычным полевым врачом и священником (!), который сочувствовал несчастным влюблённым и тайком от всех, под покровом ночи освящал брак любящих мужчин и женщин”.

“Вскоре деятельность святого Валентина стала известна властям, и его посадили в темницу, приговорив к смертной казни. В заключении святой Валентин познакомился с прекрасной дочерью надзирателя — Юлией. Влюблённый священник (!) перед смертью написал любимой девушке признание в любви — валентинку, где рассказал о своей любви, и подписал его «Твой Валентин». Прочитано оно было уже после того, как его казнили, а сама казнь произошла 14 февраля 269 года”, – дополнительно сообщает издание.

Комментировать глупости об “обычном полевом враче – христианском священнике” в римской армии в разгар эпохи гонений на христиан или о “влюблённом священнике”, дававшем обет безбрачия, будет излишним. А вот в тексте “Золотой легенды” приводится вполне каноническое житие пресвитера Римского и никаких сведений о влюблённости святого мученика Валентина или его службе в армии в том или ином качестве текст “Легенды” не содержит.

День святого Валентина и Православие

Традиция отмечать День всех влюблённых или День святого Валентина пришла к нам с Запада в 90-е годы XX столетия и первоначально вызвала ряд критических статей в православных изданиях. Это было связано с тем, что отмечавшие праздник молодые люди от романтизма и восхищения дамами своего сердца склонялись более в сторону эротизма и похоти.

Однако, со временем многие неприличные аспекты праздника, как и другие перегибы лихих 90-х, ушли в прошлое. А вот сам праздник остался. И молодёжь продолжает справлять его.

В этой связи встаёт вопрос, как именно праздновать “День святого Валентина”. Да, у нас есть свой православный день влюблённых – “День семьи, любви и верности”, который мы отмечаем 8 июля, вспоминая преподобных супругов Петра и Февронию Муромских. Но, в связи с постоянной поддержкой “Дня святого Валентина” в прессе, многие околоцерковные или внецерковные молодые люди о последнем также не забудут. “День святого Валентина” останется их праздником.

Почему бы не позвать их в Церковь? Не устроить 14 февраля в храмах молебны об умножении любви святому Валентину Интерамнскому для молодых пар? Не рассказать им в проповедях и беседах в храме о том, что святой Валентин на самом деле предпочёл любой земной любви любовь к Спасителю и даже отдал за него жизнь? Не напомнить им о других православных святых – покровителях семьи и брака?

Андрей Сегеда

Также читайте: “Путеводитель: Страна Души и её православные святыни“.

Вы можете поаплодировать автору0