Читать: Святой «Афанасий-против-всего-мира» (часть первая).

Архиепископ Александрии

Вскоре по возвращении с Первого Вселенского собора в Египет, архиепископ Александр преставился ко Господу и следующим папой Александрии в 328 году был избран святитель Афанасий.

Новый папа энергично принялся за устроение дел вверенной ему Богом Церкви. Святитель Афанасий объезжал города Египта, Ливии и Пентаполя. Также он регулярно рассылал христианским общинам провинции свои послания, часто приурочивая их к великим церковным праздникам. Именно он заложил известную всем нам сегодня традицию епископских пасхальных посланий.

В одном из таких пасхальных посланий святой папа Афанасий изложил и известный нам сегодня канон книг Нового Завета, что, учитывая авторитет архиепископа, сыграло важную роль в утверждении Церковью собрания канонических книг.

Ещё одним из важных деяний папы стала поддержка монашества. Святитель всю жизнь сохранял дружеские отношения с преподобным Пахомием Великим, основателем общежительного монашества, и преподобным Антонием Великим, который стал негласным главой движения монахов-отшельников. Житие последнего было оставлено для последующих поколений христиан как раз рукой архиепископа Афанасия.

Возобновление арианских споров

Через некоторое время после Первого Вселенского собора епископу-царедворцу Евсевию Никомидийскому удалось вымолить себе прощение у императора Константина и вернуться на свою кафедру.

Оказавшись в столице, Евсевий стал постепенно добиваться от императора возвращения из ссылки того или иного из своих сторонников и плести интриги против епископов, защищавших Православие, в результате которых многие из них, в свою очередь, отправились в ссылку.

Евсевию удалось вернуть в столицу даже ересиарха Ария, который проявил показное смирение перед императором и, с некоторыми правками и оговорками, подписал никейский Символ веры.

Тогда император Константин послал распоряжение владыке Афанасию о принятии Ария в общение, но праведный епископ, лично побывав в столице, сумел убедить императора не настаивать на этой губительной инициативе.

«Отрубленная» рука епископа Арсения

Не сумев добиться своего через императора, ариане подкупили египетских раскольников-мелетиан, чтобы те начали клеветать на архиепископа Афанасия. Мелетиане стали жаловаться на притеснения со стороны папы, обвинять его в денежной поддержке бунтовщиков и даже в том, что он убил их епископа Арсения, от которого после «зверств» Афанасия и осталась-то только кисть руки…

В 335 году в ливанском городе Тире был созван собор епископов, клевретов Евсевия Никомидийского, куда призвали и папу Афанасия. Архиепископа обвинили во множестве беззаконий, не забыв упомянуть и про зарезанного им мелетианского епископа.

Каково же было удивление этого нечестивого собрания, когда явившийся на собор Афанасий предъявил заседателям живого епископа Арсения, у которого были в целости обе руки (святому Афанасию удалось узнать о тайном убежище запуганного иерарха и убедить его разоблачить лжесвидетелей)!

Несмотря на очевидную ложь обвинений, собор в Тире осудил Афанасия на изгнание с кафедры, а император, которому Евсевий продолжал поставлять различные наветы на святого, утвердил его ссылку в Трир (современная Западная Германия, неподалёку от границы с Францией и Люксембургом).

Интересно, что Арий ненадолго пережил ссылку святителя Афанасия и, согласно Преданию, умер стыдным образом — у ересиарха лопнул живот, когда он пребывал в отхожем месте.

Помощь Римского понтифика

В 337 году император Константин Великий умер и империю разделили между собой трое его сыновей: Константин II, правивший на Западе, Констанс, которому достались Италия и Северная Африка,  и Констанций, получивший во владение Восток.

Папа Афанасий вернулся из изгнания на свою кафедру, но Евсевий Никомидийский, сумевший стать советником молодого Констанция, добился назначения в Александрию нового епископа. Святой Афанасий не смог выстоять в борьбе с противником, поддерживаемым императорской администрацией и в 340 году бежал с кафедры в Рим.

Римский папа Юлий с почётом принял в «вечном городе» своего православного собрата из Александрии. Римский понтифик созвал собор западных епископов, которые рассмотрели дело папы Афанасия и признали его невиновным во всех воздвигаемых на него обвинениях.

В результате оправдания архиепископа Александрии, богословский конфликт православных и ариан невольно перерос в глобальное противостояние западных и восточных архиереев, которое было необходимо срочно прекратить.

Сардикийский собор

Евсевий Никомидийский умер в 341-342 годах, а два сына Константина Великого, оставшиеся к тому времени у власти, решили купировать церковный раскол.

По велению императоров Запада и Востока, Констанса и Констанция, епископы обеих половин империи съехались на собор в Сардике (современная София, столица Болгарии) под председательством Осии Кордубского, также ранее возглавлявшего и Первый Вселенский собор.

Собор проходил весьма бурно и почти сразу раскололся на западный и восточный лагеря, которые предали друг друга анафеме.

Однако, императоры проявили настойчивость и епископам пришлось договариваться. В результате, святой Афанасий был принят в общение восточными иерархами, а западные отцы перестали поддерживать богословские заблуждения Маркелла Анкирского, против которых активно восставал православный Восток. Единодушие было достигнуто.

После всех интриг против архиепископа Александрии, епископам и императорам пришлось трижды слать святому папе официальное приглашение вернуться на кафедру, прежде чем святитель Афанасий согласился вернуться в Александрию.

В 346 году Первоиерарх торжественно прибыл в Александрию, где его встретили овациями многие тысячи горожан. В империи вновь воцарился религиозный мир.  Но арианство ещё отнюдь не было побеждено навсегда…

Читать: Святой «Афанасий-против-всего-мира» (часть третья).

Андрей Сегеда