1. «Ключ разумения»

Образ Божией Матери "Ключ разкмения"
Образ Божией Матери «Ключ разкмения»

История иконы Пресвятой Богородицы «Ключ разумения» тесно связана с историей очень схожего образа «Прибавления ума» , который пришёл на Русь с католического запада в XVI веке. Прототипом для его написания стала статуя Девы Марии из итальянского города Лорето.

Под аркой воротного проёма изображён удерживаемый в воздухе ангелами гигантский ключ, на который с небес спускается Пресвятая Богородица. Бог Сын и Бог Отец при этом продолжают восседать на небесах, увенчивая Пречистую царской короной.

Этому образу, как и иконе «Прибавление ума», православные христиане молятся об успехах в учёбе, вразумлении в принятии непростого решения, исцелении душевно и умственно больных людей и других схожих случаях.

2. «Непроходимая дверь»

Икона Пречистой Девы "Непроходимая дверь"
Икона Пречистой Девы «Непроходимая дверь»

Икона Божией Матери «Непроходимая дверь», необычная по своей иконографии, была распространена в 17-м веке в русских православных обителях.

Она представляет Пречистую как бы дверью и, одновременно, стеной в Царствие Небесное. Непреодолимой стеной — для грешников, а дверью — для праведников. В то же время, икона имеет и другое богословское значение, говоря молящемуся о приснодевстве Пресвятой Богородицы.

Молитвами перед этой иконой можно было защититься от нападения грабителей и разбойников.

3. «О тебе радуется»

Образ Царицы Небесной "О тебе радуется"
Образ Царицы Небесной «О тебе радуется»

Название иконы отсылает нас к богородичному седальну восьмого гласа, который поётся на воскресной утрене.

«О тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́ръ и Челове́ческий родъ, Освяще́нный хра́ме и раю́ слове́сный, Де́вственная похвало́, из нея́же Богъ воплоти́ся и Младе́нецъ бысть, пре́жде векъ сый Богъ нашъ, ложесна́ бо твоя́ Престо́лъ сотвори́, и чре́во твое́ простра́ннее Небе́съ соде́ла; о тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва тебе́».

На иконе Пресвятая Дева с Младенцем Иисусом на руках восседает на троне, заключенном в сферу зеленого или синего цвета, и образует смысловой центр иконы. Трон окружен ангелами. На заднем плане — многоглавый собор, олицетворяющий Небесный Иерусалим.

У престола Богородицы, обратившись к Ней лицом, стоит великий гимнограф и песнотворец — преподобный Иоанн Дамаскин. В руках святого — свиток с молитвой в честь Матери Божией, а ниже — сонм прославляющих Богоматерь святых.

4. «Покрывающая»

Образ Пресвятой Богородицы "Покрывающая". Он же - "Домодедовская"
Образ Пресвятой Богородицы «Покрывающая». Он же — «Домодедовская»

Существует предположение, что в основу образа легла картина Пьера Миньяра «Мадонна с виноградом». На иконе Божия Матерь головным платком прикрывает и как бы от кого защищает Богомладенца, а Он держит в руке кисть винограда – эмблему Святого Причащения.

Этот келейный образ схиигумении Фамари (Марджанишвили, 1868–1936 гг.), основательницы Серафимо-Знаменского скита на южной окраине Москвы, находился в село Битягово Домодедовского района. Второе название образа как раз и связано с местом его расположения.

5. «Помощница в родах»

Икона Божией Матери "Помощница в родах"
Икона Божией Матери «Помощница в родах»

Уже из названия этого почитаемого образа понятно, что перед ним чаще всего молятся о ниспослании чада, спокойной беременности и успешном родоразрешении.

Этот святой образ явился христианскому миру в конце 90-х годов XX века. Лик Богородицы был обретен в городе Серпухове во время Великого Поста. В храм его принесла одна из местных жительниц.

На иконе Богомладенец в сиянии Славы изображается в утробе Пречистой Девы, а Она скрещёнными на груди руками смиренно выражает принятие и радость по поводу оказанной Ей Богом милости.

Существуют неканонические списки коны «Вспоможение в родах», где Богородица изображается некоторыми безграмотными иконописцами с непокрытой головой. Это противоречит иконописному канону, где главу и плечи Пречистой Девы, даже если она изображается девочкой, должен покрывать мафорий — символ Её материнства.

6. «Почаевская»

Икона Царицы Небесной "Почаевская"
Икона Царицы Небесной «Почаевская»

Более 400 лет чудотворный образ Богородицы пребывает в Свято-Успенской Почаевской лавре на Западной Украине. Там Божья Матерь в буквальном смысле оставила Свой след, который наравне с Её пресветлым ликом почитается великой святыней и изображается на репродукциях и списках этого образа.

Почаевский образ принадлежит к иконописному типу Елеуса («Умиление»). Подлинник иконы очень маленького размера, всего 23 см на 30 см. Изображение Богоматери поясное, на правой руке Она держит Спасителя, в левой руке – плат, которым обернуты ножки младенца.

7. «Свенская»

Икона Божией Матери "Свенская"
Икона Божией Матери «Свенская»

На иконе Пресвятая Богородица изображена на престоле, держащей на коленях Богомладенца. Господь благословляет христиан обеими руками, а по бокам Ему молитвенно предстоят Антоний и Феодосий Киевопечерские.

До 1288 года она находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась чудесами, и в 1288 году была перенесена в Свенский монастырь, в честь Успения Пресвятой Богородицы. Икона прославилась исцелениями слепых, бесноватых, заступничеством от врагов.

После революции икона была изъята у Церкви и передана в Третьяковскую галерею.

8. «Светописанная»

Образ Царицы Небесной "Светописанная"
Образ Царицы Небесной «Светописанная»

3 сентября 1903 года монахи Свято-Пантелеимонова русского монастыря традиционно раздавали нуждающимся милостыню у Великих монастырских ворот. В это время инок Гавриил сделал фотоснимок и, когда его проявил, на черно-белой фотографии, к своему величайшему удивлению, увидел образ Богоматери, смиренно получавшей благословенный кусок хлеба.

С этого снимка была написана икона, называемая «Светописанная». Богослужебное почитание иконы началось в 2003 году — через 100 лет после чуда. Иконе были написаны тропарь и кондак, а в братском покровском корпусе Свято-Пантелеимонова монастыря был освящен храм-параклис в честь Светописанного образа.

9. «Седимерерная»

Икона Пречистой Девы "Седмиезерная"
Икона Пречистой Девы «Седмиезерная»

История образа восходит к началу XVII века, когда из Великого Устюга она была перенесена в Казань при основании Седмиезерной Богородицкой пустыни.

В половине XVII века по всей России свирепствовала моровая язва и достигла Казани. В короткое время там умерло 48 000 человек, почти все население города. Одной благочестивой монахине было во сне видение: чтобы жители города установили семидневный пост и вышли встречать идущую им на избавление из Седмиезерной пустыни икону Богоматери.

Навстречу иконе Божией Матери Седмиезерной вышел крестный ход, икона была поставлена в храме, и моровая язва стала прекращаться. Целый год святая икона была в Казани и, когда моровая язва совсем прекратилась, — была возвращена в Седмиезерную пустынь.

Позднее образ вторично избавил Казань от аналогичной эпидемии. Многие люди по молитвам к этой иконе получают исцеления и от своих болезней.

Иконография здесь необычна одним элементом. Эта икона единственная, где Богородица благословляет верующих вместе с Богомладенцем.

10. «Спорительница хлебов»

Икона Пресвятой Богородицы "Спорительница хлебов"
Икона Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов»

В 1889 году преподобный Амвросий Оптинский дал благословление настоятельнице Белевского монастыря, создать для него особенный образ Божьей Матери, который написал иеромонах Даниил.

На иконе Всецарица возвышается над землей, сидя на облаке. Позади ее изображения видна раскинувшаяся злаковая нива, а на нижнем плане картины – сжатые колоски, собранные в снопы. Вознесенные к небу руки Богоматери замерли в жесте благословления.

Этим образом преподобный Амвросий благословил инокинь Шамординской обители при её основании. Чтобы монахини понимали, что Пречистая не только молится Богу о спасении наших душ и прощении грехов, но и благословляет праведные труды о хлебе насущном.

Чудотворную икону особенно почитают христиане, чей труд связан с сельским хозяйством. Также образу молятся о семейном благополучии.

Андрей Сегеда

Оригинал публикации в блоге автора. Также рекомендуем: «Замечательные, редкие и красивые иконы Божией Матери«.