Ранее мы уже писали о том, почему неверен протестантский принцип «Только Писание» и насколько обогащает нас Священное Предание Церкви. Двунадесятый праздник Успения Пресвятой Богородицы — это как раз один из тех случаев, когда в Писании информации об этих событиях практически нет, но достоверные фрагменты апокрифических текстов (в целом Церковью не принимаемых) доносят до нас эти сведения.

История последних лет жизни Пречистой и Её успения

Согласно тексту Священного Писания, когда Господь был распят на кресте, Божия Матерь и апостол Иоанн Богослов присутствовали на Голгофе. Тогда Спаситель усыновил своего любимого ученика Богородице, а Её поручил его заботам: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин. 19:26-27)».

После воскресения и вознесения Господа, Пресвятая Дева жила в доме апостола Иоанна Богослова, днями пребывая с апостолами в молитве в Сионской горнице, где вместе с ними получила в день Пятидесятницы благодатные дары Духа Святого. Дальше о судьбе Пречистой говорят лишь многочисленные апокрифы.

Примерно 10 лет после Пятидесятницы и первой проповеди апостолов, Пресвятая Богородица прожила в Иерусалиме, где принимала христиан и утверждала их в вере наравне с апостолами.

Когда царь Ирод Агриппа начал гонения на христиан, апостол Иоанн Богослов и Божия Матерь на несколько лет переселились в Ефес, который по жребию достался апостолу для проповеди. Предания гласят, что оттуда она совершала путешествия на Святую гору Афон, а также на Крит, где навещала епископа одного из городов, святого Лазаря Четверодневного.

Гонения миновали, Дева Мария вновь вернулась в Иерусалим, где и встретила свою кончину. За три дня до смерти, Пречистой явился архангел Гавриил, который передал Ей ветвь райского дерева (пальмы) и сообщил, что через три дня «Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в небесное царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время».

Богородица стала молиться Богу, чтобы её навестили апостолы. Тогда они были восхищены силой Божией и чудесным образом оказались собраны в Иерусалиме у Её одра (кроме апостола Фомы, который прибыл несколько позже).

Божия Матерь простилась с учениками своего Сына, помолилась Богу, распорядилась имуществом и приготовилась к смерти. В это время Господь во славе, в сопровождении ангелов и святых сошёл на землю, где забрал душу Пречистой Матери своей и с нею вновь вознёсся на небеса.

Тело же Пресвятой Девы апостолы торжественно погребли в гефсиманской гробнице, где ранее упокоились Её святые родители Иоаким и Анна, а также наречённый супруг Иосиф Обручник.

Апостол Фома был также чудесным образом перенесён из Индии в Иерусалим, но после погребения пречистой. Апостолы предложили ему проститься с Её телом, но святой Фома заявил, что его нет во гробе, так как ему было видение о том, как Богородица возносится на небо и в качестве благословения она сбросила ему свой пояс.

Когда апостолы отвалили камень от входа в гроб Богородицы, то убедились, что тело Богородицы также чудесным образом взято на небо, а в гробнице остались только погребальные пелены и райское благоухание.

Кончина Пречистой была столь тихой и безболезненной, что в славянской традиции её принято называть успением (сном), а не смертью.

Исследователи по-разному датируют Успение Божией Матери, которое случилось с 46 по 57 год. Богородице в это время было порядка 70 лет.

История и традиции празднования Успения Пресвятой Богородицы

Как уже говорилось ранее, информация о последних годах жизни Божией Матери и Её кончине сохранилась только в апокрифах. Сегодня известно более 70 источников, содержащих сведения об Успении. Среди них: «Сказание об Успении Богородицы», «Исход Марии Девы», «Коптское сказание об исходе», «Латинское сказание об исходе «W»», «Армянское сказание об исходе», «Сказание Псевдо-Иосифа Аримафейского» и другие.

Сам праздник в Церкви был установлен довольно поздно. Не ранее V столетия, когда появилось несколько ересей, посягающих на достоинство Божией Матери и понадобилось Её дополнительное церковное прославление. На Западе праздник установился и того позже. Не ранее VIII века.

Современная дата празднования — 15 августа (28 августа по новому стилю) была установлена императором Маврикием в благодарность за победу над персами, в VI веке. Успение Божией Матери — это последний из Двунадесятых праздников церковного года (который начинается с Двунадесятого праздника Рождества Пресвятой Богородицы).

В православной традиции, празднованием Успения Пресвятой Богородицы оканчивается двухнедельный Успенский пост (второй по строгости после Великого поста). Сам праздник имеет 1 день предпразднства и 8 дней попразднства. Богослужения в этот день совершаются духовенством в голубом облачении (богородичный цвет).

Во многих храмах, ради особого чествования праздника, на второй или третий день попразнства совершается особый Чин погребения Богоматери.

Богослужение самого праздника начинается 27 августа всенощным бдением, когда на великом славословии духовенство выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богородицы. После каждения плащаницу торжественно обносят вокруг храма, а затем совершается елеопомазание.

На всенощной читаются каноны праздника, написанные преподобными Иоанном Дамаскиным и Космой Маюмским. Одна из стихир праздника приписывается византийскому императору Льву Мудрому, а стальные в V веке написал Константинопольский патриарх Анатолий.

В день праздника, 28 августа, совершается Божественная Литургия, на которой читается евангельский отрывок о посещении Господом Иисусом Христом сестёр Марфы и Марии.

Согласно принятым в народе традициям, верующие стремились испечь к 28 августа каравай (хлеб) или пирог из муки нового урожая и принести его на Литургию для освящения. Этим хлебом и святой водой разговлялись перед праздничной трапезой. Также к дню торжества старались закончить жатву.

Интересные факты об Успении Божией Матери

На иконах Успения можно часто заметить, висящие на гробе Пречистой отрубленные руки и лежащего ничком человека, поражённого ангельским мечом. По Преданию, во время погребения Богородицы, иудейский первосвященник Афония (по другим сказаниям Иефоний или Софония) попытался опрокинуть одр, и ангел Божий за дерзость отсёк его руки. Поражённый не столько болью, сколько великим чудом, Афония раскаялся и исповедал себя христианином. После покаяния христиане приложили отсечённые руки к плечам и Афония получил исцеление — они вновь приросли и стали действовать.

На Елеонской горе, в русском гефсиманском монастыре во имя святой Марии Магдалины, показывают камень, на который Пресвятая Дева при вознесении на небо сбросила свой пояс для апостола Фомы.

Все найденные во гробе Богородицы одежды были перенесены во Влахернскую церковь Константинополя. Позднее город был разграблен крестоносцами и святыни разошлись по миру.

На месте дома апостола Иоанна Богослова был выстроен храм, который несколько раз разрушался и восстанавливался, пока в 1910 году на этом месте не появилось немецкое аббатство ордена бенидиктинцев — монастырь Успения Богородицы (Дормицион). А на месте погребения Божией Матери в Гефсимании сейчас православный пещерный храм в честь Её Успения.

В Греции на острове Кефалония к храму Успения Пресвятой Богородицы в день торжества приползают ядовитые змеи, которые никого в этот день  не кусают. Здешняя чудотворная икона Пречистой называется «Панагия Федуса» — с греч. «Богородица Змеевая».

Андрей Сегеда