1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

“Сын Божий, Сын Девы бывает…”, – о Благовещении Пресвятой Богородицы


25 марта (7 апреля по новому стилю) Святая Церковь вспоминает, как глава небесных вестников архангел Гавриил явился к Пресвятой Деве Марии. Архангел принёс ей весть о том, что путь искупления человечества от греха начался и что именно ей предстоит стать матерью Богочеловека, Богородицей.


Просмотров публикации 848

Христианские богословы нередко именуют Господа нашего Иисуса Христа “новым Адамом”. Ветхий Адам своей волей нарушил заповедь Творца, согрешил и расстроил человеческую природу. “Новый Адам”, Христос, своей волей исполнил заповедь Бога Отца, искупил безвинным страданием грех своего прародителя по человечеству и восстановил человеческую природу.

Так же и Пресвятую Богородицу часто называют “второй Евой”. Своим доверием и послушанием Богу, Пречистая Дева Мария как бы уравновешивает недоверие и непослушание праматери Евы. Поэтому с момента благовещения многие церковные авторы связывают начало пути к спасению рода человеческого.

Евангельские события Благовещения

Описание Благовещения в своём Евангелии для нас оставил святой апостол Лука. Также некоторые его дополнительные подробности до нас доносят апокрифы: “Протоевангелие Иакова” и “Евангелие псевдо-Матфея”.

Рассказ евангелиста Луки содержится в первой главе его труда: “…послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел” (Лк. 1: 26-38).

Священное Предание дополняет повествование следующими деталями: архангел явился к Пречистой с белой лилией из райского сада, символом чистоты и непорочности. Сама Пресвятая Дева во время явления ангела ткала. Незадолго до этого ей по жребию выпало соткать новую завесу или же ковёр для Иерусалимского храма.

Помимо прядения Дева Мария в эти дни как раз читала пророчество Исайи о грядущем Мессии, который писал: “Се, Дева во чреве примет, и родит Сына”. Поэтому на иконах Благовещения Богородицу можно увидеть либо за вышиванием, либо с прялкой, либо с книгой.

Иногда встречаются также образы Девы Марии у колодца, отражающие предание о том, что архангел вначале голосом предупредил Пресвятую о грядущем явлении, чтобы не испугать её, а уже затем явился ей в горнице.

Почему события Благовещения так важны для нас?

Об этом хорошо сказал святой праведный Иоанн Кронштадтский в своей проповеди на этот двунадесятый праздник, которая называется “Начало спасения”:

“Таинство, свершившееся в нынешний день, приводит в изумление не только человеческие, но и все ангельские, высокие умы. Недоумевают и они, как Бог безначальный, необъятный, неприступный нисшел до образа раба и стал человеком, не перестав быть Богом и нимало не умалив славы Божественной? Как Дева могла вместить в пречистой утробе нестерпимый огонь Божества, и остаться неповрежденною, и пребыть на веки Матерью Бога воплощенного?

Так велико, чудно, такой Божественной премудрости исполнено это таинство благовещения Архангелом Пресвятой Деве воплощения Сына Божия от Нее! Радуйтесь, земнородные, радуйтесь, особенно верные души христианские, но радуйтесь с трепетом перед величием таинства, как обложенные скверной греха; радуйтесь, но немедленно искренним и живым, глубоким покаянием очищайте себя благодатью Божьей от скверны греха.

Возвеличьте чистыми сердцами и устами Матерь Божью, возвеличенную и превознесенную над всеми тварями, Ангелами и человеками, возвеличенную Самим Богом, Творцом всякой твари, и помните, что таинство воплощения и вочеловечения Сына Божия совершилось для нашего спасения от греха, проклятья, праведно на нас изреченного в начале от Бога за грехи, и от смерти временной и вечной.

Со страхом и радостью примите Господа, грядущего к нам водворить на земле, в сердцах и душах наших Царство Небесное, царство правды, мира и радости в Духе Святом, и возненавидьте богоненавистный грех, злобу, нечистоту, невоздержание, гордость, жестокосердие, немилосердие, себялюбие, плотоугодие, всякую неправду. Христос для того на землю сошел, чтобы нас на небеса возвести”.

История и особенности праздника

Древние церковные авторы помещали Благовещение именно на 25 марта (по старому стилю) по двум причинам. Во-первых, эта дата ровно на девять месяцев, обычный период ношения ребёнка во чреве, отстоит от 25 декабря, когда мы отмечаем Рождество Христово. Во-вторых, согласно ряду древних преданий именно 25 марта Богом был сотворён первый человек и новому человеку надлежало прийти на Землю в это же время.

Уже во второй половине II – начале III века в катакомбных храмах Равенны и Рима стали появляться фрески с изображением сюжета Благовещения. Примерно тогда же в писаниях Святых Отцов (например, Иринея Лионского) события этого праздника стали трактоваться, как начало искупления человечества. Но установление общецерковного празднования Благовещения произошло несколько позднее – примерно с IV века.

Благовещение Пресвятой Богородицы относится к числу двенадцати наиболее почитаемых Церковью событий (“двунадесятые праздники”) и является единственным из этих праздников, относимым как к “господским”, так и к “богородичным”. Именно поэтому оно имеет общие для этих двух групп праздников особенности богослужения.

Праздник имеет один день предпразнства и один день попразднства. Но их не бывает на Страстной или Светлой седмицах. Если Благовещение случится  Богослужения Благовещения совершаются духовенством в голубых облачениях.

В день Благовещения Пресвятой Богородицы всегда совершается полная литургия, согласно 52-му правилу Шестого Вселенского собора. Вечернее богослужение праздника содержит паремии из Ветхого Завета, где упоминается видение праотцем Иаковом лестницы в Небо и видение пророком Моисеем неопалимой купины (куста) – как пробразы Богородицы.

В VIII в. св. Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и теперь поются Церковью. Канон Благовещения имеет необычные чередующиеся: “Ангел возопи” и “Богородице рече”. Кондак праздника “Взбранной Воеводе…” принадлежит перу преподобного Романа Сладкопевца.

Если дата праздника не выпадает на Страстную седмицу, то пост в этот день ослабляется и христианам разрешается употреблять в пищу масло, вино и рыбу.

Интересные факты о Благовещении

Поскольку даты Светлого Христова Воскресения и предшествующего ему Великого поста являются подвижными, Благовещение может совпасть с Пасхой. Такое совпадение случается очень редко и называется Кириопасхой. Последнее такое совпадение случилось в 1991 году, а следующее произойдёт в 2075 году.

Интересно, что молитв “Богородице Дево, радуйся…” состоит из слов, сказанных Божией Матери архангелом Гавриилом в день Благовещения и её родственницей праведной Елисаветой (женой первосвященника Захарии и матерью пророка Иоанна Крестителя) при встрече, последовавшей вскоре за этим событием.

В праздник Благовещения принято выпускать на волю белых голубей или других птиц, в знак освобождения человечества от рабства греху. Например, так ежегодно поступает Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Поэт Александр Сергеевич Пушкин посвятил Благовещению строки стихотворенья “Птичка”:

В чуж­бине свя­то на­блю­даю
Род­ной обы­чай ста­ри­ны:
На во­лю птич­ку вы­пус­каю
При свет­лом празд­ни­ке вес­ны.

Я стал до­сту­пен уте­ше­нью;
За что на Бо­га мне роп­тать,
Ко­гда хоть од­но­му тво­ре­нью
Я мог сво­бо­ду да­ро­вать!
“.

В иконографии Благовещения архангела Гавриила иногда изображают с одним крылом, воздетым вверх – в знак приветствия и почтения. Сегодня диаконы во время чтения ектений также поднимают правой рукой свой орарь.

Образ Благовещения, наряду с образами всех четырёх евангелистов можно встретить на царски вратах. “Благовещение” по-гречески созвучно “Евангелию”. Именно с этого события Евангелие начиналось и таким образом символически отображена его полнота – от начала и до изложения апостолами.

Само название “Благовещение” установилось окончательно не ранее VII века и до этого имело различные варианты: День приветствия”, “Возвещение”, “Приветствие Марии”, “Зачатие Христа”, “Начало искупления” и другие.

От названия этого двунадесятого праздника происходит одна из семинарских фамилий – “Благовещенский”. Также мы знаем город “Благовещенск” и другие населённые пункты со схожим наименованием. Один из главных соборов Московского кремля также освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

В Италии существует рыцарский орден “Аннунциата”, он же орден “Святого Благовещения”, кавалерами которого были многие монархи. Например, русские императоры Александр III и Николай II.

В 326 году святая равноапостольная царица Елена совершила паломничество в Святую землю, где обрела Святой Крест и другие главные святыни христианства, а на местах событий Священной истории воздвигла множество храмов. Так, в Назарете появилась Базилика Благовещения.

Андрей Сегеда

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)0