В 2018 году настоятель православного храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде протоиерей Андрей Кордочкин наконец завершил длительную работу по созданию месяцеслова, куда вошли более 200 православных святых Пиренейского полуострова.
На основе его научных трудов 28 декабря 2018 года Священным синодом Русской Православной Церкви было установлено празднование Собора святых, в земле Испанской и Португальской просиявших, память которых будут чтить в воскресенье, предшествующее 12 октября.
В 2019 году память Собора православных святых Пиренейского полуострова выпадает на 6 октября. В преддверии праздника мы предлагаем нашим читателям вспомнить об апостолах, мучениках, преподобных и святителях, явивших святость на землях Испании и Португалии.
Кратко об истории христианства в Испании
В 15 главе Послания к Римлянам святой апостол Павел упоминает о своём намерении предпринять миссионерское путешествие в Испанию. Священное Предание гласит, что апостолу удалось осуществить свои планы до того, как он принял мученическую кончину в Риме.
Также в Испании хранятся мощи другого из 12 апостолов Господа Иисуса Христа — Иакова Зеведеева, старшего брата апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Таким образом, христианская проповедь в регионе началась ещё в апостольские времена.
К IV столетию на Пиренейском полуострове существовали уже не только небольшие христианские общины, но и влиятельные епархии. Так, духовником святого равноапостольного императора Константина Великого и одним из организаторов Первого Вселенского собора (325 год) был святитель Осия Кордубский (Кордовский).
Примерно в это же время в Испании (в современной Гранаде) проходил и собственный поместный собор, названный Эльвирским, на котором присутствовало 19 епископов и 24 пресвитера, представляющие 37 христианских общин, что также свидетельствует в пользу активнейшей христианской жизни в регионе.
В V веке в Испанию последовательно вторглись аланы и свевы, затем вандалы, перебравшиеся позднее в Северную Африку и, наконец, вестготы (крещёные арианами). Варварские народы по-разному относились к христианам, от мирного сосуществования до полной нетерпимости. В этот период Иберийский полуостров пропитался кровью мучеников.
К концу VII столетия Православие взяло верх среди правящей элиты вестготов благодаря влиянию святителя Леандра Гиспальского (Севильского) и жители полуострова вновь массово обратились в Православие.
В этот период в государстве вестготов обильно расцветает монашество, благодаря которому окончательно было побеждено язычество среди населения отдалённых регионов нынешних Испании и Португалии. Одним из известнейших представителей монашества этого времени стал основатель монастыряСан-Мильян-де-ла-Коголья преподобный Эмилиан Кукуллат.
В начале VIII века Православие на полуострове получает новый удар — на юге высаживаются завоеватели-арабы, которые захватывают за десять лет огромные территории. Полностью выбить их из региона христиане смогли только через восемь столетий.
Всё это время часть христианских общин жила под властью мусульман, которые временами относились к христианам лояльно, а в другие периоды пытались насильственно обратить их в ислам. Этот период истории характерен появлением в этих местах новых мучеников за веру.
Позднее связи с православным Востоком в Испании начинают всё более утрачиваться, в то время, как влияние Рима на Иберийских землях нарастает. К XII веку Испания всё более отдаляется от православной веры и обращается в католицизм. Но всё первое тысячелетие её истории связано с богатым православным фундаментом.
Православные святые Испании
В состав Собора святых, в земле Испанской и Португальской просиявших Священный синод включил: мученика Викентия Сарагосского; мученицу Викторию Кордубскую; мученика Ерминингельда; святителя Осию Кордубского; мученицу Евлалию Барселонскую; мученицу Леокардию Толедскую; преподобного Емилиана Кукуллата; святителя Мартина Бракарского; 72 мученика, в Кордубе пострадавших.
При этом, православных святых в Испании значительно больше. О многих из них можно прочесть в книгах протоиерея Андрея Кордочкина, например «Mater Hispania: христианство в Испании в I тысячелетии». А о некоторых мы расскажем вам сегодня.
Святитель Леандр Гиспальский (Севильский)
Будущий архиепископ Севильский родился, как его младшие братья Исидор и Фульгенций и сестра Флорентина, в христанской семье в Новом Карфагене (ныне Картахена) в VI веке.
Несколько лет Леандр жил в Константинополе, где сблизился с будущим Римским папой Григорием Великим, который был тогда легатом папы в Константинополе.
В 578 году Леандр стал архиепископом Гиспалиса и занимал эту кафедру до кончины в 600 году. Был духовным наставником мученика Ерминингельда(память 1/14 ноября), который приходился сыном королю Леовигильду (арианину) и принял Православие, за что и был казнён отцом.
Святитель Леандр вошёл в историю Церкви как вдохновитель борьбы с арианством; под его руководством Рекаред, сын Леовигильда, принимает Православие, которое на III Толедском соборе 589 года провозглашается официальной религией королевства вестготов. Деяния собора завершает знаменитая проповедь Леандра — «Гимн Торжеству Православия на испанской земле».
Мощи святого пребывают в кафедральном соборе Севильи. Святитель Леандр (как и его брат Исидор) — один из многих святых неразделённой Церкви, кому посвящена одна из глав “Синаксаря”, составленного иеромонахом афонского монастыря Симонопетра Макарием, и изданного Сретенским монастырём в 2011 году.
Святитель Исидор Гиспальский (Севильский)
Родной брат святителя Леандра Севильского, который занял Гиспальскую кафедру после его смерти.
Председательствовал на II Севильском соборе в 619 году, осудившем ересь акефалов, и на IV Толедском соборе в 633 году. Боролся с арианством.
Святитель Исидор знаменит, как весьма плодовитый христианский писатель. Главный труд святителя, «Этимологии», считается первой христианской энциклопедией. Два основных исторических труда Исидора — «Всеобщая хроника», описывающая историю мира от его сотворения до 615 года, и «История готов, вандалов и свевов».
Перу святителя принадлежат: физический трактат «О природе вещей», дидактическое сочинение для священнослужителей «Дифференциации», экзегетическое творение «Предисловия к книгам Ветхого и Нового Завета», энциклопедический трактат «О ересях» и множество других произведений.
Святитель скончался 4 апреля 636 года. Мощам святого поклонялись в Севилье, а с 1063 года они пребывают в базилике его имени в Леоне. Почитание святителя в эпоху неразделённой Церкви вышло далеко за пределы Испании.
Святитель Фульгенций, епископ Астигийский (Эсихский)
Третий святой из семьи святителя Леандра Севильского. Занимал кафедру Картахены и Эсихи. Во всём поддерживал своих старших братьев.Участник II Севильского собора в 619 года.
Преставился ко Господу около 630 года. Части мощей святого пребывают в храме святого Иоанна Предтечи в городе Берсокана (Berzocana, провинция Касерес), а также в монастыре Гвадалупе и в соборах Картахены, Мурсии и Авилы. Память святого совершается в Севилье 4 января, в Картахене 16 января, а в Пласенсии — 19 января.
Преподобная Флорентина Новокарфагенская (Картахенская)
Сестра трёх святых братьев. Ещё в юности Флорентина дала обет девства и, собрав несколько таких же благочестивых дев, создала монастырь Санта-Мария-де-Валле близ Эсихи (Астигиса), города, в котором епископом был её брат Фульгенций.
Святитель Леандр специально для своей сестры-настоятельницы написал «Устав», а святитель Исидор посвятил ей сочинение «О правой вере против Иудеев».
Окончила праведную жизнь примерно в 612 году. Была погребена вместе со святителями Леандром и Исидором, но при нашествии арабов её мощи были перенесены в Берзокана (Касерес), где большая часть их покоится и поныне.
Мученик Викентий Цезаравгустский (Сарагосский)
Мученик Викентий (Вицентий) — самый известный из мучеников древней Испании, почитание которого быстро распространилось далеко за пределы Иберийского полуострова. Его восхваляют Пруденций, Венанций Фортунат, святитель Павлин Ноланский, святитель Августин Иппонский.
Пострадал в начале IV века в Валенсии во времена великого гонения императора Диоклетиана. После многочисленных пыток, твёрдого в вере христианина сожгли на костре.
Мощи мученика были перенесены в собор Валенсии из Сагунта, где он был погребён. После арабского вторжения мощевики мученика появляются на территории нынешней Франции, Португалии и юга Италии.
Туника мученика, носимая вокруг городской стены, спасла Сарагосу от нашествия франков. Хлотарь и Хильдерберт привезли из военного похода орарь мученика, основав для его хранения и поклонения храм и монастырь в честь Креста Господня и мученика Викентия — ныне храм Сен-Жермен-де-Пре во Франции.
К V веку соборы в Севилье и Кордубе были посвящены мученику Викентию, а в следующем веке храмы в честь святого появляются и в других государствах Европы. Память мученика, по всем древним календарям, включая календарь из Кармоны, совершалась 22 января.
Мученица Евлалия Баркинонская (Барселонская)
Во времена великого гонения императора Диоклетиана пострадал не только мученик Викентий, но и 13-летняя дева Евлалия в Барселоне.
По преданию, за отказ от поклонения римским богам, девочку подвергли 13 пыткам, из которых двенадцатой было распятие на косом кресте, а тринадцатой — обезглавливание.
Мощи святой были обретены чудесным образом 23 октября 877 года епископом Фродоином в Барселоне в том месте, где сейчас находится храм Санта-Мария-дель-Мар. Сейчас её мощи пребывают в крипте кафедрального собора Барселоны.
В святцы Русской Православной Церкви её имя вошло благодаря трудам святителя Димитрия Ростовского. Её память празднуется на Западе 12 февраля, а по календарю Русской Православной Церкви — 22 августа/4 сентября.
Преподобный Емилиан Кукуллат
Будущий святой появился на свет в Ла Риоха (La Rioja), в Наварре в семье пастуха. Примерно до двадцати лет, как и его отец, он пас скот, пока внезапно не обратился к Богу и не стал отшельником.
В районе Билибио Емилиан нашёл известного в то время монаха Феликса, который стал его учителем. После трёх лет обучения у Феликса, Емилиан Кукуллат стал отшельником в горах Бургоса, где и провёл сорок лет, пока епископ Тарасоны Дидимус не уговорил его принять сан и стать священником в родном Вергехио.
Вскоре после получения прихода, местное духовенство обвинило Емилиана в растрате церковного имущества, так как он раздавал деньги церкви бедным, и святому с учениками пришлось вновь уйти в горы, где он основал монастырь Ла Когалла (La Cogalla), в котором святой стал игуменом. Преставился ко Господу преподобный Емилиан в возрасте ста лет.
Мощи Емилиана и его учителя, святого Феликса, хранятся в монастыре Сан-Мильян-де-Коголья. Прозвище «Кукуллат» произошло от слова «куколь» — названия монашеского капюшона, который носил святой.
Заключение
С Испанией и Португалией связан огромнейший пласт христианской культуры, литературы и традиций духовной жизни. Мы сумели лишь кратко рассказать о нескольких известных христанских святых Пиренейского полуострова, но в современной православной литературе (в том числе и на русском языке), доступны гораздо более полные жития многих и многих из них.
Желаем всем нашим читателям обогатиться знаниями о древних подвижниках благочестия Испании и Португалии, которые могут послужить примером для всех православных христиан!
Андрей Сегеда, с использованием материалов orthodoxspain.com.