Если обратить внимание на то, как неприятие религии обосновывали сами классики, то получается, что главное расхождение христианства и коммунизма – это вопрос о десятой заповеди. Вкратце она звучит: «Не завидуй». В этой заповеди говорится: «Не желай… ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17). А коммунисты призывали небогатых людей к борьбе за захват имущества богатых. При этом они справедливо считали, что церковь такой борьбе мешает.

В общем, если вкратце охарактеризовать коммунистическую идеологию, то это – идеология зависти.

Для коммунистов зависть и ненависть к привилегированным классам является не грехом, а классовым долгом. Если христианское Священное Писание призывает «не желать» имущество других, то коммунисты призывали к прямо противоположному – «Грабь награбленное».

Можно и нужно говорить о несправедливостях, которые творят богатые работодатели по отношению к своим небогатым работникам. Но для этого нужно рассматривать каждый отдельный случай. Например, случай, когда работодатель не выдал обещанную зарплату. Или случай, когда кого-то незаконно заставили работать сверхурочно. Но у классиков коммунизма богатые виноваты уже тем, что богаты. Начиная с Маркса, главным преступлением капиталистов объявляется так называемая «прибавочная стоимость». Это та часть доходов от предприятий, которую капиталисты берут себе. То есть «преступлением» является то, что капиталист получает доход от предприятия, которым руководит. Так и вспоминается притча о злых виноградарях, которые били слуг хозяина виноградника и даже убили его сына, рассчитывая, что виноградник станет принадлежать им (Мф. 21:33-41, Мк. 12:1-9, Лк. 20:9-16). Ну прямо-таки «экспроприация экспроприаторов». В священном Писании эти люди называются «злодеями». А с точки зрения коммунизма это «герои классовой борьбы».

И в этой безусловной ненависти к «эксплуататорским классам» – суть коммунизма. Неважно, как руководит богатый капиталист своим предприятием. Он виновен уже потому, что он владеет им. И в этом суть зависти: «Несправедливо, что он богат». Неважно, при каких обстоятельствах люди богатеют и беднеют.

На осуждении зависти держится любое государство. Кроме зависти к богатым, есть еще зависть к тем, кто занимает более высокий пост в государственной системе. Но коммунистическая идеология и здесь последовательна, обещая будущее, где государства не будет, ведь в коммунистическом будущем «государство отмирает». В идеальном будущем не должно быть ни одного повода для зависти.

Тут, кстати, есть объяснение многим особенностям советского периода. Например, кому-то может показаться странным логика гонений на религию: «Религия всегда за власть. Поэтому придя к власти, мы боремся с религией». Логичней было бы, придя к власти, сотрудничать с теми, кто «всегда за власть». Однако большевики поступали наоборот. Но если мы вспомним, что в «светлом будущем» никакого государства и никакой власти быть не должно, то все становится понятно.

Но, кроме богатства и власти, есть еще один повод для зависти. Это способности. Когда один способен занимать высокую руководящую должность, другой – нет. Один может совершать научное открытие, другой – нет. Один может творить шедевры, а другой – нет. И в большинстве государств пытаются придумать, как поощрить талантливых людей. А вот коммунисты думали о другом. В их идеальном будущем должен действовать принцип: «От каждого по способностям, каждому по потребностям». То есть чем более способный работник, тем больше у него забирают. Чтобы никто не обогащался благодаря своим способностям, чтобы было имущественное равенство. Тут можно видеть, что идеология направлена против талантливых людей. Опять же, она удовлетворяет интересы завистников, которые ненавидят способных, талантливых людей.

Частично идеал «от каждого по способностям» уже объявлялся в социалистическом государстве, то есть в СССР. Там был лозунг: «От каждого по способностям, каждому – по труду». Государство пыталось поощрить, по крайней мере, трудолюбивых (например, Стаханова и стахановцев). И надо признать, что многие талантливые люди все-таки получали больше, чем большинство граждан. Но при этом у них всегда был повод думать, что в капиталистических странах, где дают «по способностям», они получали бы больше. Отсюда случаи бегства на запад знаменитых балетмейстеров, спортсменов и др.

Вот почему классики коммунизма и большевики христианами не были. И если кто-то из коммунистов называет себя христианами, то главный вопрос, который нужно им задать, – как они относятся к десятой заповеди.

А что христиане могут противопоставить идеологии зависти? Антипод зависти – это любовь. Именно любовь побеждает зависть. И, кажется, это вполне возможно и в отношении богатых.

Ведь если работник получает во время зарплату, благодаря которой живет, у него есть причины искренне молиться о здравии работодателя. Впрочем, и в тяжелые времена работников может быть причина молиться о здравии начальника. Ведь зачастую может оказаться, что болезнь начальника плохо сказывается на работе фирмы, а это, в свою очередь, плохо влияет на зарплаты. В таком случае работники могут искренне желать руководителю скорейшего выздоровления.

Если актер радует миллионы зрителей, то эти зрители не будут против, чтобы он получил за свою работу крупные сумму. Когда они идут на кино с ним, они деньгами поддерживают благосостояние этого актера.

Так и телезрители, которые с удовольствием смотрят на телеведущего, не будут против того, чтобы он получал крупную зарплату. Если они любят его, они только порадуются.

Поклонники спортсменов будут только рады узнавать, что их кумиры хорошо обеспечены.

Покупатели товара, который им реально полезен, вряд ли будут завидовать тому, кто этот товар производит.

Если ученый совершил открытие, которое многим помогло, эти многие вряд ли будут возражать, чтобы он неплохо на этом заработал. Хотя бы из чувства благодарности.

Также люди получающие удовольствие от книг, будут благодарны писателям, которые эти книги пишут. И логично, что благосостояние писателя зависит от количества его читателей.

Правда, бывает, что люди плохо выполняют свои обязанности, даже получая огромные гонорары. Так, среди моих знакомых (с которыми мы играем в любительский футбол) часто обсуждают игру сборной России по футболу. И многие недовольны гонорарами футболистов, которые на международной арене отнюдь не блистают. Что ж, представители любой профессии могут не справляться со своими обязанностями. Это еще не повод ликвидировать данную профессию. Зачастую, наоборот, как раз в такие моменты понимаешь, насколько эта профессия нужна. Когда видишь, как мало в России хороших профессиональных футболистов, говоришь: «Как же их не хватает». И футболисты в других странах пользуются любовью и уважением.

Также бывает, что богатые, властные и талантливые люди из-за гордыни начинают презирать тех, у кого меньше богатства, меньше власти и меньше таланта. И это презрение может выражаться не только в мыслях, но и в словах и даже в делах. Что ж, к ним тоже можно и нужно обращаться с проповедью любви. «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.» (1 Тим. 6:17-19).

Как сказал ап. Иоанн Богослов, «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге» (1 Ин. 4:16). И христианство призывает относиться друг к другу не с ненавистью, а с любовью.