Немного о личности автора Великого покаянного канона

Мы знаем святителя Андрея, как архиепископа города Гортина на Крите. Он появился на свет в Дамаске, в семье сирийских христиан. Это произошло во второй половине VII века.

По Преданию, будущий великий православный поэт был немым от рождения, но получил от Господа дар слова после причащения Святых Тайн Христовых. И даром Всевышнего святитель распорядился поистине мудро, прославив Господа в своих великих поэтических творениях.

Ещё отроком, в возрасте 13-ти лет, будущий владыка поступил иноком в знаменитую лавру преподобного Саввы Освященного в Палестине. Несмотря на юность, он очень быстро заслужил уважение других монахов своими аскетическими подвигами и даже стал известен Иерусалимскому патриарху.

Предстоятель Иерусалимской Церкви приблизил инока к себе, сделав архидиаконом и поручив помогать нуждающимся от имени Церкви. В качестве специального посланника патриарха, архидиакон Андрей участвовал в Шестом Вселенском соборе, где активно и аргументированно отстаивал чистоту Православия.

Спустя несколько лет, палестинский монах был рукоположен в архиепископы и возглавил одну из крупных кафедр Крита. Здесь владыка много проповедовал и писал свои поэтические труды, которые сделали его знаменитым на века. В своё время, он считался одним из лучших ораторов и песнотворцев Восточной Римской империи.

Во время возвращения на Крит из одного из своих путешествий в Константинополь, святитель преставился ко Господу. Это случилось на острове Лесбос в 740-ом году. Погребли святого в церкви Святой Анастасии, а позднее его мощи торжественно были перенесены в Константинополь.

Когда и зачем мы читаем Великий канон?

Великим постом творение святого архиепископа Андрея прочитывается дважды. В первый раз Великий покаянный канон читают 4-мя частями («Мефимонами») в самом начале Святой Четыредесятницы – с понедельника по четверг первой седмицы.

Но если вы по тем или иным причинам пропустили чтение одной из частей канона или даже все их, не расстраивайтесь! Во второй раз канон святителя Андрея Критского будет прочитываться полностью за один день.

Это происходит на утрене четверга пятой седмицы Великого поста. В этот день читается не только весь Великий канон, но и житие преподобной Марии Египетской, от чего вся совершаемая служба получила название «Мариино стояние». Согласно Уставу, при чтении канона на каждый его тропарь положено совершать по три земных поклона.

В песнях покаянного канона выделяются две смысловые части. Первая посвящена взгляду внутрь своей души, обзору видимых там грехов и размышлению о средствах покаяния. «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается…», – писал песнотворец. Вторая часть духовной поэмы обращена ко Творцу. Это настоящий крик покаяния и слёзная мольба к Богу о помиловании.

Духовный парадокс нашей внутренней жизни заключается в том, что зачастую грешники считают себя «неплохими людьми», в то время как великие подвижники благочестия годами оплакивали свою греховность.

Это происходит неслучайно. Грешник оттого уверен в своей «чистоте», что по-настоящему не видит своего внутреннего мира, а порой и попросту боится заглянуть туда. Святой же внимательно смотрит внутрь себя. Он видит всю накопившуюся в душе мерзость и искренне ужасается увиденному. Отсюда и непритворные жгучие слёзы раскаяния.

У человека, отрицающего болезнь, нет никакой возможности выздороветь. Первый шаг на пути к выздоровлению – это всегда осознание проблемы и необходимости лечения. Так же дело обстоит и с грехом, который в себе не замечают грешники.

Великий покаянный канон Андрея Критского на многочисленных библейских примерах и святоотеческом опыте помогает нам осознать внутреннюю нечистоту, а значит и вступить на путь исправления.

Поразительная стройность мысли и глубина духовности

Уже самый первый тропарь из первой песни Великого покаянного канона настраивает слушателей на глубокую скорбь о своих прегрешениях и внимание к истинному плачевному состоянию своей души: «С чего начну я оплакивать деяния жизни моей окаянной, где начало, Христе, положу рыданию нынешнему, но прощение согрешений дай мне, по благосердию Твоему».

«Не Ева плотскaя – но мысленная Ева восстала во мне, помысел страстный, всегда показующий сладкое, но неизменно горькое вкусить подающий», продолжает святитель, предлагая читателям образы библейских грешников для осознания собственного внутреннего нестроения. Поэзия первых семи песен канона черпает метафоры в основном из Ветхого Завета, а последних двух песен – из Нового.

Духовное совершенство канона заключается в том, что признание своей греховности не успевает погрузить нас в уныние. Чтобы ободрить нас, дать нам надежду и показать верный путь к исправлению, в этих же текстах святитель Андрей показывает читателям и примеры праведников: «Закхей был мытарь, но однако же спасся, а Симон-фарисей соблазнился, и блудница прощение верное приняла от Имеющего власть разрешать от греха; ты же, душа, покаянию её подражай».

Труд внутреннего очищения человека невероятно тяжек и требует соработничества Бога и человека. Синергии, о которой писали святые отцы. Важно, чтобы сам человек хотел исправиться и просил у Бога сил для этого, которыми сам в достаточной мере не обладает. Именно об этом поёт нам и критский песнопевец: «Агнец Божий, взявший грехи всех, возьми грехов моих тяжкое бремя, и дай мне сокрушения слёзы, по благосердию Твоему».

Некоторые интересные факты

Автор Великого покаянного канона известен не только этим одним своим творением. За свою жизнь святитель Андрей Критский написал более 70-ти крупных стихотворных молитвсловий. В том числе каноны на все главнейшие церковные праздники Византии. Также его перу принадлежат многие тропари, трипеснцы, стихиры и ряд проповедей.

Сама форма девятипесенного канона, которую Церковь использует в богослужениях, как считается, также придумана святым архиепископом Крита. И эта новая форма духовных гимнов так понравилась клиру и народу, что постепенно вытеснила более ранние поэмы-кондаки, первый из которых, «Дева днесь Пресущественного раждает…» написал преподобный Роман Сладкопевец. Кстати, часть кондаков преподобного Романа святителем Андреем была также встроена в свои произведения.

Святитель Андрей написал не только сами тексты канонов, но и мелодии к ним, то есть он был и композитором духовной музыки. В России Великий покаянный канон также часто перекладывали на музыку и исполняли отрывки из него на концертах духовной музыки.

Великий покаянный канон Андрея Критского – один из немногих, в котором сохранилась в употреблении вторая песнь, преимущественно посвящённая покаянию.

«Великим» канон называется не только из-за глубокого внутреннего содержания и изящности текстов, но и из-за размера. Это самый длинный канон в истории, содержащий 250 тропарей.

Позднее преподобный Иоанн Дамаскин доработал Велкий канон, написав к нему ирмосы, а преподобные Иосиф и Феодор Студиты добавили к нему тропари святителю Андрею Критскому и преподобной Марии Египетской.

Согласно церковному уставу, Великий покаянный канон читается только в дни Четыредесятницы, но изначально совсем не предназначался для Великого поста. Некоторые богословы и историки (например, Иван Карабинов) отмечают, что этот труд стал выражением глубокого личного покаяния святителя Андрея, принявшего однажды участие в еретическом соборе и на склоне лет молившего Господа о прощении.

Эпилог

Сегодня всё, даже постоянно ускоряющийся ритм нашей жизни, восстаёт против нашей духовной жизни. Мы постоянно на бегу и нам некогда остановиться и взглянуть в свою душу. Разобраться в её наполнении. Великий пост — это хороший шанс для каждого христианина сломать этот ритм и получить для себя духовную пользу. Покаяться в своих грехах и воссоединиться с нашим Небесным Отцом!

Но и покаяние сегодня стало искусством для наших окаменевших сердец! Чтобы осознать глубину своих духовных проблем, нужны правильные слова, правильные поэтические образы. И Великий покаянный канон критского песнотворца – одно из лучших средств для этого, предлагаемых Церковью. Внимайте творению святителя Андрея ради своей души! Господь, да пребывает с вами!

Андрей Сегеда