Если спросить у верующих людей, кто их любимый пророк ветхого завета, то наверняка очень многие назовут пророка Исайю. Да, Моисей стяжал славу и почести, получив от Господа скрижали, и сыграл в библейской истории одну из важнейших ролей, но именно книгу пророка Исайи чаще других цитируют авторы Нового Завета. По мнению христиан, именно Исайя предсказал пришествие Мессии, крестную смерть Христа и Его рождение от Девы. Поэтому статья в сегодняшнем Журнале Библейской Археологии, в которой авторы утверждают, что им впервые в истории удалось найти доказательства того, что пророк Исайя действительно существовал, не может не вызывать огромного интереса.

Само доказательство имеет вид небольшого кусочка глины, скорее всего оттиска печати, длиной всего 0,4 дюйма (около 0,5 сантиметра), на которой предположительно нанесена надпись «Исайя пророк». Его нашли при разборе ранее не исследовавшегося скопления фрагментов в районе раскопок Офель в Иерусалиме. Раскопками руководит Элиа Мазар, которая в статье, опубликованной в последнем номере Журнала Библейской Археологии, приводит описание внешнего вида находки, рассказывает об ее значении, а также приводит перевод надписи на нем. Среди фрагментов были обнаружены статуэтки, осколки глиняной посуды, кусочки слоновой кости и некоторое количество оттисков печатей на глине, известные также как буллы. Такие оттиски получаются, когда владельцы печатей ставят свои печати на мягкую глину, и среди них есть оттиск с символикой царя Езекии, о чем ранее писал The Daily Beast.

По словам Мазар: «помимо буллы Езекии [были] 22 дополнительные буллы… и среди них есть булла с надписью «Йеша’йа [у] Нви[?], что можно наиболее дословно перевести как «Исайя Пророк». Ввиду огромной важности пророка Исайи для религиозной истории, этот оттиск печати представляет большое значение и для иудеев, и для христиан.

Согласно книге пророка Исайи, он жил в восьмом веке до нашей эры во времена царя Езекии (одного из немногих «добрых царей», которые правили в Иудее до вавилонского пленения. В Книге Царств об Езекии пишут, как о втором лучшем царе, уступавшем лишь царю Давиду). Исайя начал пророчествовать во время правления царя Озии и предположительно успел пожить во времена правления царей Иоафама, Ахаза и в первые четырнадцать лет царствования Езекии. Именно ему принадлежит, помимо прочего, первое в Библии описание рая, которое он увидел в видении (Книга пророка Исайи, глава 6). Многие ученые утверждают, что более поздние описания райских блаженств основываются на видении Исайи, в котором Бог возносится на небесный престол.

Пророчества о рождении Мессии и о необходимости ему пострадать сделали Исайю одним из ключевых пророков для христианского мира. Христиане так любили пророка Исайю, что даже сочинили «Вознесение Исайи» — апокриф об его вознесении на небеса и мученичестве (его распилили надвое деревянной пилой, что, безусловно, звучит ужасно). Христианский богослов четвертого столетия Григорий Нисский писал, что пророк Исайя «знал тайну веры евангельской» лучше, чем любой другой пророк. Переводчик Библии Иероним называет Исайю «евангелистом», тем самым ставя его в один ряд с авторами четырех Евангелий, а известнейший христианский святой и талантливый проповедник Иоанн Златоуст писал: «воистину уста были Исайи, но оракул навеян был с небес». Эндрю Дэвис, директор Центра Эдварда Кэдбери в Университете Бирмингема в Великобритании, сказал в комментарии для The Daily Beast: «Не будь Исайи, у нас не было бы некоторых пусть самых горестных, но и самых исполненных надеждой образцов духовной поэзии, а также величайших богословских открытий всех времен».

Уже при жизни, Исайя был признан современниками как фигура значительная. Да, он жил в Иерусалиме и близко общался с царями Иудеи, но важнее другое: многие поколения авторов дорабатывали его слова, продолжая труды его жизни. Большинство ученых считают, что Книгу пророка Исайи следует разделять на две, если не три логические части, над каждой из которых работал свой автор. Автор условной второй части, так называемый второ-Исайя (Книга пророка Исайи, главы 40-55), предположительно работал в период изгнания и предсказал возвращение народа Израиля из Вавилонского пленения в Иерусалим. То факт, что позднее эти книги были объединены в одну, говорит о том, что Исайя был настолько авторитетен в глазах людей того времени, что другие авторы использовали его имя для популяризации своих идей.

И вот сейчас впервые у нас есть образец того, что можно расценивать как подпись пророка Исайи. Это не только и не столько доказательство того, что Исайя существовал физически (этого никто из ученых и не оспаривает), сколько свидетельство его существенной роли в жизни и обществе Иерусалима восьмого столетия до нашей эры. Не каждый имевший печать обладал высоким статусом (также печати использовались и просто как способ установления личности), но в Библии об Исайе пишут, как о советнике царя, к которому монарх неоднократно обращался за советом. Обнаружение оттиска его личной печати в непосредственной близости с таким же оттиском царя Езекии подтверждает ту картину «пророка при дворе», которую мы видим в Библии.

В то же время, Мазар признает, что с оттиском возникают некоторые сложности. Например, некоторые буквы, составляющие надпись на печати, скорее всего, были отбиты.  Далее, на большинстве печатей их владелец обозначался со ссылкой на его отца — «А, сын Б». А в прочтении Мазар получается, что в случае печати Исайи от этого формата отошли, и вместо этого обозначили владельца по его роду занятий, то есть как пророка. Мазар в своей статье размышляет над этими противоречиями и допускает альтернативные толкования того, что написано на печати.

Роберт Каргилл, профессор Университета Айовы, называющий себя скептиком и по совместительству один из издателей Журнала Библейской Археологии, разговаривая с The Daily Beast, называет статью «вдумчиво написанной и ответственной» и отмечает, что журнал занял осторожную позицию, не утверждая прямо, что найдена печать пророка Исайи. «Мне нравится методичный и ответственный подход доктора Мазар к своей находке, допускающий критику и альтернативные толкования надписи, а не просто раздувающий сенсацию».

Саму находку, отмечает Каргилл, можно назвать «нетронутой», чистой: «Нет никаких свидетельств того, что научными методами извлечённый и с установленным местом происхождения материал был как-либо подделан и /или что-то было в него подмешано перед влажным просеиванием». Хотя сам Каргилл провел большую часть своей профессиональной деятельности, разоблачая ложные сенсации в археологии, в данном случае он склонен думать, что Мазар действительно обнаружила оттиск печати пророка Исайи и в то же время «первое археологическое, вне-библейское свидетельство существования пророка».

Так или иначе, уже просматриваются определенные последствия нынешнего открытия. Раскопки в Иерусалиме неизбежно переплетены с политическими противостояниями, в первую очередь речь идет о палестино-израильском конфликте. Саму доктора Мазар уже критиковали представители некоторых организаций сионистской направленности за ее участие в раскопках на локации Сильван в восточном Иерусалиме. Район раскопок Офель же, как отмечает Каргилл, еще более неоднозначен «из-за его близости к Храмовой горе и особенно к мечети Аль-Акса. До сих пор, любые находки, свидетельствовавшие о еврейском присутствии на территории Храмовой горы, немедленно использовались некоторыми израильскими деятелями как повод для громких политических заявлений, направленных против палестинцев. Это, в свою очередь, часто подталкивает палестинскую сторону к ответным громким заявлениям, в которых либо сами находки объявляются подделками, либо звучат призывы запретить любое присутствие Израиля и израильских археологов на тех территориях, которые палестинцы считают своими. Таким образом, раскопки в Иерусалиме, особенно возле Храмовой горы – занятие не для слабонервных; они всегда глубоко политизированы, хочет того археолог или нет».

Однако несмотря на все политические баталии, этот оттиск печати утверждает в определенных терминах то, в чем ученые никогда, по большому счету, не сомневались: что пророк Исайя служил советником при дворе царя Езекии. Однако ни подлинности его пророческих высказываний, ни истинности его пророчеств, ни истинности слов самой Библии этот оттиск не может ни подтвердить, ни опровергнуть.

Автор: Кандида Мосс / Перевод с английского: Ирина Моисеева

Источник: thedailybeast.com