Для светских жителей России 14 января (по новому стилю) — это Старый Новый год (после перехода страны на Григорианский календарь в первой четверти XX века, календарь сместился на 13 дней назад). А вот для людей воцерковлённых на этот день приходится целых две памятные даты — Обрезание Господне и память святителя Василия Великого.

Закон Моисеев и события Евангелия

В Ветхом Завете рассказывается история встречи Бога с благочестивым праотцем Авраамом. Праведник принял Господа, в образе трёх путников, у себя и всячески угождал Ему, за что и получил благословение для себя и своих потомков.

Господь заключил с Авраамом и его потомством Завет, согласно которому все младенцы мужского пола на восьмой день от своего рождения должны были подвергаться обрезанию крайней плоти в ознаменование принадлежности к народу Божьему (Быт.17,10-14; Лев.12,3).

Интересно, что прозелиты (обращённые из других народов) ветхозаветной веры также обрезывали крайнюю плоть в знак своей верности единому Богу. Даже во взрослом возрасте, когда сам обряд обрезания в первые дни причиняет человеку заметно больший дискомфорт.

Когда Соломон построил Иерусалимский храм, все священнодействия стали происходить в нём и евреи, на восьмой день от рождения, начали приносить мальчиков в Иерусалим для проведения этого обряда.

Обрезание Ветхого Завета было прообразом Таинства Крещения, через которое сегодня верующие становятся членами Церкви Христовой.

Священное Писание говорит нам о том, что на восьмой день после Рождества Христова, произошедшего в Вифлееме, праведный Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица принесли Богомладенца в Иерусалимский храм и священник, по обычаю, произвёл над Ним обряд обрезания.

В это же время Искупителю было наречено имя. В соответствии с повелением ангела, явившегося ранее праведному Иосифу, мальчик получил имя «Иисус» (что в переводе значит «Спаситель»):  «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк. 2:21).

Напомним читателям, что ранее, когда Иосиф смутился беременностью Девы Марии, ангел Божий развеял его сомнения: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их» (Мф. 1:20-21).

Установление и богословское значение торжества

Сам Господь принял установленное Им обрезание, чтобы дополнительно показать людям, насколько важно соблюдать заповеди Божии.

Также, по толкованию святых отцов, обрезание было призвано дополнительно показать верующим истинность Боговоплощения. Уже в первые века по Рождестве Христовом еретики докеты станут писать, что воплощение Бога было «призрачным», только «казалось» людям. Так как настоящий истинный Бог не может всерьёз страдать, подобно несовершенным людям. Обличая эту ересь, Учители Церкви говорили, что Спаситель предвидел возникновение этого лжеучения и обрезание стало дополнительным доказательством истинности Его физического воплощения в нашем мире.

В споре о необходимости для христиан соблюдать все ветхозаветные установления, апостол Павел справедливо указывал на то, что Спаситель Сам прошёл через обряд обрезания, но позднее установил для Церкви Таинство Крещения, чему показал пример при встрече с пророком Иоанном Крестителем на Иордане.

С установлением Спасителем новых Таинств, ветхозаветные законы были не отменены, но преобразованы в новые заповеди. Заповеди любви. Они обрели высший смысл по сравнению с ветхозаветными установлениями и, участвуя в Таинствах, ветхозаветные правила более не требуется исполнять.

По мысли апостола Павла о Крещении: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол 2:11). С апостолом Павлом в 49 году согласились на Апостольском соборе все остальные ученики Спасителя. Поэтому в новозаветной Церкви практика обрезания и другие ветхозаветные правила вышли из употребления.

На востоке Римской империи Обрезание Господне начали отмечать с IV века по Рождестве Христовом. В Западной части Римской империи праздник распространился позднее — в VI-VII веках. В Поместных Православных Церквях это торжество относится к великим церковным праздникам.

Память святителя Василия Великого

Святитель Василий Великий один из наиболее почитаемых в мире православных святых. В IV веке он был архиепископом в Кесарии Каппадокийской.

Продолжая дело святителя Афанасия Великого, святитель Василий, вместе со святителями Григорием Богословом и Григорием Нисским, окончательно опровергли своими богословскими сочинениями арианскую ересь.

Перу святителя Василия принадлежит множество сочинений. Среди них не только богословские, но и посвящённые христианской нравственности, упорядочивающие деятельность монашества, истолковывающие Библию и т.п. Он же стал автором одной из Литургий. Сегодня Литургия Василия Великого в Русской Православной Церкви служится 10 раз в году.

«Великому Каппадокийцу» приписывается изобретение иконостаса. Он же стал автором идеи современных комплексных центров социальной помощи. В организованные им в Кесарии Каппадокийской «Василиды» вошли: школа для детей, странноприимные дома, столовые и больница.

Святитель был убеждённым сторонником киновии (монашеского общежития). Монашество, прежде несколько маргинализированное, по настоянию Василия Великого стало группироваться вокруг монастырей и, помимо духовного самосовершенствования, начало принимать на себя и заботу о ближних — в школах, госпиталях и странноприимных домах.

Во многих местностях, например на Украине, память святителя Василия Великого в народе почитается даже более, чем события Обрезания Господня. Даже в колядках торжество 14 января называется именно «Васильев день».

Традиции и особенности праздника

Вечером, накануне Обрезания Господня, совершается всенощное бдение с полиелеем и чтением паремии из книги Бытия. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом. По окончании богослужения положен особый отпуст: «Иже в осьмый день плотию обрезатися изволивый нашего ради спасения…».

В сам день торжества, 14 января, совершается Литургия Василия Великого с чтением двух евангельских зачал и пением величания святителю Василию. Иконы праздника нередко пишутся вместе с образом святителя Василия Великого.

Обрезание Господне попадает на период «святок» («святых дней») между двумя Двунадесятыми праздниками — Рождеством Христовым и Крещением Господним.

На Украине накануне Обрезания Господня было принято «щедровать» (калядовать): жители сёл и деревень ходили друг к другу в гости и пели щедривки и колядки. Колядовщиков было принято угощать разнообразными вкусными подарками — сладостями, колбасами, пирогами и т.п. Традиция святочного колядования красиво описана у Н. В. Гоголя в повести «Ночь перед Рождеством».

Андрей Сегеда