Александрия Египетская

Великому человеку предстояло появиться на свет в великом городе… Более шести веков минуло с тех пор, как очередной «потрясатель вселенной», сын царя Филиппа Македонского Александр, заложил в дельте Нила город-порт своего имени.

Всего, в завоёванных Александром провинциях было заложено около восемнадцати Александрий, но сегодня большинство людей вспоминают под этим именем только её — Александрию Великую.

В 295 году по Рождестве Христовом Египет был житницей Римской империи, а восьмисот тысячная Александрия Египетская — её главным портом и вторым мегаполисом после «вечного города» по численности населения. Именно отсюда в Рим и другие крупные полисы ежедневно уходили флотилии торговых судов с египетской пшеницей.

Вход в гостеприимную гавань указывал Александрийский маяк — удивительный памятник античного инженерного искусства, который заслуженно считался одним из семи чудес света.

Но не только изобилием пищи славилась провинция Египет. Регулярная планировка столицы провинции создавалась великими архитекторами Дейнократом и Клеоменом. Правители из династии Птолемеев сумели построить здесь целый ряд прекрасных храмов, дворцов, театров, гробниц, памятников и торговых площадей, сделав Александрию средоточием культуры. Знаменитая городская библиотека, Мусейон, за несколько веков стала крупнейшим книгохранилищем империи и насчитывала до 700 000 свитков, пергаменов и глиняных табличек.

Александрия небезосновательно считалась и научным центром Древнего мира. Именно её уроженцами были Ипатия — первая в истории женщина, получившая плащ философа и руководившая школой при Мусейоне, Герон — математик и механик, изобретения которого на сотни лет опередили своё время, Ориген, третий глава христианского богословского училища Александрии, ставший основоположником научной экзегетики и библейской филологии.

Наконец, здесь находилось и духовное сердце империи. Пустыни Египта только на первый взгляд казались пустынями, так как были населены многими тысячами православных иноков. До 300 000 монахов спасались тут, находя молитвенное уединение в пещерах или опыт послушания в первых монастырях-киновиях. И все они, наряду со священством и епископами Египта, Ливии, Пентаполя и Абиссинии (Эфиопии) подчинялись папе Александрии.

Маленький креститель

Однажды, архиепископ Александрии Александр получил жалобу на детей, игравших на берегу моря. Очевидцам игры показалось кощунственным, что христианские ребятишки избрали себе «епископа», тот назначил «пресвитеров» и «диаконов» и вместе с ними совершал в морской воде крещение над теми из детей, которые ранее не приступали к Таинству.

Святитель крайне серьёзно отнёсся к дошедшим до него слухам и распорядился привести к себе «епископа», которым оказался маленький Афанасий, прочее «духовенство» и новокрещёных. Папа Александр стал расспрашивать детей о том, что и как они совершали, с намерением объяснить им, что искажать Таинства Церкви во время детских игр неблагочестиво, чтобы впредь они никогда этого не повторяли.

Однако, слушая ответы «епископа», папа Александр поразился тем, что крещение над детьми совершалось маленьким Афанасием в полном соответствии с установлениями Церкви: святой Афанасий произносил верные крещальные формулы, погружал детей в воду и, по окончании крещения, даже произнёс для них поучение, каковое обыкновенно изрекает по завершении Таинства священник или архиерей.

Каково же было удивление всех христиан Александрии, когда папа Александр, посоветовавшись со своими священниками, признал совершенное Афанасием крещение языческих детей действительным Таинством и довершил его Таинством миропомазания.

Затем святитель призвал родителей детей, действовавших в качестве священников, и просил их воспитать чад для священства, а родителям святого Афанасия поручил, не только воспитать сына в благочестии, но и дать ему хорошее образование, чтобы впоследствии он мог посвятить себя служению Церкви.

Когда Афанасий подрос, прочёл множество книг древних авторов, овладел науками и вошёл в пору юношества, архиепископ Александр приблизил его к себе. Шесть лет молодой Афанасий был чтецом при храме, после чего папа Александр рукоположил его во диаконы и сделал своим личным секретарем.

Начало арианских споров

Несколько крупных кварталов Александрии назывались «лаврами». Церковь при каждой лавре возглавлял пресвитер, пользовавшийся в городе немалым весом и влиянием. Немалым настолько, что александрийские пресвитеры даже соучаствовали в рукоположении новых архиереев, вместе с епископами возлагая на них руки во время хиротонии. Одним из таких пресвитеров был и Арий.

Арий получил хорошее эллинистическое образование и окончил антиохийское богословское училище, возглавляемое известным пресвитером Лукианом.

После смерти александрийского архиепископа Ахилла, Ария чуть не выбрали следующим архиереем, но больше голосов, совсем ненамного, получил будущий папа Александр. В результате, пресвитер Арий затаил обиду на своего архиепископа, что послужило толчком к формированию им нового лжеучения.

Арий считал, что Бог Сын является не полноценно Богом, а лишь его совершеннейшим творением, так как сам был предвечно сотворён Богом Отцом.

Таким образом, Арий искажал всю суть христианского вероучения ,так как если воплотился не сам Бог, а лишь высшее творение, то трагический разрыв между творением и Творцом остался не преодолённым, а пришествие Христа — напрасным. Будучи одарённым оратором, Арий смог убедить в своей правоте до трети александрийского клира.

Папа Александр пробовал запретить Арию проповедовать ересь, но у пресвитера, при дворе императора в Никомидии, имелись влиятельные друзья-епископы, с которыми он вместе обучался богословию в Антиохии. Они стали посылать архиепископу Александрии послания в защиту Ария.

Тогда архиепископ созвал собор египетских епископов и они, изучив лжеучение, вынесли ему соборное осуждение, а Ария отлучили от Церкви.

Однако, сторонники Ария в свою очередь созвали на собор епископов Никомидии и соседних областей и составили томос об ошибочном отлучении Ария. Когда споры стали раздирать целые провинции, в них пришлось вмешаться императору.

Первый Вселенский собор

Вселенские соборы стали беспрецедентным явлением в жизни Церкви. Никогда ранее епископы из разных провинций не могли и помыслить о том, чтобы собраться вместе. Максимум, созывались соборы епископов нескольких соседних областей или одной имперской провинции.

Ещё в годы рождения будущего святителя Афанасия (с 295 по 298) Церковь в Римской империи находилась на нелегальном положении и была гонима. Христиане каждый день готовились умереть за свою веру.

В 313 году христианство было узаконено Миланским эдиктом императора Константина Великого о веротерпимости, как одна из допустимых религий. Спустя ещё несколько лет у императора Константина появились и постоянные советники-епископы.

Наконец, в 325 году духовенству впервые была оказана государственная поддержка. Множество епископов изо всех уголков Римской империи и даже из-за её приделов было за казённый счёт доставлено в Никею, чтобы разрешить накопившиеся насущные и богословские вопросы Церкви. В Никее император подготовил для делегатов охрану, выделил помещения для заседаний и проживания, а также снабдил их продовольствием.

По преданию, на Первый Вселенский собор прибыло 318 епископов, в числе которых были Николай, архиепископ Мир Ликийских, Спиридон, епископ Тримифунта, церковный историк епископ Евсевий Кесарийский, папа Александр Александрийский и многие другие. Святой Афанасий сопровождал папу Александра на собор в качестве секретаря. Прибыл на собор и пресвитер Арий.

Первый Вселенский собор, в результате общего обсуждения учения Ария, повторно признал его ересью. Отлучение Ария от Церкви было подтверждено со ссылкой еретика в Иллирию и запретом возвращаться в Египет. Священное Предание говорит о том, что именно святой Афанасий подсказал папе Александру слово «Единосущный», которое надлежало включить в принятый собором Символ веры в противовес лжеучению Ария.

Вскоре по возвращении с Первого Вселенского собора в Египет, архиепископ Александр преставился ко Господу и новым папой Александрии был избран святитель Афанасий. Православие восторжествовало. Но не окончательно…

Читать: Святой «Афанасий-против-всего-мира» (часть вторая).

Андрей Сегеда