ТОП-10 Современных фильмов о христианах и Христианстве

В предыдущем ТОПе-10, посвящённом кинофильмам «ТОП-10 Современных фильмов с христианскими ценностями«, мы рассказывали о десяти фильмах, героев которых можно охарактеризовать как «абсолютно обычный парень/девушка».

Эти люди выросли в абсолютно разных культурах, жили в миру, но вольно или невольно следовали христианским ценностям, потому что прислушивались к тихому стуку у двери своего сердца. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Ап. 3:20).

Сегодня же мы хотим предложить вам десять более глубоких художественных лент, персонажи которых являются христианами или даже носят священный сан. Идеалы наших сегодняшних героев ставят перед ними ещё более серьёзные задачи, так как они уже переросли уровень «хорошего человека» и стремятся к святости, обожению.

Пример наших сегодняшних героев даст нам ещё больше пищи для размышлений. В подборку не вошли документальные киноленты и картины, выпущенные ранее XXI века. Мы постарались собрать для вас только относительно новые художественные фильмы, наиболее выпукло раскрывающее образы и думы героев.

1. Поп

На фоне Великой Отечественной войны разворачивается повествование о судьбе отца Александра Ионина, который примечателен тем, что является самым обыкновенным русским священником… Это не учёный монах, не известный архиерей, не отшельник в дальней пустыни. Он живёт с супругой, воспитывает нескольких детей и, по мере сил, старается поддерживать веру и благочестие в себе и своих прихожанах.

В фильме затрагивается настолько много важных для христианина тем, что рассказать в обзоре о них всех нет никакой возможности — это и отношения в семье, и умение прощать, и любовь к Отечеству, и любовь к Богу, которая превыше любви даже и к Родине, и нелёгкий выбор Истины.

Однажды священнику приходится отговаривать от крещения еврейскую девочку, которая поняла истину Православия, но приняв Таинство навсегда станет изгоем среди соплеменников. Девочка остаётся тверда, как камень и позже входит в семью отца Александра, как его самая преданная дочь.

Во время войны священнику волей-неволей приходится общаться с немцами, чтобы попытаться облегчить участь русских военнопленных. Советские власти не прощают ему этого и после освобождения Пскова отец Александр на долгие годы отправляется в лагеря… Но не теряет, а даже приумножает в своей душе любовь к ближним.

«Господь дает нам жён, чаще всего, совсем непохожих на нас. Вот, взять бы хотя бы меня и мою Алевтину Андреевну. Я — худён, строен, подтянут. Она — округла и полновата. Взглянуть на нас со стороны: я — единица, она — ноль. Но вместе мы образуем — Десяточку. Без меня, без единицы, она была бы ноль, но и я без неё, без нуля, остался всего лишь единичкой…», — говорил отец Александр о смысле христианского брака.

2. Притчи

«Притчи» — это необычайно удачный эксперимент в современном православном кинематографе. Картина состоит из трёх небольших новелл, сильно напоминающих истории о подвижниках благочестия из древних христианских патериков.

Первая притча «Необычное послушание» говорит о грехе гордыни и ценности христианского смирения, но преподносит поучение в классической для притчи форме занимательной и где-то даже смешной истории.

«Господи! Почему ты не слышишь нас?  Люди ходят в церковь, молятся, но им не , становится легче…», — обращается в следующей притче священник к нашему Небесному Отцу. Ответ ангела на этот вопрос обескураживает зрителей, которые, в конечном счете, получают важный духовный урок (снято по произведению святителя Василия Кинешемского).

«В одном городе жила женщина. Посты соблюдала, Евангелие читала, храм посещала…» И вот однажды подает она милостыню нищей, а та говорит: «К тебе сегодня Христос придет», — так начинается третья из новелл, рассказанных с любовью, теплотой и юмором.

После своего появления в 2010 году, «Притчи» снискали такую популярность, что позднее вышли ещё несколько продолжений этого замечательного проекта. Они не менее достойны, но в наше собрание мы включили только первую часть.

3. Дочь

В небольшом провинциальном городке судьба сводит старшеклассницу Инну с Ильёй — сыном священника. В их зарождающиеся светлые отношения пытается вмешаться новая подруга Инны Маша, переехавшая в глубинку из большого города, но не достигает успеха.

Суровый отец Инны ранее потерял жену. Целыми днями он работает в пищевой промышленности. Своих дочь и маленького сына он воспитывает в строгости, стремясь запретить им сегодняшние грязные развлечения и сохранить в чистоте детские души.

История разворачивается на фоне ужаса, наполнившего город после появления в нём серийного маньяка, который убивает девочек-подростков. Он не берёт у них денег и не проявляет к ним интимного интереса, но хладнокровно лишает их жизни. Одной из жертв убийцы становится дочь священника и сестра Ильи…

4. Страсти Христовы

В 2004 году известный американский актёр и режиссёр Мэл Гибсон представил миру свою реконструкцию последних 12 часов жизни Господа Иисуса Христа, основанную максимально точно на Евангельском повествовании.

Лента начинается с «моления о чаше» в Гефсиманском саду, где Спасителя сопровождали вернейшие ученики. Но и они отступают от него после прихода вооружённых слуг первосвященника, которые влекут Господа на суд и расправу.

Дальнейшее повествование в мельчайших деталях воспроизводит суд синедриона, а затем и суд Пилата, показательные расправы и унижения, крестный путь Спасителя на голгофу и, наконец, Его распятие на кресте. Заканчивается фильм кадром воскресения Богочеловека из мёртвых на третий день после погребения.

Великолепный по качеству картинки и очень дотошный к историческим деталям фильм. Во время съёмок актёру на спину под грим укрепляли доску, так как били по ней настоящим бичом. Актёры киноленты для большей достоверности произносят свои диалоги на арамейском диалекте времён I столетия.

Этот фильм стоит посмотреть каждому христианину, чтобы понимать, что именно пришлось перенести Спасителю, искупая грехи каждого из нас…

5. Придел ангела

Фильм начинается с того, что молодой советский комиссар Максим Прошин, сам сын священника, собственноручно расстреливает арестованного батюшку…

Позднее, «отличившегося» бойца с «врагами советской власти», чекистский начальник отправляет на остров Коневец на Ладожском озере на тот момент территория Финляндии), с заданием убить бывшего царского генерала, а ныне финского национального лидера Карла Густава Эмиля Маннергейма.

Максим приезжает в монастырь под видом послушника с твёрдым намерением исполнить задание. Неожиданно для всех, в том числе и для себя самого, в древней островной обители Максим начинает духовно просветляться. Он раскаивается в ранее совершённых им злодеяниях и принимает монашество.

Задание оказывается проваленным, чего Максиму не прощают. Через 15 лет после принятия Максимом монашества, обитель в результате войны оказывается занята советскими войсками и бывший помощник молодого комиссара расстреливает его за предательство.

6. Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами

В XX столетии на Святой горе Афон жил в молитвенном подвиге святой Паисий (Эзнепидис), ныне прославленный в лике святых. Мы знаем его под именем «преподобного Паисия Святогорца». Другой афонский монах Христодул Агиорит записал рассказы иноков и местных жителей о подвижнике и его поучения. На основе этих рассказов и была снята в России биографическая драма «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами».

В некоем монастыре живёт, уже на склоне лет, старец Паисий. Там же начинает свою духовную жизнь молодой послушник, который с помощью уроков старца постигает её глубокие законы. Старый монах, который прожил нелегкую жизнь,  смотрит на всё одновременно просто и мудро. А юноша-послушник всё ищет зримых чудес. И вот чуть ли не юродство одного и юношеский максимализм другого образуют собой разнообразные коллизии, смешные и грустные.

Место подвига старца Паисия в картине перенесено в Спасо-Преображенский монастырь, расположенный в деревне Нещеров под Киевом. Послушник Пётр, как бывший студент Института кино и телевидения, по благословению настоятеля делает документальный фильм о старце Паисии. Но получается у него притча…

7. Излечить страх (Лука)

Сюжет киноленты представляет из себя воспоминания уже пожилого архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) и был основан на мемуарах святителя, жизнь которого была поистине удивительной…

Высокопрофессиональный хирург и ученый, оставивший миру многочисленные научные труды, архиепископ и святой, художник, писатель, многодетный отец. Во разгар советских гонений на веру хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий принимает священнический сан, тем самым подписывая себе приговор. Окружение недоумевало: зачем успешный врач с гарантированным светлым будущим выбирает такой тернистый путь? Но святитель Лука был цельным человеком и хотел лечить не только тела, но и души.

Кинолента «Излечить страх» напоминает каждому из нас о вневременной реальности Святой Церкви Христовой. Где святые — это не ушедшая реальность прошлых веков, не скрывшиеся от мира неизвестные отшельники в дальних монастырях. Такие люди, как святитель Лука, живут в непосредственной близости от нас и сегодня. И если мы не способны разглядеть этих подвижников — то проблема в нашей духовной слепоте.

8. Изменяющий время

1890 год. В баптистской семинарии профессора собрались, чтобы обсудить и порекомендовать в печать богословскую работу одного из своих коллег — доктора Рассела Карлайла. Для печати за счёт фондов семинарии требовалось одобрение каждого из членов совета и все они дали своё согласие. Но один из профессоров, доктор Норрис, внезапно выступил против.

«- Но доктор Карлайл подразумевает, …что мы можем нести учение Христа, не упоминая Его имени. По-моему, так не пойдёт, …без упоминания имени Христа мы предлагаем человечеству возможность выбора. И моральные устои становятся частным мнением. Один говорит, что воровать нехорошо, а второй может сказать что это — не так. Таким образом не на что опираться», — так объяснил своё принципиальное несогласие с коллегой Карлайлом профессор Норрис.

Карлайл обижается на Норриса, но даже глубокая обида друга неспособна не способна поколебать убеждённость Норриса в своей правоте, потому что он обладает удивительным знанием… Он изобрёл машину времени и побывал в будущем, к которому призывает Карлайл. Норрис и Карлайла отправляет на 100 лет вперёд, в 1990 год, чтобы тот мог сам увидеть, к чему может привести проповедь христианских ценностей без упоминания имени Господа…

9. Монах и бес

«Легион: Вставай, Ваня! Вставай! А то горячее стынет! Паштет «Фуа-гра́» будешь? Из печени гусей, раскормленных грецкими орехами… Ммм!.. Очень советую! Каре ягненка, копченный угорь, пойманный в Тимиряцком озере. Десерт  Крем-брюле, пирожные, Бланманже.
Потом помолишься, потом. «Молитва  ждет, горячее  нет!»,  так у нас в пекле говорят. Чарка вина не убавит ума. Будешь, Вань?

Иван [закончив молитву]:  Н-не пью я.

Легион: Не пьют только на небеси, а на Руси — кому только не поднеси!»

Первая половина XIX века.  В мужском монастыре появляется новый насельник Иван Семенович. Но вместе с монахом в монастырь проникают темные силы, которые материализуются в лице демона Легиона, который должен суметь заставить Ивана пасть.

Но монах крепок духом и научается не только противостоять искушениям беса, но даже любить и жалеть это падшее существо, чего уже не выдерживает бес…

Фильм снят в виде занимательной яркой притчи с великолепными диалогами:

«- Мудрость — состояние ума такое специфическое. Испытывал, владыка?

— Нет, Бог миловал».

10. Остров

«А что это ты делаешь, отец Анатолий?
— Читаю книгу грехов человеческих. Сейчас дочитаю, в печку её, и нет греха.
— Ты что это творишь, окаянный?!
— Собираюсь вторую страницу читать.
— Какая же это страница, когда это сапоги мои?
— И второго нет. Всё! Ты что, не знал, что на голенищах архиерейских сапог больше всего грехов-то и умещается?», — просвещал кочегар северного монастыря наместника своей обители.

В молодости отец Анатолий предал своего товарища во время Великой Отечественной войны и с ним расправились немцы. Дорога покаяния привела Анатолия в монастырь, где тот много лет вымаливал прощение, юродствовал и исполнял послушание кочегара.

За годы подвига Бог наградил своего послушника даром прозорливости и исцеления людей и в монастырь к нему потянулись паломники. Наместник обители понимал, что в его монастыре живёт настоящий святой, а вот отец эконом недолюбливал Анатолия и завидовал ему. До тех пор, пока сам не узрел его святость…

В конце своего земного пути старец сподобился свидеться со своим старым другом, которого когда-то предал. Тот не только сумел выжить после ранения немцами, но и стал адмиралом. Старец Анатолий исцеляет бесноватую дочь военного моряка и просит у него прощения за своё малодушие. Адмирал прощает его и святой получает успокоение перед кончиной.

Андрей Сегеда

Также рекомендуем: Святые на груди: Обзор наградной системы Российской империи (Часть первая)

Добавить комментарий

Предыдущая запись Исцеление от экземы
Следующая запись Цитата дня на 6 августа