Духовная академия Эчмиадзина: «Троице-Сергиева лавра по-армянски»


С какими целями вы бы не прибыли в Армению – по делам, в качестве туриста или в паломничество – вам обязательно предложат посетить в числе прочих достопримечательностей и Эчмиадзин — духовный и просветительский центр Армении, основанный ещё во II веке до Рождества Христова.


Просмотров публикации 1 544

На фото в заголовке святой Григорий Лусаворич (Просветитель) и царь Трдат III. Арка на входе на территорию духовной академии в Эчмиадзине.

В 20 километрах к западу от Еревана расположился небольшой городок Эчмиадзин (он же Вагаршапат), с населением чуть менее 60 000 жителей. Небольшой, но очень известный.

С какими целями вы бы не прибыли в Армению – по делам, в качестве туриста или в паломничество – вам обязательно предложат посетить в числе прочих достопримечательностей и этот древний город, который был основан ещё во II столетии до Рождества Христова. Чем же так знаменит Эчмиадзин? Всё очень просто – это духовный и просветительский центр Армении!

Именно в Эчмиадзине расположены древние храмы с мощами христианских первомучениц Рипсиме (Рипсимии) и Гаяне (Гаянии). В эчмиадзинской сокровищнице армянского патриарха-католикоса, куда открыт доступ паломникам и туристам, собраны многие известные святыни христианского мира. Среди них: несколько частиц Святого Креста Господня, мощи апостола Фаддея, пророка Иоанна Крестителя, святого Григория Просветителя, Георгия Победоносца и иных святых, копьё святого Лонгина, которым был пронзён бок Спасителя и древо Ноева ковчега.

В этом городе резиденцию католикосов-патриархов Армении основал ещё Григорий Просветитель. По преданию, ему приснился сон, в котором Господь спустился с небес в этом месте и ударом золотого молота обозначил место строительства кафедрального собора. Отсюда и название «Эчмиадзин» — что означает «Сошествие Единородного». Спустя века, резиденция армянских католикосов вновь вернулась сюда. Тут веками печатали богослужебные книги и духовную литературу.

Здесь же уже почти полтора столетия существует духовная академия, основанная братом знаменитого художника-мариниста Ивана Айвазовского (Ованнеса Айвазяна) архиепископом Армянской апостольской церкви Габриэлом (Айвазяном).

Таким образом, по духовной, культурной и исторической значимости для Армении, Эчмиадзин и его духовную академию можно уподобить Троице-Сергиевой лавре и её духовным школам для России. Именно об этом месте нам рассказал саркаваг (дьякон) Армянской апостольской церкви Альберт.

Прежде чем мы перейдём к изложению самой беседы, всё же кратко напомним читателям, что Армянская апостольская церковь (ААЦ) не входит в семью Поместных Православных Церквей, а принадлежит к числу Древневосточных церквей. К ним же относятся Эфиопская, Ассирийская, Коптская, Эритрейская, Сиро-Яковитская и Маланкарская церкви. Эти церкви не приняли догматов нескольких Вселенских соборов и в своём богословии серьёзно отличаются от Православия, но, как и Римско-католическая церковь, являются христианскими.

Православные Церкви ведут с Древневосточными церквями богословский диалог и имеют развитые контакты в социальной и гуманитарной сферах. Также они совместно стараются поддерживать в обществе традиционные христианские ценности.

— Альберт, расскажите, немного о себе. Вы ещё учитесь? Священный сан приняли уже? Чем занимаетесь помимо обучения?

-Я дьякон уже. У нас после  пятого курса становятся дьяконами. Помимо учёбы, дьяконы у нас надзирают за порядком в академии, как дежурные помощники ректора.

— Всего курс обучения составляет 8 лет?

— Нет, только шесть — 4 года бакалавриат , 2 года магистратура.

— С какого курса у вас принимают священный сан студенты?

— Нужно обязательно закончить бакалавриат. Первый сан мы получаем только на пятом курсе. Становимся дьяконами.

Это происходит в середине пятого курса, в конце декабря.  У  нас есть праздник святого Стефана. Дьякона, который упомянут в Библии. В день его праздника совершается рукоположение дьяконов, учащихся пятого курса. А после окончания семинарии, те кто хочет дать обет безбрачия, они подают заявку. Придет время и они будут сдавать экзамен. И если они сдадут экзамен, то уже станут монахами-священниками.

— Правильно ли я понял, что в сан дьякона в ААЦ рукополагают всех, даже тех, кто еще не определился, будут ли они выбирать монашеский путь или жениться? А уже священник должен строго выбрать перед тем, как рукополагаться в священники, монашество или женитьба?

— Да, правильно.

— А жен вы где подыскиваете?

—  Это трудный вопрос…

— Вы, пока учитесь, можете ездить домой, еще куда-то. Встретились, полюбили, поженились?

— Совершенно верно. У нас не особо строгий режим. После уроков, в субботу нас отпускают до 10 вечера в город.

— Именно сюда? Или можно в Ереван уехать?

— Можно и уехать… Раз в месяц отпускают в субботу и до вечера воскресенья.

— Альберт, а со скольки лет принимают в академию и до скольки?

— После окончания средней школы, двенадцать классов обязательно. А могут еще закончить другие вузы, а потом поступить сюда. По годам нет ограничения: кого с 16 принимают, кого и с 20 лет.

— То есть можно, скажем, окончить школу и 10 лет спустя сказать, что «я понял, что хочу быть священником» и пойти поступать в академию?

—  Нет, не настолько поздно. Принимают до 21 года.

— Семинария «Вазгенян», которая расположена на озере Севан – это предыдущая ступень перед обучением в академии?

— Нет. Там только бакалавриат первые четыре года. А потом в магистратуру все равно сюда надо поступать. А здесь и бакалавриат и магистратура.

— А после магистратуры есть дальнейшее обучение?

— Да, есть аспирантура. Но это уже необязательно. По желанию.

— Женатый священник может учиться в аспирантуре?

— Да, все могут учиться. И даже те лица, которые не учились в семинарии.  Могут закончить другие вузы и поступить в нашу богословскую аспирантуру. Здесь даже учиться сейчас одна девушка…

— Архимандриты и протоархимандриты (вартапеты) это те, кто отучились в аспирантуре?

— Да. Но не в нашей аспирантуре. Они должны поехать учиться за границу. Защитить там диссертацию. После этого получат сан.

— А женатых священников-вартапетов не бывает?

— Нет, это звание только для монахов.

— Альберт, правильно ли я понял, что епископами в ААЦ становятся тоже только монахи, из числа тех кто защитил диссертацию (вартапетов).

— Да, только они.

— А католикос?

— Католикоса выбирают пожизненно и рукополагают епископы. Собор епископов рукополагает его совместно.

— Епископов рукополагает только сам католикос?

— Да. Только у него есть такое право. Другие епископы не рукополагают.

—  Альберт, а насколько много студентов учится в академии?

— Более ста человек. Это не считая семинарии на Севане. В год рукополагают примерно 20 человек, но это дьяконов. Не все из них становятся священниками.

— Много ли священников, которые потом уезжают из Армении, окормляют диаспоры в других странах? В России, в США, во Франции?

— Да, достаточно. Есть заграничные епархии со своим епископом и священниками. Вся эта информация есть на сайте ААЦ. Но все-таки в Армении священников больше, чем в диаспорах.

— Расскажите, пожалуйста, о предметах, которые осваивают академисты.

— Очень широкий круг. История Армении, история Церквей, история Армянской церкви. Также толкования Библии, древнегреческий, английский, русский обязательно, патристика, литургика. Иврит на магистратуре.

— Практическое руководство для пастырей? Как вести проповедь, как общаться с прихожанами?

— Да, у нас есть такой предмет.

— Какой у вас распорядок дня?

— В 6 часов у нас подъем, физкультура. В 7:30 начинается служба, после службы в трапезную, потом несколько свободных минут. В 9:20 у нас начинаются занятия.

— Сколько по времени длятся занятия?

— 2 по 45. Одна пара. В день у нас по 3 пары бывают. Заканчиваются в 14:20. Потом в трапезную на обед. С 16-17 у нас свободное время. Можно пойти в тренажерный зал, на футбольное поле. Также есть разные кружки: вокал, пианино, уроки немецкого, английский.

— А как с научными занятиями? Библиотека, интернет ресурсы?

— Да конечно, все это есть. Можно поехать в Матенадаран (хранилище рукописей). Здесь также есть маленькая библиотека.

— Вы, как дьякон, наверняка сослужаете католикосу, когда он совершает богослужения. А семинаристы, которые еще не в сане, чем занимаются? Читают, поют на клиросе?

— Они читают псалмы, поют в хоре, звонят в колокола.

— На каком этапе семинарист женится? Когда ещё учится?

-Нет. Сначала закончил, потом женился, потом принял сан.

— И вот бывший академист, священник, уезжает к себе на приход. Чем занимается матушка?

— Во всем помогает мужу. У нас при церкви есть культурные центры, где жены священников активно работают, служат. Многие преподают, первоначальные основы веры. Есть организация женщин, которые приходят в церковь по первой необходимости. Уборка и т.д.

— У нас это называется сестричеством. Мужчины тоже входят в такие организации?

— Да.

— Что еще обычно существует при приходе?

— Воскресная школа, хор, молодежные кружки. Есть даже молодежные организации. Больше всего это распространено за пределами Армении. В этих организациях изучают не только Библию, но и историю Армении, армянский язык. Также занимаются культурой: армянские танцы. Например, я сам из Батуми. У нас есть армянский детский сад. Разные кружки. Обязательно хор есть. Раз в год они приезжают в Армению и выступают.

— По окончании академии туда планируете ехать?

— Да планирую уехать, женится и стать священником.

— Как вы видите современную религиозную ситуацию в Армении?

— Знаете, Советский Союз многое разрушил… Стало много атеистов. Во времена, когда было запрещено крестить, приводили детей в церковь или священников приглашали домой. Крестили обязательно.

Вера в народе есть, естественно. Но знаний о христианстве стало меньше, мышление изменилось. До сих пор это видно. Молодежь более заинтересована, потому что все свободно, и они сами могут думать. Никто не запрещает им думать. Молодежные организации работают в церкви, чтобы их научить, как правильно. Дома от бабушки и дедушки ничего не услышишь, кроме как «нам преподавали атеизм, мы ничиго не знаем об этом. Ну помним, наши предки крестили детей. Мы вас тоже покрестили».

— Насколько ценят Таинства? Как обрядность или люди действительно приходят к этому осознанно?

— Я видел многих священников, как они служат. Люди приходят, чтобы записаться на Таинство, но делают это, не осознавая смысла. Поэтому все священники работают так, чтобы перед таинством приглашать людей и объяснять им смысл полностью. И тогда люди понимают, что происходит.

— Несколько раз объясняют?

— Да, если в этом есть нужда. Священник может поговорить с каждым по отдельности и с женщиной, и с мужчиной.  Чтобы все было ясно, чтобы Таинство действительно произошло.

— А в школу священники приходят?

— Да, в школах Историю Армении чаще всего преподают священники.

— Они на ставке учителя?

— Ставки нет. Во многих школах преподают те, кто прошел специальное обучение. Я и сам пришел к вере, благодаря священнику, который пришел преподавать к нам в школу Историю Армянской церкви. Благодаря ему, я все понял, все осознал и начал служить в церкви после окончания школы.

— Вы уже в сознательном возрасте пришли в церковь?

— С 3 лет меня бабушка водила. Но я не знал и не понимал всего, что понял потом. Когда я сначала пришел, я понимал только, что это доброе дело. А когда уже начал служить в церкви – держать свечу, когда кадило взял в руки, то нашел покой там.

— Эчмиадзин всегда был центром просвещения. Как с этим обстоит дело сейчас?

— Есть писатели. Их книги, которые связаны с Таинствами крещения, венчания, историей церкви, издают в нашей типографии. Когда архиереи пишут диссертацию,  не все конечно, но лучшие работы издают.

— Приходы в ААЦ одноштатные или многоштатные?

— В городах в одном храме несколько священников.  Есть храмы, где один священник. И есть обратная ситуация, в основном в сельской местности, где один священник на несколько храмов. Например, у нас есть 10 храмов в разных деревнях и один священник.

— Альберт, вы упоминали, что некоторые академисты продолжают образование за границей. Где, например?

— Наш ректор после окончания семинарии учился в Лондоне. В основном, если получают дополнительное образование, то в области богословия, философии, истории.

— В Эчмиадзине проводятся какие-то церковные конференции, форумы, чтобы съезжались священники из заграничных епархий?

— Один раз в год это происходит. Они все приезжают сюда. Участвуют в Литургии. После встреча с католикосом и тех, кто заслужил, награждают крестом, мантией.

Также у нас есть программа, когда сюда приезжают священники из разных епархий. По одному священнику из каждой. Живут здесь целый месяц, присутствуют на лекциях и на уроках. Такое повышение квалификации…

— Расскажите, как организована преподавательская работа?

— Есть ректор, он архимандрит. Есть несколько проректоров – по воспитательной работе, по учебной части, по части организационной.

Дальше преподаватели. Из них часть светские люди, а часть священники. Светские люди – лучшие по стране в своём предмете. Их приглашают сюда.

Есть дежурные помощники. Среди них в этом году появились светские люди. Впервые за шесть лет, которые я здесь учусь. В основном, за порядком следят дьяконы, которые закончили семинарию.

Преподаватели, которые светские, здесь не живут.

— А преподаватели-священнослужители?

— Есть те, которые живут. Монахи. А есть и те, кто приезжает преподавать из своих храмов.

— Ректор у вас вартапет?

— Да.

— Не бывает такого, чтобы ректором назначили епископа?

— Бывает. У нас предыдущий ректор был епископ. Первый ректор академии, Габриел (Айвазян) был архиепископом.

— Альберт, расскажите какая разница в облачениях епископа, священника и дьякона. Я вижу, что в Армянской церкви они отличается от русских.

— Епископы носят панагии и омофор. Поручи носят и епископы и священники, но не носят дьяконы, у которых только стихарь и орарь. Митра у католикосов и епископов – как тиара. А у священников – как корона.

У священника поручи, фелонь, епитрахиль. Крест как награда. Сначала священники без креста.  Потом в награду дают крест.  И высшая награда для священника это фелонь с цветами.  Она черная с узорами.

— Какие награды предусмотрены для епископов? Вторая панагия?

— Нет. Только почетное звание архиепископа.  Митрополиты носят орла. Как панагия, только с орлом. Орла носит только католикос и митрополиты. Палицу дают только католикосу.

— А что за подвески на спине епископа идут под митрой?

— Раньше они соединяли омофор с митрой.  Митра была тяжелая. Чтобы снимать митру и она держалась.

— Сколько митрополитов в ААЦ?

— Иерусалимский и Константинопольский. И ещё киликийский католикос. Но всё равно каталикос всех армян считается старше по рангу, чем они. Они все обязательно приезжают сюда служат с ним. Особенно на день мироосвящения. Святое миро освящается и варится 1 раз в семь лет и ещё, когда меняется, католикос в первый же год он освящает новое миро. Он касается его Святым копьем и мощами Григория Просветителя.

— В храмах в колоннах вмонтированы кресты, и когда люди выходит, они их трогают. Для чего? Это как символ молитвы?

— Касаются и потом руку свою целуют?

— Да.

— Кто-то так делает. Я захожу – перекрещиваюсь. Потом делаю поклон. А кто-то крестов касается.

— Вопрос по поводу новомучеников. После геноцида причислила ли Армянская церковь кого-то к лику святых?

— Причислила, но конкретно тех, кто погиб за веру и за Родину.

— Кого, например?

— Жертв геноцида, но естественно не всех.

— А в советское время были преследования служителей Церкви?

— Да, конечно были. Пройдемте, я вам покажу хачкары. Над ними написаны имена священников, которые пострадали во времена Советского Союза. Их репрессировали и ссылали. Большая часть священников пострадала. Среди них есть даже имя каталикоса.

— Их подвергали ссылкам или убивали?

— Да. Вот, например, католикоса убили прямо в Эчмиадзине, на втором этаже резиденции, где он жил. Сейчас там музей.  Конечно на хачкарах не все имена. Здесь именно те, о которых известно по документам.

— Здесь порядка 200 имён?

— Да, примерно.

— Архимандрит Комитас, который был знаменитым композитором, тоже причислен к лику святых?

— Нет. Но этот вопрос решен не до конца.

— А что насчёт богословия? Считается, что Халкидонский собор это такой разделитель между Православными Церквями и Армянской церковью. Как я понимаю, на Халкидонский собор духовенство из Восточной Армении не попало не по своей воле. Шла война с персами, и было не до отправки делегатов… Как учит о Христе Армянская церковь?

— Насчет этого был разговор у митрополита московского Илариона (Алфеева) и епископа Российской и Ново-Нахичеванской епархии  Израза. В YouTube есть это видео. Они пришли к тому, что не большая разница между нами.

Беседовал Андрей Сегеда

Также рекомендуем: Православие в Армении. Современность.

 

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)10