Сегодня мы расскажем нашим читателям о предполагаемом родоначальнике династии Романовых, оказавшемся одним из известнейших юродивых на Руси. О победившем Наполеона Бонапарта императоре Александре I, который, как считают некоторые исследователи, отрёкся от царской власти и продолжил жизнь в Сибири под именем старца Фёдора Кузьмича.

Также вы узнаете о делах милосердия преподобной Анастасии Киевской, подвиге беззлобия святых царственных страстотерпцев, делах милосердия преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны и других мучениках, погибших в шахте под Алапаевском.

У истоков рода стоял блаженный Прокопий Устюжский?

 

В начале XX века исследователи генеалогии, изучавшие разнообразные исторические документы, генеалогические древа русских дворян, жития святых и другие исторические источники, высказали гипотезу о том, что родоначальником рода Романовых может быть первый русский юродивый — блаженный Прокопий Устюжский.

Андрей Иванович Кобыла, живший в XIV столетии, является первым представителем ряда дворянских родов, упоминаемым в исторических документах. Кобыла имел 5 сыновей: Семена Жеребца, Александра Елку, Василия Ивантея, Гавриила Гавшу, Федора Кошку. Четверо из них стали родоначальниками дворянских родов.

От Семена Жеребца произошли Синие, Лодыгины, Облязевы, Образцовы и Кокоревы. От Александра Елки — Сухово-Кобылины, Неплюевы, Колычевы (одним из которых был священномученик Филипп, митрополит Московский), Хлызневы, Хлудневы, Немятые, Лошаковы. От Гавриила Гавши — Боборыкины.

Наконец, Федор Кошка стал родоначальником Кошкиных, Захарьиных, Яковлевых, Лятских, Юрьевых-Романовых, Беззубцевых и Шереметьевых. Именно он является далеким предком последнего русского императора.

С конца XVIII века в генеалогии закрепилось убеждение, что отцом самого Андрея Кобылы был некий «Гланда Камбила Дивонович», выходец из знатного прусского рода. Он, будто бы, скрываясь от преследования крестоносцами, в XIII веке оказался вынужден переехать в Великий Новгород, где был крещен в православную веру под именем Иван. При этом непривычное для русского слуха прозвище «Камбила» было заменено на созвучное «Кобыла».

В исследовании Михаила Мальцева сообщается, что протоиерей И. Кузнецов, изучая житие первого русского блаженого Прокопия Устюжского, обнаружил, что в его жизнеописании имеется немало перекличек с биографическими данными о Гланде Камбиле (Мальцев М. Святой праведный Прокопий Устюжский — родоначальник династии Романовых : факты и вымыслы // Духовно-нравственное воспитание. — 2011. — № 4).

Оба они прибыли из немецкой земли. Причем, местом своего жительства избрали Великий Новгород. Здесь они были крещены в православную веру. Совпадает и время их приезда — XIII в. Более того, в житии Прокопия обнаружилось немало свидетельств, косвенно указывающих на его княжеское достоинство.

Будущий святой Прокопий вырос в богатстве в немецких землях. Более знакомый с католичеством, чем с Православием, прибл с товаром в Великий Новгород. Здесь его поразило благочестие местных жителей, обилие и богатство церквей и монастырей, красота богослужений и сладкозвучие церковных хоров.

Он уми­лил­ся до глу­би­ны ду­ши, так что не за­хо­тел уже боль­ше воз­вра­щать­ся на ро­ди­ну, принял Пра­во­сла­вие и стал ис­кать че­ло­ве­ка, ко­то­рый бы мог на­учить его дог­ма­там ве­ры и уста­вам Пра­во­слав­ной Церк­ви. Его учителем стал ста­рец Вар­ла­ам Прок­ши­нич из Ху­тын­ского монастыря.

После наставлений подвижника, святой раздал всё своё имущество бедным, а сам стал послушником при обители.

Новгородцы узнали о славном подвижнике и стали во множестве посещать монастырь, чтобы увидеть его. Святой Прокопий стал слышать в свой адрес похвалы и, боясь утратить смирение, бежал из города на восток, где его никто не знал.

Так в Устюге появился блаженный праведник, притворявшийся безумным, сила молитвы и чудеса которого со временем явили его святость и местным жителям. Мос­ков­ский Со­бор 1547 года при­чис­лил пра­вед­но­го Про­ко­пия к ли­ку свя­тых и уста­но­вил со­вер­шать ему па­мять 8/21 июля.

Святой праведный Феодор Томский (вероятно, император Александр I)

Осенью 1836 года близ города Красноуфимска Пермской губернии был задержан неизвестный странник. Он привлек к себе внимание необычной внешностью и необъяснимым поведением.

Поражало несоответствие облачавшей его грубой крестьянской одежды и величественной, благообразной наружности, а также изысканности манер, выдававшей в этом человеке знатное происхождение. На все вопросы он отвечал неохотно и уклончиво, чем вызвал подозрение у крестьян, которыми был доставлен в земский суд.

На допросе он сообщил о себе следюющее: Феодор Козьмин, 70 лет, неграмотен, исповедания православного греко-российского, холост, не помнящий своего происхождения с младенчества, пропитывался у разных людей, напоследок вознамерился отправиться в Сибирь. Документов, удостоверяющих личность, при себе он не имел.

Несмотря на крайне сочувствие к нему судей, по действующему законодательству он был бит 20-ю ударами плетью за бродяжничество и приговорён к ссылке в Сибирь на поселение. Святой праведный Феодор Томский приговором остался доволен.

В итоге, старец прибыл в Томскую губернию, где жил в нескольких сёлах, а потом поселился в самом Томске. Праведный еженедельно посещал богослужения, а также много и часто молился дома. Святой Феодор был чрезвычайно воздержан в пище в обычное время и строго соблюдал посты.

Несмотря на посты, праведник был статен, физически силён, высок, внешность имел величественную, лицо замечательно красивое, светлое, всегда чистое , глаза голубые, волосы на голове кудрявые, бороду длинную, вьющуюся, совершенно седую.

Известно, что через различных странников Феодор Козьмич вел довольно обширную переписку и был в курсе всех основных событий общественной жизни. Случалось, что он помогал тому или иному обратившемуся к нему человеку в решении его житейских проблем, вручая ему в запечатанном конверте письмо к какой-нибудь важной особе, при непременном условии никому кроме адресата не показывать письма: “А то смотри, пропадешь”. И вмешательство Феодора Козьмича, как говорили, оказывало желанное действие.

Крестьянских детей святой Феодор учил грамоте, знакомил их со Священным Писанием, с географией и историей. Взрослых он увлекал духовными беседами а также занимательными рассказами из событий отечественной истории. Все сведения и поучения, сообщенные им, отличались глубиной и правдивостью, надолго запоминались и вели слушателей к пониманию действия Промысла Божия в судьбах великих и малых явлений человеческой жизни и окружающего мира.

В своих рассказах старец обнаруживал необычайное знание петербуржской придворной жизни и этикета, а также событий конца XVIII и начала XIX столетий. Знал всех государственных деятелей и давал им чрезвычайно верные характеристики. С большим благоговением он отзывался о митрополите Филарете и архимандрите Фотии, а также рассказывал об Аракчееве и его деятельности, о военных поселениях, вспоминал о Суворове. Все подобные воспоминания и суждения о людях имели какой-то особенный — беспристрастный и, в то же время, мягкий — характер.

Чаще всего старец Феодор любил говорить о военных походах и сражениях, причем незаметно для себя самого вдавался иногда в такие мелкие подробности, например, в эпизодах войны 1812 года, что этим вызывал недоумение даже у лиц образованных: духовенства, интеллигентных ссыльных.

Прославление старца Феодора Томского в лике святых в 1984 году. Ежегодно память святого праведного Феодора совершается в день его преставления 20 января/5 февраля.

Как известно, император Александр I Благословенный, выигравший Отечественную войну 1812 года, официально скончался в Таганроге в 1925 году. Уже при жизни старца Феодора Кузьмича в России широко распространились слухи о том, что смерть самодержца была им инсценирована, а свои последние годы он провёл в покаянии в Сибири.

Интересно, что в начале XXI века президент русского графологического общества Светлана Семенова и ряд почерковедов заявляли, что почерки Александра I и Фёдора идентичны.

Преподобная Анастасия Киевская

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви 2009 года, инокиня Анастасия (Романова) была причислена к лику местночтимых святых.

Александра Петровна (1838-1900), старшая дочь принца Ольденбургского Петра Георгиевича и принцессы Терезы, родилась в Санкт-Петербурге. Она была крещена по протестантскому обряду и получила имя Александра Фредерика Вильгельмина.

В 1855 году ей сделал предложение Великий князь Николай Николаевич — третий сын императора Николая I. Перед венчанием, принцесса приняла православие с именем Александра Петровна. Вначале супруги жили счастливо, но со временем разность интересов привела к глубокому охлаждению их отношений, так как княгиня постоянно в душе стремилась к Богу.

В 1879 году Великая Княгиня тяжело заболела и, перебравшись в Киев, приступила к осуществлению своей давней мечты – созданию женского монастыря с многочисленными лечебными и благотворительными учреждениями, «живого монастыря», как сама она называла его. Проектировал обитель сын Александры Петровны – Великий Князь Пётр Николаевич.

В монастыре были выстроены: собор, дома для монастырских сестёр, грандиозная больница, лечебница для приходящих больных, аптека, училище для девочек-сирот, приют для слепых, приют для неизлечимых хронически больных женщин, барак для заразных больных, анатомический покой для нужд больницы, прачечная и странноприимница. Матушка стала фактически предшественницей Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны, а её Покровский монастырь – прообразом Марфо-Мариинской обители.

В 1889 году княгиня получила чудесное исцеление от болезни и вновь начала ходить. Тогда она приняла тайный монашеский постриг с именем Анастасия и усугубила свои молитвенные и аскетические подвиги. Также она часто трудилась сестрой милосердия, и сиделкой в больнице при обители.

Великая княгиня продавала свои драгоценности и вкладывала вырученные деньги в строительство и оборудование больниц. В 1894 году Синод решил к процветающему Покровскому монастырю присоединить Межигорский монастырь, пребывавший тогда в полном упадке. Благодаря усилиям царственной инокини и этот монастырь обрел второе рождение.

Подвиг матушки по служению Богу и ближним продлился почти 20 лет. В конце жизни, даже тяжело болея, она постоянно посещала богослужения, сама читала шестопсалмие, часы, канон. Преподобная Анастасия Киевская преставилась ко Господу 13 апреля 1900 года, на Светлой седмице.

Святые царственные страстотерпцы император Николай II, императрица Александра и их дети Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия

Наследник императора Александра III родился 6 мая 1868 года. Николай Александрович получил отличное образование с военным уклоном и с детства был усерден к занятиям и скромен в быту.

В 1894 г., после смерти отца, Николай Александрович вступил на Российский Престол и в том же году женился на Гессенской принцессе Аликс, которая получила в Святом Крещении имя Александра Федоровна. Коронационные торжества были омрачены несколькими случайными трагедиями, которые в народе воспринимались как зловещие предзнаменования.

У Царственной Четы родилось пятеро детей: дочери Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и сын – наследник Алексей. Своих детей Государь воспитывал так же, как был воспитан сам – в духе православной веры и народных традиций: всей Семьей часто посещали Богослужения, говели. Императрица Александра, родившаяся в лютеранстве, всей душой восприняла Православие и благочестием выделялась даже среди русских людей. Она любила долгие, чинные уставные службы, за ходом богослужения всегда следила по книгам.

И сам император и императрица и их дети всегда нежно любили друг друга и старались всегда разделять общие труды. Супруги оставались возлюбленными и в горе, и в радости и вместе преодолевали тяжелейшие испытания судьбы. Историкам известны более 700 писем, в которых отразились нежнейшие отношения императора и императрицы

Дети императора проявляли искреннее благочестие по отношению к святыням и заботу о бедных и больных. Цесаревич Алексей также принимал участие в делах милосердия, несмотря на тяжелейшее генное заболевание, которым страдал.

Император Николай в повседневной обстановке предпочитал носить простой полковничий мундир, его сын цесаревич Алексей также любил носить военную форму, в частности шинель. Дочери и супруга государя в быту носили довольно простые, но добротные платья. Меблировка их комнат была не «спартанской», но тоже довольно скромной, выдержанной в серых, белых и зелёных тонах.

Осенью 1891 года, когда десятки губерний России изнемогали от голода, тогда ещё наследник престола цесаревич Николай встал во главе Комитета по оказанию помощи голодающим.

Вступив на престол, государь не только объявил амнистию для некоторых категорий заключённых и распорядился от своего имени раздать небольшие суммы нищим, но также оказал значительную помощь нуждающимся ученым, писателям и студентам. Ещё в мирное время он пожертвовал около 4 000 000 рублей на открытие и содержание больниц и госпиталей.

В годы Первой Мировой войны император Николай II пожертвовал личные 200 000 000 рублей, хранившиеся в Лондонском банке, на нужды раненых, увечных и их семей. Сам он часто посещал не только военные совещания и фронт, но и раненых в госпиталях.

Императорская чета участвовала в строительстве десятков храмов и монастырей в России и по всему миру, жертвуя для этого собственные средства, заботилась о просвещении народа, создавая сеть земских, казённых и церковно-приходских школ. В годы правления императора Николая II были канонизированы многие православные святые.

Во время голода 1898 года Александра Фёдоровна пожертвовала голодающим восьмую часть годового дохода семьи. Часто она передавала денежную помощь нуждающимся через своих приближенных, стараясь, по евангельскому завету, сохранить это в тайне.

Государыня устраивала благотворительные базары, выручка от которых шла на помощь больным, организовывала по всей стране учебные мастерские для бедных. На личные средства она открыла училище сестер милосердия и построила дом для солдат-инвалидов русско-японской войны, где они обучались разнообразным ремёслам.

Во время войны императрица Александра Фёдоровна отдала отдала под госпитальные помещения многие из залов и комнат Зимнего дворца, а сама со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной выполняла обязанности сестёр милосердия и ухаживала за ранеными.

Позже Александра Фёдоровна стала патронировать также лазарет в Царском Селе, лазарет в Новом Петергофе, Двинский земский лазарет и другие госпитали и лазареты для раненых воинов. На деньги царской четы для лечебных учреждений закупались оборудование, расходные материалы и медикаменты.

Две младшие дочери императрицы, Мария и Анастасия, как слишком юные для такой тяжёлой работы, стали патронессами госпиталя. Обе сестры отдавали собственные деньги на закупку лекарств, читали раненым вслух, вязали им вещи, писали под их диктовку письма домой, по вечерам развлекали телефонными разговорами, шили бельё, готовили бинты и корпию. К концу войны они подросли и также стали сёстрами милосердия.

Закончила свою жизнь семья государя, проявив христианский подвиг беззлобия. Отрекшись от престола, император с семьёй и несколькими приближёнными, пожелавшими с ним остаться, добровольно уехал в ссылку в Тобольск, а затем в Екатеринбург, где его семья была жестоко убита.

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года узников спустили в подвал и расстреляли. Когда пули кончились, раненых добили штыками. Вместе с царской Семьей погибли слуги: врач Евгений Боткин, фрейлина Анна Демидова, повар Иван Харитонов и лакей Трупп.

После расстрела тела отвезли за город на заброшенную шахту в урочище Ганина яма, где их долго уничтожали с помощью серной кислоты бензина и гранат.

Святая преподобномученица Елизавета Феодоровна

Преподобномученица Великая княгиня Елизавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Она приходилась родной сестрой будущей русской императрице Александре Фёдоровне — супруге императора Николая II

В 1884 году она приняла православие и вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III. Когда Сергей Александрович стал генерал-губернатором Москвы, она старалась разделить его заботы.

Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения. Во время русско-японской войны 1904-1905 годов она собирала пожертвования для фронта и размещала в московских госпиталях раненых воинов.

Страшный удар постиг её в 1905 году, когда террорист бомбой взорвал карету её мужа. Тогда Елизавета Фёдоровна решила принять монашество и посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы.

Знаменитая Марфо-Мариинская обитель милосердия была официально открыта 21 апреля 1910 года в  Москве на улице Большая Ордынка, где Елизавета Фёдоровна купила усадьбу и несколько домов, продав все свои драгоценности после гибели мужа.

Первоначально Марфо-Мариинская обитель не была монастырём в точном смысле слова, так как сёстры обители преимущественно занимались благотворительностью, медицинской помощью и уходом за больными.

Сёстры, жившие в обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определённого срока могли уйти из обители, создать семью и быть свободными от данных прежде обетов.

Насельницы получали в обители серьёзную психологическую, методологическую, духовную и медицинскую подготовку. Им читали лекции лучшие врачи Москвы, беседы с ними проводили духовник обители о. Митрофан Сребрянский (позднее архимандрит Сергий; канонизирован Русской православной церковью) и второй священник обители о. Евгений Синадский.

В обители были созданы больница, амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно, приют для сирот, бесплатная столовая и ещё множество учреждений, а также регулярно проводились катехизические беседы. Очень быстро обитель стала широко известна не только в Москве, но и по всей России.

На пасхальной неделе 1918 года настоятельницу обители арестовали. Её и нескольких инокинь, а также нескольких великих князей и их приближённых вывезли на Украл в Алапаевск.

На следующий день после расстрела царской семьи, в ночь на 18 июля 1918 года, в 18 км от города Алапаевска у рудника Нижняя Селимская матушка Елизавета, инокиня Варвара, пятеро князей из рода Романовых и один из их приближённых были сброшены в шестидесятиметровую шахту. При этом, большинство мучеников умерли от полученных при падении травм и, позднее, от голода.

Святой Иоанн Романов, замученный в Алапаевске

Вместе с преподобномученицей Елизаветой Фёдоровной в Алапаевске был казнён и князь императорской крови Иоанн Константинович Романов, сын племянника Александра II великого князя Константина Константиновича.

Будучи человеком высокой духовной настроенности, князь Иоанн Константинович выделялся молитвенностью даже в кругу своей очень религиозной семьи. Князь даже думал посвятить себя духовной карьере, но влюбился, встретив сербскую принцессу Елену. На принцессе Елене Иоанн и женился. В их счастливом браке родилось двое детей.

Когда началась Первая мировая война Иоанн Константинович, как настоящий патриот, отправился на фронт, как и все его братья. Князь служил в кавалерии и был награждён Георгиевским оружием за храбрость, проявленную в ходе августовских боёв 1915 года, при выполнении опасных для жизни заданий в качестве ординарца государя императора при штабе 1-й Гвардейской кавалерийской дивизии.

После вступления в Алапаевск Белой армии, тела Романовых были извлечены из шахты. Пальцы князя Иоанна, как и пальцы обеих преподобномучениц, были сложены для крестного знамения. В кармане пальто Иоанна Константиновича оказалась деревянная икона среднего размера, образ которого был стерт, а на обратной стороне просматривалась дарственная надпись от праведного Иоанна Кронштадтского.

Андрей Сегеда