Свои первые пять лет тюрьмы при советской власти епископ Николай получил в 1932 году. Иного архиерея в те же годы могли попросту расстрелять или отправить дробить гранит в северные лагеря…
Но владыка Николай в годы гражданской войны не допустил в Чернигове еврейского погрома, а также спас от смерти одного комиссара. За это он был «премирован» большевиками «всего лишь» 5-ю годами тюрьмы в средней полосе России.
Когда он спросил следователя, за что же его всё-таки наказали, то получил прямой ответ: «За вашу популярность. Таких, как Вы на некоторое время надо изолировать, чтобы люди забыли о Вашем существовании. Вы имеете слишком большой авторитет среди народа и Ваша проповедь имеет большое значение для народа. За Вами идут!».
Но сегодняшний рассказ не обо всей многотрудной жизни священноисповедника, а о том как Всевышний спас своего служителя в Казахстане руками богобоязненного мусульманина.
В 1941 году владыка оказался в новой пятилетней ссылке. Чекисты арестовали его в июне, почти не дав времени на сборы. Через несколько месяцев, зимой, архиепископа отправили в Казахстан, где выбросили на железнодорожной станции Челкар Актюбинской области только лишь в нижнем белье и рваном тулупе.
Куда можно пойти в такой одежде в мороз? Архиепископ стал просить милостыню и сердобольные бабушки принесли ему какие-никакие штаны, шапку, телогрейку и валенки. Одна из бабушек согласилась приютить «дедушку» (владыке было 65 лет) в своём сарае с коровой и свиньёй.
Несколько месяцев епископ скитался из сарая в сарай и просил подаяние, чтобы не умереть от голода. Наконец, силы окончательно оставили его на дороге и он упал в снег…
Очнулся епископ Николай в больнице, куда его доставил неизвестный татарин. Здесь к нему отнеслись с сочувствием, подлечили гнойные струпья, вывели вшей и немного откормили. Все полюбили «доброго дедушку», который, как только окреп немного, стремился хоть в малости помочь каждому врачу, каждой медсестре и каждому пациенту.
Но шла война. Койки были нужны раненым и «дедушку» пришлось выписать. Хотя принимавший его врач и знал, что ему опять придётся нищенствовать.
Владыка уже собрал весь свой невеликий скарб и приготовился идти на улицу, как за ним приехал тот самый татарин-мусульманин, который ранее подобрал его замерзающим у дороги.
Всю дорогу до дома татарина владыка молился Богу, не в силах вымолвить и слова от переполнявшей его благодарности. Дома татарин с женой первым делом накормили старика горячим и напоили чаем.
И только вечером архиерей собрался с духом и спросил своего спасителя:
— Почему вы решили принять участие в моей жизни и так милостиво отнеслись ко мне? Ведь вы меня совсем не знаете…
— Надо помогать друг другу, — ответил татарин, — Бог сказал, что мне надо помогать тебе, надо спасать твою жизнь.
— Как сказал вам Бог? — изумленно спросил Владыка.
— Не знаю как, — ответил татарин, — когда я ехал по своим делам, Бог сказал мне: «Возьми этого старика, его нужно спасти».
Татарин-мусульманин принял «дедушку» как отца, и владыка долгое время прожил в его доме. Благодаря хлопотам татарина, архиерея сумели найти его прихожане, которые стали съезжаться к нему в Казахстан. И только тут все жители городка узнали, что пожилой нищий с вокзала на самом деле был архиепископом Николаем (Могилевским).
В 1945 году архиерей был досрочно освобождён из ссылки, но остался в Казахстане. Здесь, уже как митрополит Алма-Атинский и Казахстанский, он упросил власти открыть многие закрытые ранее храмы и молитвенные дома.
Митрополит Николай пережил все ссылки и преставился ко Господу в 1955 году в возрасте 81 года. Несмотря на все усилия властей, за его гробом на кладбище следовало 40 000 человек.
В 2000-м году митрополит Николай (Могилевский) был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских как священноисповедник.
«Главное в очах Божиих — любовь к Нему, а проявляется она в любви к окружающим. «Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдает», — сказал Сам Христос. А заповедь его есть: «Да любите друг друга».
А если мы ходим в церковь, постимся, но при этом ссоримся, завидуем, осуждаем, даже клевещем друг на друга и на духовных отцов наших, то понесем за это двойное наказание.
Деятельная любовь к ближним угоднее Богу, чем самые трудные аскетические подвиги. И на Страшном Суде о чем, прежде всего, спросит нас Господь? Сколько мы поклонов положили или как посты соблюдали?
Нет. Он спросит нас о том, накормили ли мы алчущего, напоили ли жаждущего,посетили ли болящего, утешили ли скорбящего, дали ли добрый совет находящемуся в затруднении.
Что значит быть милостивым? Подавать милостыню можно и телесную, и духовную.
Если вы напоите жаждущего, накормите голодного, если к вам придет нищий и попросит одежды, а вы подадите ему хотя бы ветхое рубище прикрыть свою наготу, то всем этим вы окажите милость телесную.
Дела милости духовной — утешить скорбящего, подать добрый совет, предотвратить от греха, помочь грешнику вернуться на путь спасения.
Всякую милостыню под видом человека принимает Сам Господь наш Иисус Христос. И это мы знаем совершенно точно. Не упускайте же случая, никогда не упускайте делать добро!», — писал сам святой Николай.
Андрей Сегеда
Оригинал статьи в блоге автора. Также рекомендую прочесть: «10 подвигов духовенства в наши дни«.