Святая мученица Татиана — покровительница студенчества

Святая мученица Татьяна Римская родилась в начале III века в семье бо­га­то­го рим­ля­ни­на, воспитавшего дочь в хри­сти­ан­ской ве­ре.

Ко­гда Та­ти­а­на до­стиг­ла со­вер­шен­но­ле­тия, она ста­ла рав­но­душ­на к бо­гат­ству и иным бла­гам и воз­лю­би­ла всем серд­цем ду­хов­ный об­раз жиз­ни. Она решила нести подвиг девства и за добродетельную жизнь бы­ла на­зна­че­на диа­ко­нис­сой Рим­ской церк­ви. В этой долж­но­сти она с усер­ди­ем уха­жи­ва­ла за боль­ны­ми, по­се­ща­ла тем­ни­цы, по­мо­га­ла неиму­щим, ста­ра­ясь постоянно уго­ждать Господу мо­лит­ва­ми и доб­ры­ми де­ла­ми.

При им­пе­ра­то­ре Алек­сан­дре Се­ве­ре свя­тая Та­ти­а­на за ис­по­ве­да­ние Иису­са Хри­ста при­ня­ла му­че­ни­че­ское стра­да­ние от рим­ско­го гра­до­пра­ви­те­ля Уль­пи­а­на.

Свя­тую Та­ти­а­ну по­сле раз­ных ис­тя­за­ний бро­си­ли на аре­ну Ко­ли­зея, чтобы сви­ре­пый лев растерзал её для за­ба­вы зри­те­лей. Но вме­сто это­го лев стал крот­ко лас­кать­ся к ней. То­гда святую мученицу Та­ти­а­ну усек­ли ме­чом. Во­семь слуг гра­до­пра­ви­те­ля, му­чив­ших свя­тую, уверовали в Господа Иису­са Хри­ста, ви­дя над ней си­лу Бо­жию, – и они то­же бы­ли казнены.

Таким образом, святая гораздо более отличалась делами милосердия и твёрдостью в вере, чем склонностью к наукам. Почему же её считают покровительницей учащихся?

Всё просто. Память святой, если считать по новому стилю, приходится на 25 января. Именно в этот день в 1755 году русская императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении Московского университета, созданного благодаря великому русскому учёному Михаилу Ломоносову.

Когда Московский университет был уже построен, в нём в честь мученицы Татианы был открыт храм. Позже, при императоре Николае I, день учреждения МГУ официально слал днем всего российского студенчества. Так святая мученица Татьяна стала покровительницей образования.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — епископ, хирург, учёный

Святитель и исповедник, архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) жил в XX столетии. Помимо пастырской деятельности и своих церковных сочинений, святой прославился также художественными талантами, а также врачебной практикой и научной работой.

В годы Великой Отечественной войны святитель-хирург участвовал в работе 150 военных госпиталей и оказывал медицинскую помощь раненым бойцам, направлявшимся для лечения в тыл.

Его труды «Региональная анестезия» и «Очерки гнойной хирургии» стали настольными книгами для поколений анастезиологов и хирургов. Свой научный вклад он внёс в лечение костного туберкулёза, воспалительных процессов суставов и сухожилий, а также глазных заболеваний. За научные труды святой был удостоен Сталинской премии 1 степени.

Святителю-эрудиту об успехах в профессии молятся не только студенты-медики, но и вообще все учащиеся.

Преподобный Сергий Радонежский, получивший дар постижения наук

Преподобный Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) известен не только, как монах-отшельник, чудотворец, создатель самого знаменитого в России монастыря и вдохновитель русского воинства в Куликовской битве.

Он стал воспитателем и учителем для целой плеяды святых, занимавшихся просвещением жителей Руси. Среди его учеников: учёный и писатель Епифаний Премудрый, иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, преподобные игумены Павел Обнорский, Авраамий Галицкий, Кирилл Белоозёрский, Сергий Нуромский, Савва Сторожевский, Григорий Голутвинский, Никита Костромской и другие. Племянник преподобного, святитель Фёдор, занимал Ростовскую кафедру.

Сам святой в детском возрасте долгое время не мог постигнуть грамоту, за что претерпевал насмешки от товарищей и наказания от учителя. Варфоломей со слезами молился к Господу о даровании ему книжного разумения.

Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, склонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего тот желает.

Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры.

Варфоломей упросил старца посетить его дом и родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь.

Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. С тех пор святой отрок без труда читал и хорошо усваивал содержание книг. Благодаря этому он достиг больших успехов в образовании. Сегодня, ученики просят преподобного о своём преуспеянии в науках.

Святые просветители славян и создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий

До принятия монашества святых равноапостольных братьев звали Михаил (в мон. Мефодий) и Константин (в мон. Кирилл). Родились они в IX столетии в городе Фессалоники в семье друнгария (старшего армейского офицера) Льва, имевшего знатных предков.

Михаил был старшим сыном Льва, а Константин — младшим. Оба получили великолепное образование и, по всей видимости, с детства хорошо знали не только греческий, но и славянский язык. Возможно, славянкой была их мать или кто-либо из близкого окружения.

Михаил сделал военно-административную карьеру, достигнув поста стратига (высшего армейского офицера) в Славинии. Константин, по прозвищу Философ, больше сил отдавал наукам. Он, обучаясь вместе с сыном тогдашнего императора у патриарха Фотия и знаменитого учёного Льва Математика, освоил иврит и арамейский язык, риторику, грамматику, диалектику, арифметику, астрономию, геометрию, музыку, а также многие другие науки.

По окончании обучения Константин Философ, согласно дошедшим до нас источникам, занял пост патриаршего секретаря (или патриаршего библиотекаря). Позже он преподавал в первом в мире университете — Магнаврской высшей школе, открытой его учителем Львом Математиком.

Позднее, оба брата приняли монашество. Кирилл всю жизнь оставался простым иноком, а Мефодий в конце жизни принял сан архиепископа Моравии и Паннонии.

Кириллу удалось удачно выполнить поручения императора и патриарха. Вначале, он победил в диспуте с еретиком-иконоборцем Аннием, а затем  — в диспуте с сарацинами (мусульманами) о Святой Троице. После этого, братья были направлены с посольством к Хазарам.

В ходе путешествия, святые чудесным образом обрели в Крыму мощи священномученика Климента, папы Римского, и нашли Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами» (вероятно, «чертами и резами»). Дипломатическо-богословская миссия к хазарам также оказалась весьма успешной для братьев.

По прошению моравского князя Ростислава, император и патриарх отправили братьев в Моравию, чтобы перевести Евангелие, богослужение и церковные книги на славянский язык, а также помочь в обращении в христианство местных жителей.

С помощью Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра, Кирилл в 863 году составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы.

В споре с немецкими епископами о том, кому подобает вести проповедь на территории Моравии, Кирилл и Мефодий обратились к римскому папе Адриану, которому принесли в дар часть мощей святого папы Климента. Папа был так тронут подарком и интеллектом святых братьев, что в споре полностью встал на их сторону.

В Риме святой Кирилл занемог и скончался в возрасте 42 лет и передал брату их общее дело по просвещению славянских народов. После кончины святого Кирилла папа рукоположил Мефодия во архиепископа Моравии и Паннонии, где святой продолжил распространять Богослужение, письменность и книги на славянском языке и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей.

В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников – Горазда как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет.

Святые братья, всю жизнь занимавшиеся просвещением и науками, являются одними из самых почитаемых подвижников среди учащихся.

Преподобный Иоанн Дамаскин — великий визирь, учёный и богослов

Преподобный Иоанн Дамаскин жил в VII-VIII веках в Дамаске, который тогда являлся столицей молодого Арабского халифата. То были годы Первого иконоборческого периода.

В те времена арабы были хорошими воинами — их государство быстро ширилось, но настолько плохими администраторами, что любой грамотный человек был в халифате на вес золота.

Именно поэтому христианин Сергий Мансур, отец будущего святого, занял должность великого визиря — второго человека в государстве после самого халифа. Эта должность перешла по наследству и к самому Иоанну, человеку исключительной честности, образованности и мудрости.

Обучал святого Иоанна инок из Калабрии, выкупленный из плена Сергием Мансуром. Монах обладал обширными познаниями в области богословия, философии, музыки, диалектики, риторики, физики, астрономии, которые все без остатка передал святому Иоанну.

Когда в соседней Византии возникла ересь иконоборчества поддержанная императором Львом Исавром (717–741) и начались гонения на Православие, праведный Иоанн не смог остаться безучастным и выступил на защиту святых икон.

Христианский интеллектуал написал три богословских трак­та­та «Про­тив по­ри­ца­ю­щих свя­тые ико­ны», которые настолько подробно и аргументированно изничтожали иконоборческие заблуждения.

Позднее, Иоанн оставил занимаемую должность при правителе и удалился в монастырь преподобного Саввы Освященного в Палестине, где продолжил заниматься творчеством во славу Божию и стяжал дар сердечной молитвы.

Его руке пренадлежит огромное количество богослужебных гимнов и канонов, а также знаменитое догматическое сочинение «Точное изложение православной веры». Также преподобный Иоанн Дамаскин написал «Филоофские главы», «О ста ересях вкраце», «Источник знания», «Беседу сарацина с христианином» и целый ряд иных сочинений практически во всех областях церковного знания.

Преподобный Иоанн Дамаскин также считается покровителем поэтов, писателей, учёных и постигающих науки.

Преподобный Нестор, создатель «Повести временных лет»

Преподобный Нестор Летописец родился в Киеве в середине ХI века. В возрасте 17 лет он пришел к преподобному Феодосию и стал послушником, а затем иноком в Киево-Печерской обители. Позже святой принял сан иеродиакона.

Преподобный Нестор всегда глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием и в монастыре нёс послушание летописца.

«Великая бывает польза от учения книжного. Книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами», — говорил он.

В 80-х годах он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба». Главным же подвигом жизни преподобного Нестора стало составление к 1112-1113 годам «Повести временных лет» — одного из величайших творений мировой письменности.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года и был погребён в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского.

Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года и, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»).

Соответственно житию, святой считается покровителем писателей, учёных (в особенности историков) и учащихся.

Андрей Сегеда