Андрей Сегеда: По следам сибирской монеты. Фоторепортаж


В 2016 году, к 250-летию со дня основания Сузунского медеплавильного завода и единственного в Сибири монетного двора в рабочем посёлке […]


Просмотров публикации 4 425

В 2016 году, к 250-летию со дня основания Сузунского медеплавильного завода и единственного в Сибири монетного двора в рабочем посёлке Сузун Новосибирской области был создан уникальный музейный комплекс. О посещении музея и его замечательных экспонатах расскажет фоторепортаж постоянного корреспондента журнала «Православие.фм».

Музейно-туристический комплекс «Сузун — Завод. Монетный двор» является филиалом «Новосибирского государственного краеведческого музея». Музей расположен в 150 километрах от Новосибирска в рабочем посёлке Сузун, но легкодоступен для каждого жителя «столицы Сибири», благодаря туру выходного дня, о котором и пойдёт наш дальнейший рассказ.

Каждую субботу в восемь часов утра с площади Ленина от здания Краеведческого музея отходит комфортабельный экскурсионный автобус, который доставляет новосибирцев из центра города в Сузунский музейно-туристический комплекс.

Экскурсия занимает весь день до восьми вечера и стоит 1500 рублей с человека, но вернувшись вы никогда не пожалеете ни о потерянном времени, ни о потраченной сумме.

Путь в Сузун занимает около трёх с половиной часов. В дороге экскурсовод расскажет вам об истории основания Новосибирска и поселениях, ранее находившихся на его месте, а также об императоре Александре III, благодаря которому появилась Транссибирская магистраль, и возник мегаполис.

Ваше путешествие продолжится через Бердск, и вы узнаете, что этот город переместился на десять километров южнее и буквально отстроился заново, в ходе создания Обского водохранилища. А там, на дне, кое-где всё ещё можно увидеть фундаменты старых храмов. Сейчас в Бердске также строится интересный туристический комплекс — копия древнего Бердского острога.

В гербе Искитима, следующей вехи по дороге к монетному двору, изображены два бобра, держащих мастерок. Этот городок образовался вокруг цементного завода, и его жизнь всегда была тесно связана со строительством. Богатые залежи строительной извести здесь обнаружили ещё три века назад. Об этом вы тоже узнаете из уст сопровождающего сотрудника музея.

Последнюю остановку на пути в Сузун автобус сделает в посёлке Ложок на святом источнике, где можно помолиться, поставит свечи, окунуться в купель, вволю напиться святой воды и даже набрать её с собой. Тара продаётся на месте или может быть взята с собой из дома.

Время остального пути будет посвящено рассказу о самом посёлке Сузун, возникшем на месте реликтового ленточного бора, комплексе Колывано-Воскресенских рудников и меди, которой после выемки золота и серебра из алтайских руд оставалось столь много, что решено было создать в Сибири медеплавильный завод. Императрица Екатерина Великая заботилась, чтобы ничто в её большом хозяйстве не пропадало без толку.

Медеплавильный завод возник в 1764 году, а уже к 1766 году было подсчитано, что стоимость доставки в Сибирь из-за Урала медной монеты практически равна стоимости её чеканки. Поэтому решено было изготавливать медную монету для Сибири и Дальнего Востока на месте, на базе уже существующего в Сузуне медеплавильного завода. Так появился первый и единственный за Уралом монетный двор.

Экскурсия строится по системе «всё включено». По прибытии в посёлок, перед посещением основных объектов музейного комплекса, участников тура ожидает обязательный сытный обед из нескольких блюд в местном кафе. Таким образом, пища для тела предваряет пищу для ума, которую вы получите далее.

Тур по музейному комплексу начнётся для вас с музея «Дом и контора управляющего», в котором работали в разное время три десятка начальников медеплавильного завода и монетного двора.

Многие из управляющих Сузунским заводским комплексом были незаурядными личностями. Например, знаменитый литератор XIX века Александр Черкасов.

Музей делится на несколько частей. Сначала вы попадёте в комнату, где за столами зелёного сукна работали заводские кассиры и клерки. Здесь вы можете поучаствовать в небольшом интерактиве и попробовать написать что-нибудь настоящими гусиными перьями.

Центральное место в кабинете самого управляющего занимал великолепный берёзовый стол работы местных столярных дел мастеров. Сузунская мебель была известна по всей России своей надёжностью и качеством исполнения. Она заказывалась купцами, губернаторами, вельможами и даже министерством двора.

Медеплавильный завод состоял из четырнадцати основных цехов, отделённых водным каналом от монетного двора. Два основных объекта окружала пара десятков цехов и мастерских поменьше, рабочие слободки, церковь, заводская школа, больница… Огромное хозяйство!

Однако начальники производства не только создавали заводскую инфраструктуру, подсчитывали готовую продукцию предприятия и разбирались с бытом подчинённых. Между делом они успевали, например, поохотиться на барсов в горах Алтая.

Один из управляющих собрал богатую библиотеку по горному делу и природоведению. Энциклопедию известного натуралиста Брема ему прислал сам автор. Несколько других директоров завода собирали коллекцию минералов, которые можно было встретить вокруг Колывано-Воскресенских заводов.

В кабинете управляющих представлено холодное оружие XVIII-XIX веков, с каким защищала монетный двор заводская охрана.

Также в числе экспонатов можно увидеть государственные награды, которых были удостоены заводские начальники.

Вторая зона музея представляет собой столовую-гостиную, где семья управляющего собиралась в обеденное время.

Шоколад в те времена в Сибири был ещё большей редкостью, чем сахар, поэтому сладости рачительная супруга хозяина хранила в запираемом буфете.

Решались в столовой и дела. Те, что требовали более неформальной обстановки. Для приватных бесед управляющим был заведён особый небольшой столик в углу.

Следующую зону музея-усадьбы можно назвать «избой». В особой комнате собраны предметы крестьянского быта.

Заводские рабочие, как и крестьяне того времени, ходили в домотканом. Посуда в основном была деревянной или глиняной, хотя некоторые могли позволить себе покупать продукцию своего завода.

Мастера и другие должностные лица завода могли позволить себе более богатый стол, с фарфоровой посудой и самоваром.

Четвёртая секция музея посвящена сузунской иконе. Местные мастера основали школу так называемого «наивного направления».

Их образы написаны очень просто, зачастую без должного соблюдения пропорций. Одеяния святых носят народные орнаменты, а черты их лиц, зачастую, придуманы изографами и не совпадают с каноном.

Зато такие иконы писались быстро, стоили недорого и расходились по Сибири в больших количествах.

Занимались местные мастера и церковным медным литьём. Меди под рукой было много, а складни и кресты из металла долговечнее деревянных образов и не горят. В октябре 2017 года музей ожидает расширение – будет создан отдельный музей сузунской иконы, а в конторе управляющих разместится другая экспозиция.

Переходим к следующему пункту программы – восстановленному зданию одного из цехов Сузунского медеплавильного завода.

В середине двухтысячных годов в посёлке Сузун на месте бывшего завода были проведены археологические раскопки и восстановлено здание единственного уцелевшего заводского цеха.

Четырнадцать цехов завода располагались буквой «Г» на едином фундаменте. Часть – вдоль заводской плотины, а часть – вдоль водяного канала, приводившего в действие заводские механизмы – меха, молоты, станки монетного двора.

Учёными был восстановлен не только внешний вид завода, но и трёхступенчатый технологический процесс – выплавка металла из руд в крумофенах, удаление примесей при повторной плавке в шплейзофенах и выделение из получившейся чёрной меди (сплав меди с железом) чистого металла.

На месте раскопок обнаружили множество отливочных форм, черпаков для металла и других предметов материальной культуры, ставших частью экспозиции.

Восстановили и сам шплейзофен, находившийся в уцелевшем цехе. Возле печи можно увидеть фигуру одного из рабочих, которые работали с горячим металлом практически без специального снаряжения.

Рабочая смена длилась по двенадцать часов и требовала предельной внимательности и выносливости. Труд рабочих облегчала только знаменитая русская смекалка, благодаря которой появлялись подобные удивительные приспособления.

На макете Сузуна XVIII века хорошо виден огороженный плотиной заводской пруд и деревянный «капитальный ларь» с водным каналом, в котором вода под огромным давлением приводила в действие механизмы медеплавильной фабрики и монетного двора. Во избежание сговора, слободки заводчан и рабочих монетного двора располагались по разным берегам реки и люди встречались только в церкви за воскресным богослужением. Макет ярко представляет зрителю, насколько продуманной была заводская планировка.

Некоторые механизмы завода являются действующими, и посетители могут за ними «поработать». Для своего времени они были технологическими новинками, как например эта «толчея» для сору с четырёхступенчатым приводом пестов.

Готовую продукцию медеплавильного завода составляли медные слитки, которые либо расковывали впоследствии в тонкие полосы для вырубки монетных заготовок, либо пускали на изготовление различных изделий.

Популярными продуктами местных мастеров являлась походная и домашняя утварь – гвозди и молотки, клещи, ковши, кружки, медные чайники, котлы и т.п. Также мастера отливали из местной меди кресты, складни, купели, подсвечники и другую церковную утварь.

Руду для плавки в Сузун привозили зимой с Барнаульских рудников крестьяне. Это называлось «рудная повинность». Привезённую руду и древесный уголь сгружали на специальных «полях», откуда они тачками развозились к печам.

Заводские крестьяне имели определённые перспективы для роста – могли быть награждены серебряным рублём (для ношения), кафтанами первого и второго разряда или переводом на более высокую должность.

Основным видом заводского движителя XVIII века был водяной привод. Так выглядело водяное колесо вращавшее механизмы того времени.

Последним музеем в программе тура станет монетный двор (на фото здание справа), по пути к нему можно увидеть макет «капитального ларя» в разрезе в натуральную величину (сооружение в центре).

 

Первый этаж монетного двора представляет собой линейку действующих моделей монетоделательных станков в натуральную величину.

Водяными молотами медные слитки расковывались в полосы. Потом механическими вальцами полосам придавалась равномерная толщина.

Ещё один станок использовался для вырубки из медных полос монетных кружочков. Сотрудник музея при вас проведёт все операции технологической цепочки.

Ещё одно приспособление использовалось для нанесения на ребро монеты специальной насечки – «бурта», который использовался в качестве защиты от фальшивомонетчиков. В станке были предусмотрены гнёзда для монет различных номиналов.

Наконец, последний механизм отвечал за чеканку изображения на аверсе и реверсе монеты. Вернее даже – за его тиснение на монетной заготовке под высоким давлением винта. После этого станка монета считалась полностью изготовленной.

Из одного пуда меди (16 килограммов) чеканились монеты трёх номиналов — 5 копеек, деньга (полкопейки) и полушка (полденьги или 1/4 копейки) на общую сумму в 16 рублей. Монеты отчеканенные на Сузунском монетном дворе имели особую маркировку: «к. м.» — «колыванская медь».

Монетный двор разделялся на несколько цехов и был безотходным производством. Бракованные монетные кружочки, с отщеплённым краем, а также кусочки пластин оставшиеся от вырубки монет, собирались и вновь переплавлялись в слитки, которые плющились в пластины из которых делали новую монету.

До Петра Великого основным металлом расчётов было серебро, которое зачастую даже не чеканили, а нарезали мелкими кусочками — чешуйками. Император Пётр ввёл в обращение триметаллический стандарт — золото, серебро и медь для мелких расчётов.

После смерти Петра Великого и Северной войны стране требовалось больше денег. Тогда казна предприняла попытку создания жутко неудобных квадратных монет — «платов», номинал которых соответствовал бы весовой стоимости пошедшего на них металла нововведение не прижилось и его быстро отменили, но в коллекции монетного двора в Сузуне есть и такие экземпляры.

С 1766 по 1781 год в Сибири чеканилась «особливая сибирская монета». Её производили только на Сузунском монетном дворе, а ареалом хождения монеты были Сибирь, Дальний Восток и Казахстан. На аверсе монеты присутствует геральдическое животное Сибири — соболь.

В дальнейшем было принято решение перевести завод на чеканку общеимперской монеты. Монетный двор чеканил только монеты из меди, но в экспозиции музея можно увидеть самые разные монеты страны, проследить эволюцию российской монетной системы.

Так, в коллекции музея вы сможете увидеть знаменитый империал времён Николая II (15 рублей) и познакомиться с монетной системой этого периода, когда в свободном обращении ходили монеты очень высокой покупательной способности — червонцы (10 рублей), полуимпериалы, пятирублёвые золотые и серебряный рубль.

Особливой сибирской монеты за 16 лет отчеканили на 3796656 рублей. Впоследствии монетный двор нарастил мощности и общеимпеской монеты стал изготавливать ещё больше.

Помимо монет в коллекции музея можно встретить и разнообразные медали Российской империи. Сузунский монетный двор чеканкой медалей вроде бы и не занимался, но доподлинно известно, что одна из общеимпеских наград точно была создана именно здесь.

Иногда монетами, например серебряными рублями, награждались для ношения на мундире или кафтане рабочие и служащие завода. Крестьяне также использовали монету не только как средство платежа, но и как ценность, создавая из неё украшения.

Многие зажиточные хозяева откладывали монету про запас в различных укромных уголках. Так появлялись клады, которые потом обнаруживали археологи.

Некоторые находки оказывались в настолько хорошем состоянии, что кажется, будто их только что вынули из-под монетного чекана. Вот этот горшок был обнаружен пенсионером-рыбаком, который копал червей на берегу Оби. Край кувшина откололся, когда он попал под нему лопатой.

Интереснейших экспонатов в музее «Монетный двор» очень много. Вот только один из его стендов с монетами и ассигнациями. А ксть ещё коллекция медалей, отходы монетного производства случайно сохранившиеся после пожара, угольные жетоны, выдававшиеся за работу крестьянам-углежогам и многое другое.

На выходе из музея все желающие могут купить монетные заготовки и, при помощи фабричных чеканов и кувалды, изготовить себе монету из меди или алюминия. Потом вам предложат осмотреть канал, спускавший лишнюю воду из заводского пруда.

В советский период три четверти заводского пруда было засыпано ради высвобождения полезной площади под строительство, но часть его, над отводным каналом, всё ещё можно увидеть. Здесь находится памятник сибирской монете, у которого обычно устраивают фотосессию и завершают экскурсионный тур. Отсюда автобус увозит участников поездки обратно в Новосибирск.

Рекомендую все любителям истории, да и вообще каждому из жителей Новосибирска и гостей города ради положительных и ярких впечатлений побывать в этом замечательном экскурсионном туре.

Андрей Сегеда

Также рекомендуем: ТОП-50 интересных фактов о Православии

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)0