CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v62), quality = 91

В XXI столетии хорошее кино стало штучным товаром, который тяжело отыскать среди огромной массы абсолютно пустого шлака, ориентированного на то, чтобы «убить время». Убить наше с вами время, которого Богом каждому человеку отведено весьма немного — «седмьдесят лет, аще же в силах, oсмьдесят лет» и которое христианину стоило бы тратить только ради пользы для своей души.

Но даже сегодня существуют режиссёры, выпускающие киноленты, которые не просто развлекают зрителя, а заставляют нас вспомнить о Боге, задуматься о своей жизни и отношении к ближним. Мы предлагаем вам вспомнить или узнать о десятке кинолент, созданных уже в нашем веке, где герои действуют в соответствии с христианскими нравственными ценностями. Возможно, просмотр этих кинополотен обогатит ваши души!

В ТОП намеренно не включены киноленты, непосредственно посвящённые жизни Церкви и Её служителей, так как им будет посвящена отдельная статья. Все сюжеты этой подборки посвящены жизни людей в миру. Людей, порой не особенно воцерковлённых, но которые при этом всё равно идут по пути к Богу, потому что Он взывает к ним из глубин их сердец…

Кто-то из киногероев не успевает на этом пути дойти до врат Церкви Христовой, но для некоторых из них повествование оканчивается в пору цветения жизни и шанс войти в Церковь для этих людей остаётся. Пусть и за кадром.

1. Хористы

Французская драма «Хористы» повествует о судьбе талантливого педагога и композитора Клемана Матьё, который не сумел построить личную музыкальную карьеру в послевоенной Европе (на дворе 1946 год), но компенсировал это тем, что сумел зажечь огонь творчества в душах своих юных воспитанников.

Он оказывается в интернате для трудных подростков и беспризорников «Дно пруда», директор которого давно исповедует принцип «акция — реакция», согласно которому за любой проступок воспитанники должны быть жестоко наказаны.

Но Матьё не верит в такие педагогические методы. Напротив, он считает, что его музыка и доброе отношение способны пробудить в детских душах то лучшее, что всегда дремлет в них и добивается своего…

В конце повествования, Матьё изгоняют и с этой работы, но все дети приюта трогательно провожают его. Через много лет выясняется, что одному из воспитанников Матьё стал приёмным отцом, а в другом разглядел талант знаменитого дирижёра.

«Когда его исключили из школы и поместили в «Дно пруда», его мать заявила судье: «По крайней мере, он будет есть горячее на обед и на ужин»», — описывал судьбу одного из детей приюта кто-то из педагогов.

2. 72 метра

«Есть такая профессия — Родину защищать!», — говорилось в старой советской киноленте «Офицеры» о высоком смысле воинского служения. Сам Спаситель говорил о служении ближним так: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Герои кинофильма «72 метра» профессионалы своего дела, воины-подводники, которым пришлось сделать выбор в пользу избранной ими в юности стези служения ближним, защиты Родины, в тяжелейшие для России 90-е годы XX столетия. Когда армия вынуждена была буквально кормить себя сама, а жёны с детьми не выдерживали безденежья и часто разводились со своими мужьями-офицерами.

Прошли годы и костяк команды капитана I ранга Янычара с новыми матросами служит на Серверном флоте. Во время учений, когда на лодке присутствует также гражданский специалист, подводники подрываются на мине времён Великой Отечественной войны.

Лодка ложится на грунт и выжившие члены её экипажа начинают бороться за свой корабль, собственные жизни и жизнь гражданского, для которого находят путь к спасению. Жертвуя своими дыхательными патронами, подводники отправляют учёного на поверхность, оставшись на глубине в 72 метра. И хотя надежда на спасение есть и для них, она весьма мала…

На фоне этих событий раскрываются человеческие истории отдельных персонажей киноленты. Их нечестности, воровства и зависти и, вместе с тем, раскаяния, попыток сохранить семью и дружбу.

3. По соображениям совести

«Я не могу себе представить Христа с оружием в руках. Я верю, что если бы Он оказался на войне, то спасал бы жизни, а не губил», — излагает суть своих убеждений военный санитар Дезмонд Досс, главный герой военной драмы от Мэла Гибсона «По соображениям совести».

Во время Второй Мировой войны Досса призывают в армию, где этот религиозный юноша (адепт секты адвентистов седьмого дня) шокирует профессиональных военных своим нежеланием брать в руки оружие.

Все считают его трусом и потенциальным дезертиром, но Дезмонд не отказывается идти на войну и рисковать жизнью. Он только не хочет жать на курок и убивать людей. Для него нет врагов, но есть друзья, которых он может спасти. Заступничество ветерана-отца даёт Дезмонду шанс и его делают санитарным инструктором.

Проверка боем во время высадки на занятые японцами острова доказывает правоту Досса, когда молодой санитар, не сделав ни единого выстрела, выносит из-под огня с поля боя 75 человек. После этого случая никто уже не смеет оспаривать ни его смелость, ни нежелание брать в руки оружия.

4. Терминал

Главным героем картины «Терминал», фоном для которой становится работа современного американского аэропорта, явился Виктор Наворски — уроженец выдуманной страны Кракожии в Восточной Европе.

Виктор не говорит по-английски и не видит в США свою мечту. Он любит свою Родину и в США отправился лишь с одной целью — исполнить волю умершего отца, который очень любил слушать один джазовый ансамбль из-за океана…

Прибывая в аэропорт, Наворски узнаёт из новостей, что в его стране произошёл переворот и его паспорт более недействителен, так как выдавшего его государства более не существует. Он не может лететь назад, не может ступить на территорию США и должен научиться выживать в терминале аэропорта.

И он привыкает к местным реалиям. Научается зарабатывать себе на хлеб. Находит новых друзей, изучает язык, влюбляется. Всё это происходит с ним несмотря на невольные ограничения свободы.

Цельность мировоззрения Виктора, который любит своё Отечество, чтит память отца, не желает быть иждивенцем, уважает закон и видит душу в окружающих его людях, поражает современных американцев и заставляет их полюбить этого непонятного славянина. В конце всех мытарств ему удаётся исполнить волю своего родителя и отправиться домой.

«- Я говорю о потере достоинства, нарушении прав человека. Не бойтесь признаться, что вы боитесь вернуться.
— Там дом. Я не боюсь своего дома…».

5. Звёздочки на земле

Герои этого фильма — учитель и ученик из Индии. Ученик испытывает жестокие проблемы с восприятием, страдая дисграфией. Его родители и педагоги не видят проблемы. Кто-то из них думает, что мальчик ленив. Кто-то считает, что он просто туп. И только любящее сердце матери открыто для своего чада и не отчаивается.

И вот, на жизненном пути маленького Ишана Авасти появляется опытный и талантливый учитель Рам Никум, который в детстве испытал схожие проблемы, видит старание ребёнка и прекрасно понимает трудности малыша.

Временный учитель рисования в школе мальчика, господин Никум ставит перед собой цель изменить его жизнь и отношение к нему окружающих. Он учит его рисовать, мечтать, правильно воспринимать информацию и демонстрирует его талант другим ученикам, учителям и родителям Ишана.

«Среди нас порой рождаются такие дарования, которым под силу изменить курс истории, и все из-за того, что они могут смотреть на мир иначе. Их мышление было нестандартным, и не все их понимали, над ними насмехались, но несмотря на это они продолжали идти своим путем и в итоге достигли таких высот, что весь мир им рукоплескал», — не уставал повторять Рам Никум, объясняя уникальность личности Ишана.

6. Твои, мои, наши

Жизнь продолжается и в сорок лет и любящие люди должны жить вместе, даже если у него восемь детей, а у неё их десять. Эту важную истину понимают для себя овдовевший адмирал береговой охраны и его первая любовь, также вдова, которые встречаются «…дцать» лет спустя, после собственных удачных браков, которые окончились помимо их воли.

Герои Дениса Куэйда и Рене Руссо воспитывают собственных детей в совершенно разных стилях. Дети военного привыкли к расписанию и порядку, в то время, как дети Хелен Уайт живут так же, как их творческая мама — весьма вольно обращаясь со своим временем и обязанностями. Как следствие, возникают трения между родителями и детьми, а также между детьми и детьми в объединившихся семьях.

Когда главные взрослые герои уже было отчаиваются построить совместную большую семью, дети осознают, что привыкли друг ко другу. Также они понимают, как эгоистично будет лишить родителей семейного счастья и принимают решение вновь свести их вместе…

7. Гран Торино

«- В чём твой грех, сын мой?

— В 65-м я поцеловал Пэтти Яблонски на заводской вечеринке. Дороти в это время была в другой комнате. Так уж вышло… Ещё я выручил шесть сотен после продажи лодки и мотора и не заплатил налоги. Всё равно, что украл. Ну и, наконец, я был не особо близок со своими сыновьями. Я их совсем не знаю, да и не пытался узнать», — вот, какие три вещи отягощали душу старика Уолта Ковальски на закате его жизни.

Католик по вероисповеданию, Уолт Ковальски редко наведывался в храм, в противоположность своей жене Дороти, которая умирает непосредственно перед началом событий фильма.

Дети Уолта на отпевании матери сохраняют лишь видимость почтительности, болтая о делах, а уже их дети, внуки Уолта, впрямую кощунствуют у тела бабушки… И в этом есть вина самого старика Ковальски, который всю жизнь работал автомехаником на заводе Форда, практически не уделяя внимания воспитанию сыновей.

В юности Уолт участвовал в корейской войне, по приказу десятками уничтожая корейских солдат. А на закате жизни ему приходится столкнуться с тем, что соседи продали свой дом эмигрантам из Вьетнама, которые внезапно оказываются неплохими людьми.

Оставаясь мужчиной, Уолт вступается за вьетнамского юношу, прогоняя гангстеров, которые пытаются втянуть его в банду, стремится дать парню будущее, обучая ремонту автомобилей и другой мужской работе и, наконец, жертвует собой, сознательно и на виду у всех погибая от рук гангстеров, чтобы семья малыша Тео зажила спокойно. Перед смертью он примиряется и с католической церковью, совершая последнюю исповедь.

8. Рай

Русская аристократка Ольга после революции эмигрировала в Европу. Здесь она знакомится с немцем Хельмутом, который влюбляется в неё, но не отвечает взаимностью. При этом, молодая женщина проживает остатки денег и всячески наслаждается жизнью.

Проходят годы. Европу захватывает Нацисткая Германия. Ольга, как участница французского сопротивления, попадает в концентрационный лагерь, где понимает, что ради строительства немецкого «рая» миллионы людей попали в ад расправ, пыток и рабского труда.

В лагере Ольга встречает Хельмута, который превратился в высокопоставленного офицера СС. Хельмут решает спасти Ольгу и бежать с ней в Южную Америку. Ольга очень хочет жить, но в последний момент осознаёт пустоту своей прежней жизни, меняется одежной с другой узницей, которую дома ждут маленькие дети, и идёт в печь вместо неё…

9. Каникулы строго режима

«- Ты че, мусор? Какой я тебе черт?
— Какой я тебе мусор? Мы не на зоне. Здесь черт — сказочный персонаж, а петух — птица…»

Виктор Сумароков по кличке «Сумрак» с юных лет оказался за тюремной решёткой и почти не видел другой жизни. Заслуженный охраник правопорядка Евгений Кольцов случайно убил коллегу-взяточника и также оказался в тюрьме, где «блатные» непременно должны были убить его.

Чтобы сохранить жизнь Кольцову, его бывший сослуживец, командующий отрядом спецназа УФСИН в этих местах, устраивает побег ему и «Сумраку». Скрывая их на время облавы в детском лагере, командир спецназа выдаёт сбежавших заключённых за вожатых, командированных от МВД.

В лагере Сумароков понимает, что помимо его прежней жизни существует и другая — чище и лучше. Что детям можно простить многое из того, что не простится взрослым. Что он может любить сам и быть любимым.

Порой, из его уст можно услышать объяснения сложным вещам, которые скорее сумел бы подобрать талантливый педагог, чем бывший заключённый: «Насильник — это мужчина, который предлагает женщине руку и сердце без ее согласия».

10. Семь жизней

Иногда человек совершает поступок, полностью изменяющий его жизнь. И не всегда этот поступок бывает хорошим. Так было и с Беном. В автомобильной аварии, виновником которой он стал, погибает его семья и люди из встречной машины. Семь человек…

Став виновником прекращения семи жизней, Бен испытывает сильнейшее раскаяние и решает дать жизнь семи другим людям, буквально разбирая себя на кусочки. Это — тот вид искупления, который он сам себе придумал.

Одному человеку Бен жертвует костный мозг, другому — почку, третьему — лёгочную долю. И так далее. Пока, наконец, в его списке не появляется Эмили, ждущая донорское сердце. Бен влюбляется в Эмили, проводит с ней несколько прекрасных дней и останавливает своё сердце, чтобы оно начало биться в её груди…

Андрей Сегеда