«Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней», — писал преподобный Иоанн Дамаскин, раскрывая суть христианского богословия иконы.
Символично, что первая христианская икона была именно образом Господа нашего Иисуса Христа и появилась ещё при Его земной жизни — это тот плат («Мандилион»), известный нам, как «Спас Нерукотворный», который Спаситель послал в дар царю Эдессы Авгарю V Уккаме.
Церковный историк Евсевий Кесарийский так сообщает об этих событиях: «…царь Авгарь, славно управлявший народами по ту сторону Евфрата, но мучимый болезнью, излечить которую было не в силах человеческих, узнав об имени Иисуса и Его чудесах — о них согласно свидетельствовали все, — решил умолять Его, послав гонца с письмом и просьбой об избавлении от болезни».
«Спас Нерукотворый»
Спаситель не мог отправиться к Авгарю сам, но зная о его крепкой вере, передал царю с одним из своих учеников, апостолом Фаддеем (по другим сведениям — с одним из слуг царя) свой образ на плате (убрусе) икону, которую создал чудесным образом, приложив чистый белый плат к своему пречистому Лику и запечатлев его на ткани.
Позднее, христианские изографы написали множество других икон, в числе которых были и иные интересные образы Спасителя, которые мы хотели бы показать нашим читателям.
Туринская плащаница
Ещё один нерукотворный образ Господа, отпечатавшийся на Его погребальных пеленах. Хранится в Турине (Италия) полноразмерная точная копия является запрестольной иконой в нижнем храме Сретенского монастыря в Москве.
«Спас Благое молчание»
Этот образ Спасителя в виде крылатого ангелоподобного отрока со скрещенными на груди руками, иногда облаченного в саккос и митру появился на Балканах и в Греции примерно в XIV столетии, а на Русь проникает примерно в конце XV века.
Саккос, митра и богатые одежды свидетельствуют о первосвященническом достоинстве Богочеловека, скрещённые на груди руки о Его жертве во искупление человечества, а крылья — о посланничестве.
Этнические образы Спасителя
Во Христе нет ни эллина, ни иудея. Господь воплотился, чтобы спасти всё человечество. Поэтому, несмотря на то, что Бог вочеловечился именно в еврейском народе и имел семитскую внешность, для других народов Его иконы нередко пишут в облике именно этого народа или расы. Так, известны изображения Спасителя или иконы Богородицы с богомладенцем в облике негров, азиатов или индейцев.
«Спас Недреманное око»
Икона появилась в XIV в. на Святой горе Афон. Изображает Спасителя, возлежащего на ложе с открытыми глазами, подперев правой рукой голову. Ему предстоят Богородица и ангел, а над ложем парит ангел, держащий в руках орудия страстей.
«Всевидящее око»
Не образ Господа Иисуса Христа в чистом виде, икона аллегорически изображает всеведение Божие. В России появляется с конца XVIII — первой половины XIX века. В центральном медальоне — Христос в образе отрока.
«Спас Эммануил»
Редкий образ Богочеловека в возрасте 12 лет, который соотносят с евангельским текстом: «И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник». «Эммануил» — переводится, как «с нами Бог».
Смесоипостасный образ Троицы
Подобное изображение трёх совмещённых ликов Спасителя (изображение Пресвятой Троицы) должно было иллюстрировать сущностное единство всех Лиц Божества. Его можно было встретить в русских храмах предсинодальной эпохи. В Синодальный период так изображать Пресвятую Трицу запретили.
«Христос — Агнец Божий»
Икона Спасителя, изображающая Его в виде белого ягнёнка с нимбом с надписью «Сущий» и, зачастую, со знаменем креста на флаге, который говорит о победе над смертью. В поздней церковной традиции такое изображение Господа не применяется.
Второй вариант этой же иконы — изображение Христа отроком в жертвенной чаше, над которой ангелы веют репидами.
«Спас — Великий архиерей»
«Ты еси Иерей вовек по чину Мелхиседекову…», — говорится в 109 псалме. Именно таким Первосвященником Спаситель избображается на этой иконе.
«Спас — Царь царей»
Образ Христа на троне с регалиями царской власти. В отличие от «Великого архиерея», здесь Спаситель держит в руках не Евангелие, а скипетр и державу, на голове корона вместо митры, а на плечах — царские одежды вместо саккоса и омофора.
Спаситель с любимым учеником
Редкий образ Богочеловека с апостолом Иоанном Богословом, который возлежит на его груди. Этот ученик Христов, которого Он любил больше всех, не предал Спасителя до самого распятия и при кресте взял к себе на попечение Пресвятую Богородицу.
«Не рыдай Мене, Мати»
Редкий образ, представляющий Господа Иисуса Христа во гробе с орудиями Страстей Господних за спиной и изображением Богородицы, плачущей над сыном. Название иконы взято из ирмоса девятой песни канона Космы Маюмского на Великую субботу.
Христос в терновом венце («Христос — Царь Иудейский»)
Образ Спасителя, отсылающий нас ко времени Его показательного позора, на который его отдал прокуратор Понтий Пилат, чтобы попытаться тем самым утолить жажду крови иудеев и сохранить жизнь Господа. Образ перешёл в православную традицию с католического Запада.
«Моление о Чаше»
Ещё один образ Богочеловека, показывающий Его в начале тяжёлого искупительного пути. Ученики Христовы не выдержали и впали в сон, а Спаситель один, по человечеству своему страшась предстоящих мучений, молится Богу Отцу: «Если возможно, да минует меня чаша сия!»
Иисус, благословляющий хлеб и вино
Икона, отсылающая нас к событиям Тайной вечери, когда Господь установил Таинство Евхаристии и ещё раз сообщил ученикам о предстоящем Ему жертвенном пути.
«Христос — Виноградная лоза» («Лоза Истинная»)
Образ, иконография которого имеет целый ряд смыслов. В-первых, аллегорически он напоминает о жертве Спасителя. Во-вторых, представляет собою древо Церкви во главе с её основателем. В-третьих, отсылает созерцающих образ к одной из притч Иисуса Христа.
«Друг друга тяготы носите»
Редкая икона Господа с человеком на плечах. Название взято из евангельского завета: «Друг друга тяготи носите, и так исполните закон Христов».
«Христос — Добрый пастырь»
Ещё один образ, дающий аллюзию на притчу о добром пастыре, который оставляет 99 овец ради поиска одной заблудшей овцы. Также напоминает о жертве Богочеловека: «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы…». По композиции и смыслу перекликается с образом «Друг друга тяготи носите».
«Благословение детей»
«Не препятствуйте детям приходить ко мне» — говорил Христос своим апостолам, благословляя маленькие чистые души. Образ напоминает нам события Евангелия от Марка 10:13-16.
«Первые шаги Христа»
Редкий образ Спасителя «Первые шаги Христа» находится в древнем монастыре во имя святого Герасима Иорданского юге Иорданской долины.
«Святое семейство за работой»
Икона изображает Спасителя в отрочестве, который занят столярным ремеслом вместе со своим наречённым отцом — святым Иосифом Обручником. Богородица также присутствует на этом образе, занятая типичной женской работой — прядением нити.
«Искушение Христа дьяволом»
Образ «Искушение диаволом Иисуса Христа в пустыне» напоминает нам о событиях, предшествующих началу общественного служения и проповеди Спасителя, когда ослабленный сорокадневным постом Богочеловек подвергся искушению сатаны и трижды посрамил его.
«Ветхий денми»
Первые изображения Христа, как «Ветхого днями», то есть в образе старца известны не позднее VI века (церковь святой Констанции в Риме). На Руси подобные изображения также известны с древности. Например, такая икона есть в церкви Спаса на Нередице (Новгород Великий, XII век). Название иконы взято из книги пророка Даниила, в видении которого Бог предстал в виде благообразного могучего старца.
Андрей Сегеда