Известный богослов сопоставляет события в Украине с историей возникновения старостильного раскола на территории Константинопольской и Элладской церквей в первой половине XX века. Причиной раскола так называемых старостильников он считает одностороннее решение Константинопольской церкви о переходе на новый календарный стиль в 1924 году.

«Тяжкое увечье, глубокая рана на теле Церкви — великий календарный раскол — остается без уврачевания на протяжении почти целого века. Но, к сожалению, вместо того, чтобы исцелить те увечья и раны, которые нанесла и продолжает наносить календарная реформа 1924 года, вместо того, чтобы восстановить на всеправославном уровне единство церковного календаря, а на местном уровне вернуться к единству и миру, прекратив разделение и раскол между старо- и новостильниками, сейчас Константинопольская церковь провоцирует новый раскол в Украине дерзким, антиканоничным, односторонним, антисоборным и самовольным предоставлением автокефалии двум раскольническим православным деноминациям, о чём не просила и чего не желала каноническая Православная церковь», — пишет автор.

Он отмечает, что односторонние решения Константинополя принимаются, как и тогда, без всеправославного одобрения, при явном несогласии большинства поместных Церквей.

«И прежде всего, это несомненный риск конфликтов и смуты: епископов против патриархов и митрополитов, клириков и монахов против епископов и игуменов, а благочестивые миряне, как и тогда, будут впадать в разочарование, терпеть бедствия и сомневаться в своем спасении. Ведь новая «параллельная» церковь при содействии государственной власти заявит права на храмы, монастыри и святыни канонической Православной церкви: все констатируют, что будут конфликты между владельцами и претендующими, и дойдет до кровопролития», — говорится в статье.

Вести