Почитая крест, православный христианин воздает почитание Самому Богу, воплотившемуся и пострадавшему на этом древнем римском орудии казни за наши грехи. Без креста и смерти не было бы искупления, воскресения и вознесения, не было бы устроения Церкви в мире и возможности идти по пути спасения для каждого человека.
Христианин стремится как можно чаще напоминать себе об искупительном подвиге Спасителя и надежде на вечную жизнь, поэтому носит крест на теле, устанавливает на куполах и внутри храмов (которые тоже нередко имеют в плане форму креста), изображает его на церковной утвари и одеждах священнослужителей и устанавливает для поклонения на местности.
Нательные кресты
Нательный крест может изготавливаться из самых разнообразных материалов и иметь всевозможные размеры и украшения, сохраняя только свою форму. В России его привыкли видеть в виде отдельного предмета, висящего на цепочке или верёвочке на груди верующего. Нательный крест носят верующие большинства славянских Церквей, а также христиане-католики. Однако, в культурах некоторых христианских народов встречались и иные традиции.
Крест мог вообще не изготавливаться из чего либо, а наноситься на тело в виде татуировки, чтобы христианин не мог его случайно потерять и чтобы его нельзя было отобрать во время гонений. Именно так носили нательный крест христиане-кельты, продолжают носить египетские христиане-копты, и христиане Эфиопской церкви.
Традиция делать татуировку в виде креста какое-то время была и у христиан греческих Церквей, которые сейчас нательных крестов не носят совсем.
Верующие первых веков нательных крестов не носили. Первые упоминания о традиции их ношения относятся к IV веку, когда великие гонения на христиан в Римской империи прекратились и христианство постепенно начало становиться государственной религией империи.
Самая древняя форма креста — четвероконечная. Именно на таком кресте был распят Спаситель Иисус Христос. Восьмиконечный крест, который в некоторых публикация называется «православным», это по сути тот же самый четвероконечный крест с двумя дополнениями.
Короткая верхняя перекладина обозначает титло — дощечку, на которой Пилатом была прописана вина Христа: «Иисус Назарянин — царь Иудейский». На некоторых изображениях распятия слова сокращаются и получается «ИНЦИ» — по-русски или «INRI» — по-латыни.
Короткая косая нижняя перекладина с поднятым вверх правым краем и опущенным вниз левым обозначает так называемое «мерило праведное» и напоминает нам о распятых по бокам Христа двух разбойниках и их посмертной участи. Правый раскаялся перед смертью и наследовал Царство Небесное, а левый хулил Спасителя и попал в ад.
На Руси на крестах клялись в верности, а обмениваясь ими, становились крестовыми побратимами. Существовал также обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество нательных крестиков, которые пользовались особым почитанием у верующих.
Интересно и то, что иногда на нательном кресте не изображают Спасителя, а помещают на поле креста икону Богородицы или кого-то из святых или даже превращают крестик в подобие миниатюрного иконостаса.
Поклонные кресты
С давних времён христиане устанавливают поклонные кресты чтобы напомнить себе о Боге и совершить молитву, отправляясь в путешествие или прибывая домой из дальних странствий. Как правило, поклонные кресты устанавливают на возвышенностях, по берегам рек, близ населённых пунктов или у перекрёстков дорог. Обыкновенно, их ставят плоскостью на восток и в основании складывают камни горкой, в качестве напоминания о Голгофе на Святой земле.
На Русь обычай устанавливать поклонные кресты проник из Византии. Судя по летописному преданию, первый такой крест был поставлен на холмах на месте нынешнего Киева ещё святым апостолом Андреем Первозванным в I веке по Рождестве Христовом.
Правители Руси заменяли крестами свергнутых языческих идолов на местах древних кумирен, отмечали крестами места будущих городов, а также храмов, которые они собирались построить или места, где ранее существовали храмы, но были некогда разрушены в ходе войн или гонений. Могилы христиан тоже чаще всего увенчаны поклонными крестами, перед которыми, за неимением иконы, можно совершить литию над гробом близкого человека.
Иногда, кресты имели, помимо молитвенного, и ещё одно назначение. Например, жители Русского Севера устанавливали их на мысах у входа в бухты, где можно безопасно переждать шторм, или на вершинах сопок, отсчитывая по ним расстояние в пути к цели своего очередного похода. В некоторых местностях межевыми крестами разграничивали земли соседствующих областей.
Иногда, крест служил также и памятником о каком-либо событии. Правители ставили кресты на месте рождения сыновей, больших битв, открытия святых источников, явления чудес Божиих. Отмечали крестами и время, воздвигая их в годы эпидемий и недородов. Исцелялись от болезни или избегая большой опасности, христиане также ставили кресты по обету.
Поклонные кресты могли отличаться размером – от полутора и до нескольких десятков метров, формой – восьмиконечные, четвероконечные, с «крышей», резные, украшенные в средокрестии иконами. Могли изготавливаться из самых разных материалов: камня, дерева, позднее металла, железобетона, пластика и т.п.
Самый большой поклонный крест в мире располагается в Испании в Долине павших и достигает в высоту 150 метров. Высочайший крест в России был установлен в Красноярске на Дрокинской горе в 2019 году. Он собран из металлоконструкций и возвышается над сопкой на 48,3 метра. Самый же высокий в России крест из натурального материала — северной сосны — установлен на берегу Волги в селе Спасском Ярославской области. Его высота составляет 13, 42 метра.
Наперсные кресты священнослужителей
Все мы привыкли, что священник, даже если не на службе, все же носит необходимый минимум облачений — наперсный крест и подрясник. Но почти до самого конца XIX столетия кресты у священников являлись скорее исключением, чем правилом.
До ХVIII века наперсный крест имели право носить только епископы, а священники, как и миряне, носили только нательный крест под одеждой. В конце XVIII — начале ХIХ века особо заслуженных священников стали награждать крестами наперсными. Указом Святейшего Синода от 24 февраля 1820 года отбывающим за границу русским священникам благословлялось носить там особые золотые кресты, выдаваемые из кабинета императора (и потому называвшиеся «кабинетными»).
Если посмотреть на портреты священников времен Крымской войны, можно увидеть у некоторых из них на груди 1-2 креста на матерчатых лентах. Это «Георгиевский» и «Владимирский» кресты, которым награждалось за доблесть военное духовенство.
Примерно в это же время появился современный крест с украшениями — в качестве награды архиереев для заслуженных клириков своих епархий. Таким образом, у русского священника XVIII века наперсный крест отсутствовал, а в XIX столетии этих крестов на груди могло быть до 4-х (кабинетный, наградной архиерейский, наградные для военного духовенства).
Наконец, в 1896 году императором Николаем II, именным указом от 14 мая в обиход был введен священнический наперсный крест в качестве «знака отличия всякого священника и иеромонаха». Этот привычный нам серебряный крест восьмиконечной формы с тех пор возлагается на каждого нового священника при архиерейской хиротонии. С годами и заслугами он может быть заменен четырехконечным золотым крестом а потом, в свою очередь, крестом с украшениями.
Дополнительный крест сейчас тоже можно встретить — но в качестве награды лично от патриарха. Его отличает форма лучей «ласточкин хвост», «сияние» вокруг них и митра в навершии.
В других Православных Церквях можно встретить иные традиции. Например, в Румынской Церкви наперсный крест, правда только за богослужением, могут надевать не только священники, но даже и заслуженные диаконы (архидиаконы). В Церквях греческой традиции священника можно узнать по камилавке (как у нас по наперсному кресту), а вот крест на груди встречается только в качестве награды (как у русских священников камилавка).
Крест, как воинская награда
В средние века крест начал становиться символом воинских объединений — военных орденов и наградой для воинов за доблесть на поле брани в большинстве христианских государств. Такой символ напоминал воинам слова Спасителя о том, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя».
В русской наградной системе каждый военный орден состоял из трёх обязательных элементов: креста ордена, звезды ордена и орденской ленты и, почти всегда, посвящался какому-либо святому. Известны ордена святого Андрея Первозванного, крест которого имел форму буквы «X», как у распятого апостола, святого Александра Невского, святого Владимира, святой Анны и другие.
Самым почитаемым военным орденом в Российской империи был орден святого великомученика Георгия Победоносца. Помимо креста самого ордена, существовал также и знаменитый солдатский Георгиевский крест четырёх степеней, которым отмечали массовый героизм нижних чинов.
Интересно, что для военного духовенства, проявившего героизм на поле боя, изготавливались наперсные кресты на георгиевской ленте, а позднее и георгиевские панагии (известно два случая награждения ими в Первую Мировую войну) архиереев.
Сегодня в России форма креста по-прежнему остаётся одной из основных форм высших русских воинских наград.
Крест — как духовный маркер
В заключение, хочется сказать, что крест — это духовный маркер того священного пространства в дарованном нам Богом мире, которое мы, в свою очередь, в качестве нашей жертвы отдаём Ему.
Крест напоминает нам о смерти Господа Иисуса Христа, но напоминает также и о Его победе над смертью. Сопричастный той реальности, которую символизирует, символ креста Христова на нашем теле делает нас сопричастными искуплению и обожению человечества во Христе и потому он так важен для нас.
Андрей Сегеда