Каждый флорист имеет свой почерк, свою любимую технику, в которой исполняет композиции. Для храмового флориста помимо навыка важным является быть воцерковленным православным христианином.

Люди, которые приходят в храм, чтобы украшать его цветами, должны понимать, быть может, чувствовать нутром, что к этому делу приступать нужно со страхом Божиим. Работа флориста творческая, можно сказать, что это вид искусства. Работа церковного флориста в какой-то степени сродни труду художника-иконописца.

Основа церковного искусства – символы. Чтобы понимать символику, которая присутствует в храме, или события, в честь которого создается украшение, мы обращаемся к двум источникам: Священному Писанию и Преданию Церкви. Тот, кто любит читать, многое извлечет из книг. Другой же, кто, быть может, не склонен к чтению, также найдет свою пользу, приходя в храм, рассматривая его убранство и слушая службы.

Священное Писание дает множество образов, которые так или иначе связаны с растениями. Одна из паремий чина Великого освящения воды заканчивается стихом:

«Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое» (Ис.55:12). Что по слову толкователей являет собой образ преображения — прежде всего, человека, но также и природы.

Сами растения также могут быть в известной мере предметом богословствования. Святой праведный Иоанн Кронштадтский оставил такое наставление:

«Рассматривайте, братие, премудрое устройство растений и познавайте в них Бога: растения есть почти у всех вас во всякое время, и зимою и летом» (О Боге – Творце мира).

Святитель Василий Великий в Шестодневе подтверждает важную для нас вещь: «Что при первом сотворении изникло из земли, то соблюдается и доныне, чрез сохранение рода последовательностью преемства» (Свт. Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5).

То есть в цветах, растениях мы и сейчас видим райское благолепие. Так же и благолепие храма Божия, о чем упоминает святой Симеон Солунский, «означает красоту рая, потому что божественный храм изображает рай, или лучше сказать, представляет райские небесные дары…».

Теперь понятно, что труд церковного флориста — это не просто набор знаний о том, как правильно скомпоновать растения или умело сделать какой-нибудь каркас. Да, это важно. Флорист, храмовый он или светский, обязан оттачивать свои навыки и интересоваться тенденциями в этом искусстве. Главное, однако, не в этом.

Чтобы правильно вписать цвет, форму и фактуру украшения в убранство храма с учетом символики события, праздника или памяти, никак не обойтись без знаний из Священного Писания и Предания. Это означает, что храмовый флорист должен постоянно учиться, становиться, по сути, богословом. Это главный профессиональный «секрет храмового флориста.

Елена Басырова, автор курса «Храмовая флористика в радость» 

Курс авторской флористики Елены Басыровой