Первое упоминание Москвы датируется 1147 годом. В этом небольшом пограничном поселении князь Юрий Владимирович Долгорукий встретился со своим союзником, черниговским князем Святославом (отцом Игоря, героя «Слово о полку Игореве»). Юрий Долгорукий возглавлял Северо-восточное княжество. Центр этого княжества постоянно менялся. Юрий Долгорукий начал править в Ростове, но большую часть жизни правил в Суздале. Поэтому можно встретить название «Ростово-Суздальское княжество».

Сын Юрия Андрей Боголюбский сделал своей столицей Владимир. Он же перенес туда из Вышгорода икону Богородицы. Икона стала называться Владимирской и была главной святыней Северо-восточной Руси.

Андрей Боголюбский был убит в 1174 году, после чего началась борьба между его братьями и племянниками. Победителем вышел младший брат Всеволод Юрьевич, вошедший в историю с прозвищем Большое Гнездо. В 1212 году он оставил Северо-восточное княжество своим сыновьям, старшим из которых был Константин. Константину пришлось выдержать войну с младшими братьями, после чего он установил следующие правила. К каждого из сыновей Всеволода были уделы. У Константина – Ростов, у Юрия – Суздаль, у Ярослава – Переяславль-Залесский и т.д. А Владимир стал главным и общим городом. Им владел самый старший князь. Сначала это был Константин, после его смерти – Юрий, после смерти Юрия – Ярослав.

Итак, столицей Северо-восточной Руси стал Владимир. Главным же городом Руси оставался Киев. Но многое изменилось после монголо-татарского нашествия и установления Монголо-татарского ига. Владимир стал фактически главным городом не только Северо-востока, но и Руси, так как северо-восточные князья быстрей других добирались в Сарай.

Фактор же старшинства был не так важен, как благосклонность ордынских ханов. Владимирским князем становился тот, кто производил лучшее впечатление на ханов (например, дарил подарки побогаче).

В начале XIV века выяснилось, что московские князья одни из основных кандидатов в борьбе за владимирское княжение. Главными их конкурентами были тверские князья. Но в 1327 году в Твери произошло стихийное восстание, в результате которого были убиты пришедшие туда татары во главе с родственником хана Чолханом. Тверь подверглась страшному разрушению. После этого ярлык на Владимирское княжение ханы, как правило, давали московским князьям.

Годом раньше произошло другое важное событие. По приглашению московского князя Ивана Даниловича в Москву переехал митрополит Киевский Петр. Митрополиты часто поселялись на Северо-востоке. А после Петра они стали поселяться в Москве, которая стала религиозным центром Руси.

Итак, московские князья стали самыми влиятельными, но Москва не была главным городом. Главным городом Северо-востока оставался Владимир. Правители Орды в любой момент могли отдать владимирский ярлык другим князьям. Что и произошло при Мамае, который решил отдать ярлык Тверскому князю. Это привело к войне, которая закончилась Куликовской битвой 1380 года. В этой битве московский князь Дмитрий Иоаннович одержал блестящую победу. Мамай бежал и вскоре был убит. Новый хан орды Тохтамыш оставил владимирский ярлык за Дмитрием.

Но в 1382 году Тохтамыш решил передать ярлык суздальским князьям. Он неожиданно напал на Москву, Дмитрий успел бежать. Москва была взята и разграблена, но Дмитрий не сдался и начал войну на истощение. Его брат Владимир Храбрый смог нанести поражение одному из отрядов Тохтамыша, который отступил. Тогда Тохтамыш, решил прекратить войну и пошел на переговоры. В результате в 1383 году московский князь выплачивал дань и отдавал сына Василия в заложники, а Тохтамыш соглашался оставить владимирское княжение за московским князем.

Больше у московских князей конкурентов не будет. В 1389 году после смерти Дмитрия его сын Василий получил ярлык на Владимирское княжение от посла хана. Но Владимир уже потерял значение. За прошедшее время город обеднел, так как князья часто предпочитали отстраивать родные города, которые доставались их сыновьям, а не общий город Владимир, который принадлежал всем династиям. Московские князья продолжили эту практику и тогда, когда Владимир стал их постоянным владением, так как в любой момент расположение ханов могло пропасть. Митрополиты, как мы помним, тоже предпочитали быть в Москве. В результате к 1389 году Владимир стал придатком к Москве.

«Кто-то может сказать, что это случайное совпадение, но верующие видят в этом Божий Промысл»

А в 1395 году произошло еще одно событие. На Орду напал Тамерлан. В битве с ним хан Тохтамыш потерпел поражение. Возникла угроза вторжения Тамерлана на Русь. Его войсками был взят город Елец. Русь замерла в ожидании бедствий, которые вполне могли превзойти ужасы Батыева нашествия. Тогда из Владимира в Москву была перенесена Владимирская икона Богородицы. Москвичи усердно молились перед ней об избавлении от нависшей угрозы. И в это время Тамерлан повернул свои войска. Он не пошел на Русь. Кто-то может сказать, что это случайное совпадение, но верующие видят в этом Божий Промысл. А те, кто молился перед Владимирской иконой, увидели заступничество Богородицы.

В результате главная святыня северо-восточной Руси оказалась в Москве. Это было очень символичное событие. Когда-то Андрей Боголюбский перенес ее во Владимир, сделав его столицей. Теперь ее перенесли в Москву, которая стала новой столицей.

И позже, после смерти Василия, его наследники будут бороться не за Владимир, а за Москву. Для них, как и для всех, будет очевидно, что главный город Руси – это Москва. И символично, что в сентябре (по новому стилю) отмечается день Москвы. Потому что именно 8 сентября москвичи встретили эту святыню. И в Церкви в этот день празднуется Сретение Владимирской иконы Божией Матери.