В связи с ухудшением экономической ситуации в стране и последними коррупционными скандалами в России все активнее и активнее обсуждается вопрос возобновления смертной казни для некоторых особо тяжких преступлений.

Некоторые политики, например лидер партии «Великое Отечество» Николай Стариков, предлагают карать смертью чиновников, нанесших бюджету ущерб в особо крупных размерах.

Другие общественные деятели идут еще дальше и предлагают последовать примеру Китая, где смертью казнят за семь видов преступлений: взяточничество, наркоторговлю, торговлю оружием, педофилию, терроризм, измену Родине и автонаезд со смертельным исходом в состоянии алкогольного опьянения.

Известный православный публицист иеромонах Макарий (Маркиш) также принял участие в обсуждении темы смертной казни, напомнив о смысле данного наказания и о позиции Церкви по данному вопросу:

«Замечание профессора А.Б. Зубова, который в одной из лекций заявил, что «нельзя называть смертную казнь «мерой наказания», потому что «наказание» означает «наказ, вразумление»» следует понимать очень просто: «Хорошо бы было, если бы в нашем обществе не возникала потребность в смертной казни». — Но она, к сожалению, возникает.

Служит ли смертная казнь «наказанием» в исходном смысле этого слова, то есть средством вразумления, исправления и воспитания? — Да, безусловно, по меньшей мере в четырех различных функциях:

1) Для каждого из нас — как смиряющий и отрезвляющий фактор: «Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрем» (Сир.9:8).

2) Для тех, кто склонен к криминальному поведению или подвержен воздействию преступных сообществ, в т.ч. террористических организаций: как фактор устрашения.

3) Для тех, кто ожидает смертного приговора за свое преступление, или, получив таковой, надеется на помилование или замену: как фактор полного переосмысления и перемены всей своей жизни (вспомните Достоевского; и мне приходилось знать таких людей, см. convent.mrezha.ru/_text/twoLetters.htm).

4) Для тех, чей смертный приговор приводится в исполнение: как фактор покаяния (Лк.23:40-42).

На сегодняшний день de-facto смертная казнь в куда большей мере служит «наказанием», нежели лишение свободы: «Бывает, добрый человек попадет в тюрьму, но чтобы из тюрьмы вышел добрый человек — это редкая удача…»

Отношение Церкви к смертной казни — законно именуемой высшей мерою наказания — четко сформулировано в Ее Основах социальной концепции (в числе создателей коих был, кстати, проф. Зубов): «(Церковь) признает, что вопрос об отмене или неприменении смертной казни должен решаться обществом свободно, с учетом состояния в нем преступности, правоохранительной и судебной систем, а наипаче соображений охраны жизни благонамеренных членов общества».

Такие великие нации, как китайская, индийская, иранская и северо-американская (пускай по-своему, но бесспорно великие) широко и неуклонно применяют высшую меру наказания — что, вместе со всем вышесказанным, и нам служит материалом к размышлению…»