Алтарь в Православной Церкви – это особая часть храма, выделенная для главного в жизни Церкви: Святой Евхаристии, Бескровной Жертвы. Это Жертва Христа, принесенная за весь человеческий род. «За всех и за вся», то есть за мужчин и за женщин. Мужчины и женщины вместе составляют род человеческий, и как единение всей Церкви вокруг Христа, на Евхаристии на дискосе вокруг Агничной просфоры, прелагаемой в Тело Христово, собираются частицы в честь Божией Матери, святых (и преподобных отцев и преподобных матерей, мучеников и мучениц), частицы за живых и усопших обоего пола. Поэтому говорить о том, что женщинам возбранен вход в алтарь из-за их «женскости», а вот мужчинам разрешен – в корне неправильно. Вход в алтарь возбранен всем, кто не принимает участие в богослужении. Даже пономарям и алтарникам там не нужно находиться просто так. Поэтому вход в православный алтарь разрешен только тем, кто совершает богослужение (исключения делаются по особым случаям, например, для ремонтных работ).

Поэтому возникает второй вопрос – о «женском священстве». Сам термин «женское священство» применительно к Церкви не кажется правильным. В Новозаветной Церкви более нет священства по образцу Завета Ветхого. Нет сословия священников, призванных к этому от рождения. Теперь, по слову апостола Петра, все верные христиане: «Род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет. 2, 9)». Но апостолы избрали и преподали дар Святого Духа пастырям церковным «с возложением рук священства (1 Тим. 4, 14)», чтобы они пасли Церковь, будучи «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12)». Сразу же скажу, что вопрос о литургическом месте священника слишком сложен для небольшой заметки. Попробую прояснить дискуссионные вопросы в социальном ключе.

Апостолы не предполагали поставлять пастырями женщин. Апостол Павел наставлял своего ученика Тимофея рукополагать во пресвитеры (священники) и диаконы только зрелых мужей, показавших себя и в мирской жизни добрыми управителями своих домов: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности». (Тит. 1, 5-6). Возьмем пример пастушеского труда того времени: пастушество как всякое тяжелое в физическом и моральном отношении служение возлагалось в те времена, да и сейчас, на мужчин. Рискуя навлечь на себя гнев феминисток, всё-таки выражу свою убежденность в том, что среди мужчин в целом легче найти эмоционально устойчивых, твердых и сильных духом мужей (в том древнем смысле слова), которые смогут понести достойно служение, на них возложенное. Это не отменяет факта, что, к сожалению, далеко не все современные пастыри церковные смогли понести свое служение достойно. Но это не означает, что среди многочисленных требований к кандидатам на священный сан нужно изъять изначальное требование мужского пола. Хранение тайны исповеди, духовное трезвение, борьба со страстями – мужские качества, женщинам тоже присущие, но во вторую очередь. А милосердная забота, сострадание – качества, присущие женщинам, которым подражают христиане-мужчины. Да, есть исключения, когда женщины мужественнее мужчин, а мужчины заботливее женщин. Но исключения не отменяют нормы. Поэтому от апостолов в Церкви установлены общие требования к кандидатам на рукоположение: верующие православные христиане, мужского пола, ведущие трезвенную благочестивую жизнь, состоящие в первом браке или намеревающиеся сохранять безбрачное состояние (преимущественно в монашестве) всю жизнь. Таковы требования при приеме в православные семинарии для пастырской подготовки.

«Там, где это возможно и полезно, Церковь уже возложила на женщин церковное служение»

Давайте хоть в Церкви Божией не будем смешивать установленное для нашей земной жизни самим Богом разделение на мужской пол и женский и не будем смешивать служения, которые возлагаются на мужчин и на женщин. Тем более что там, где это возможно и полезно, Церковь уже возложила на женщин церковное служение – в области церковного пения, благотворительности и дел милосердия. Есть норма и правило, разумным будет ему следовать. Этим люди и отличаются от бессловесных.

Вопрос состоит не в «женском священстве», а в «женском пастырском служении», которое попросту будет переворачиванием установленной Богом нормы жизни с ног на голову. Ну и закончу своим личным мнением: в том, что в современном обществе так развит маргинальный феминизм (откуда и ноги растут у вопроса о так называемом «женском священстве»), виноваты мужчины, которые en masse утратили честь, достоинство и мужскую ответственность за семью. Вот и пришлось женщинам взвалить на себя мужскую ношу. Чего ж теперь жаловаться?

Но вопрос вопросом, а ответ, думаю, однозначен: пусть в Православной Церкви, Церкви Христовой пастырское служение несут верующие достойные мужчины. Служений же в Церкви много, их достаточно для женщин. Как говорит апостол Павел: «Служения различны, а Господь один и тот же» (1 Кор. 12, 5), – и дай Бог нам всем достойно послужить Церкви в том служении, к которому мы призваны, теми способностями, которые нам даны.

*Логомахия — словопрение. (гречlogomachiaот logos — слово и machomai — сражаюсь)