Например, христианство возражает либеральной идеологии практически по всем пунктам, рассмотрение каковых мы и начнём сразу после рассмотрения исходных посылок либерализма и христианства.
Человек здоровый и человек больной
Либерализм антропоцентричен. Он провозглашает центром всего мироздания и источником всех своих прав и свобод самого человека. При этом он либо полностью отвергает существование и необходимость Бога для человека, либо отводит ему роль, в лучшем случае, часовщика, заведшего механизм мировых часов и отправившегося по делам (деизм). То есть он объявляет современное состояние человеческого существа «исходным» и «нормальным» и предлагает человеку самому устроить мир вокруг себя в соответствии со своим разумом.
Почему же человек не справляется с этой задачей? Откуда все эти наблюдаемые нами войны, эксплуатация трудящихся, расовая и религиозная нетерпимость, техногенные катастрофы, коррупция, преступность и другие негативные явления нашей общественной жизни?
На этот вопрос как раз и даёт ответ христианство. Оно постулирует не антропоцентричность, но теоцентричность мироздания. Христианство заявляет, что человек сотворён некой совершенной во всех отношениях и всемогущей сущностью — Богом и что о нём, человеке, у Бога имеется определённый замысел.
Бог сотворил человека разумным и свободным и предложил человеку путь бесконечного совершенствования, путь добровольного следования за Собой, познания Себя и уподобления Себе — святости, обожения. И в начале этого пути человек споткнулся…
Когда человек преступил самую первую заповедь, данную ему в Эдемском саду, его природа повредилась, плоть стала подвержена усталости, болезням и смерти, ум омрачился, чувства притупились и ослабела воля. Вот именно в таком, далёком от «нормального» повреждённом состоянии человек и находится сейчас.
Выход из повреждённого состояния есть — это познание Бога, следование к Нему и Его заповедями, которое требует от человека постоянного напряжённого труда, преодоления себя. Это жизнь в Церкви, как хранительнице учения Христова и участие в Таинствах ради получения благодатной помощи Божества на пути к святости. Не все люди хотят идти столь тяжёлым путём и именно в этом, с точки зрения христианства, и состоит корень современной (да и исторической) общественной неустроенности.
Свобода
Сам термин «либерализм» — это производная от латинского «libertatem» — «свобода». Но от чего человек должен быть свободен? Какую «свободу» либерализм ставит во главу угла? Как правило сегодня это свобода следовать своим низменным склонностям и желаниям: свобода бесконечного потребления, свобода хамства, свобода лени и жажды чувственных наслаждений, свобода сексуальных извращений и прочее.
На каком то этапе подобные «свободы» начинают разрушать человека. Это начинают уже понимать окружающие, да и сам человек. Но порок столь сильно проникает в такого человека, а воля столь привычно направляется им по пути любых возникших желаний, что дальнейшее саморазложение человек уже не в силах остановить…
Христианство подобную «свободу» называет «рабством перед своими страстями», а источником подлинной свободы называет Бога. Господь дал человеку свободу и разум для того, чтобы человек осознал себя, осознал Бога как превосходящую его сущность и источник всех благ и, имея свободу не стремиться к Нему, всё же употребил бы её на то, чтобы добровольно войти в общение с Творцом и получить все уготованные ему от Него дары.
Свобода в христианской философии — это скорее свобода самоограничения, чем свобода разнузданности. Христианин стремится к свободе от своих страстей, к возвышению над позывами своего тела и даже чувств и разума, если они являются греховными, противоречат духу христианства или отдаляют его от Бога. Христианин свободно выбирает Бога и свободно отказывается от того, что может ему помешать этот выбор сделать.
Интересно, что либерализм сам попадает в собственную ловушку: свобода низменных желаний одного человека в отношении другого человека может столь остро сказываться на реализации свобод и даже самом существовании последнего, что эту свободу, о ужас, приходится искусственно ограничивать! С помощью законов и механизма государственного принуждения.
Плюрализм мнений
Поскольку в либерализме источником права и идей является сам человек, то и мнений по любому вопросу общественной жизни может быть великое множество. И все они равнозначны и равноистинны.
При этом, либерализм, во-первых, парадоксально тоталитарен в том, что запрещает кому-либо считать, что его точка зрения действительно является истиной, ведь такое мнение будет нарушать принцип плюрализма мнений.
Во-вторых же либерализм делает людей беззащитными друг перед другом, так как отнимает у них всякую нравственную опору. Ведь одному человеку хорошим и плохим может казаться одно, а другому — совсем иное.
Христианство отвергает плюрализм мнений и даёт человеку твёрдую точку опоры в форме учения Самого Спасителя. Христос говорил нам: «Я есть путь и истина и жизнь, никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Именно Бог является законодателем нравственности для человека.
Когда в жизни христианина возникает какой-либо выбор, он сличает возможные варианты с эталоном предлагаемым в Евангелии и выбирает для себя наиболее нравственно верный вариант, а остальные с твёрдостью признаёт неправильными.
Права человека
Либерализм делает акцент на правах каждого отдельного человека: право на мнение, право на отдых, право на свободу самовыражения и множество других. Он не просто декларирует эти права, но ещё и защищает их. Защищает столь рьяно, что порой даже восстаёт против демократии, против решения большинства граждан ради защиты интересов разнообразных меньшинств.
Христианство также говорит о многих естественных правах человека, которые возникли однако не сами собой, но в соответствии с высоким назначением человека быть сотворцом и соработником Бога в деле строительства мира: «…и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».
При этом христианство также не забывает напомнить человеку о том, что либерализм как-то упускает: об обязанностях человека. Полноценным человеком и полноправным гражданином отдельного индивидуума делает вовсе не умение впасть в то или иное сексуальное извращение или выбить себе пособие по безработице и паразитировать на остальном обществе. А вот если он достойно воспитывает своих детей, заботится о стариках, выступает на защиту Родины в случае войны — тогда да, он может претендовать на высокое звание человека и связанные с ним права.
Индивидуализм
Либеральная философия постулирует индивидуальность, как одну из высших ценностей общества. Каждый человек должен обязательно быть неповторим и уникален. Причём, не важно из какого источника эта уникальность исходит и к какому финалу человека ведёт. Ты можешь стать наркоманом, покрасить волосы в зелёный цвет, писать картины фекалиями и т.п. — всё, что делает тебя непохожим на других, уже прекрасно. Уникальность как самоцель.
Христианство также считает, что каждый человек неповторим, важен и ценен. Но он ценен не сам по себе, потому что поначалу он из себя ничего и не представляет, а в потенциале. Задачей христианина является прожить жизнь так, чтобы развить себя, воспитать в себе личность, максимально уподобиться Богу, освятиться.
Жизненные пути большинства святых имеют много общего, потому что все они следовали одному и тому же Священному Писанию и были научаемы одним и тем же Святым Духом. И эта похожесть завораживает, в ней, как в стройных рядах воинов на параде, проглядывает красота.
Сообщая, что «человек рождается и умирает один», либерализм также вселяет в него страх одиночества и обессмысливает его попытки быть индивидуальностью: кто должен их оценивать, если человек живёт только сам для себя?
Христианин же никогда не бывает одинок. Мало того, что он всегда помнит о том, что существует перед лицом Божиим, он ещё и живёт внутри Церкви, внутри общины таких же христиан, где каждый стремится видеть личность в своём ближнем и вместе идти по пути познания Бога.
Прогрессизм
Наконец, либерализм сообщает нам о том, что общество развивается, что существует «прогресс» и на каждом его новом этапе общество живёт всё лучше и лучше за счёт накопления и применения новых знаний, науки и техники. Идея прогресса сегодня подаётся как самоочевидная.
На практике, «развитие» общества далеко не так очевидно. Христианство говорит о том, что у этого мира было своё начало, что у него есть своё настоящее, в котором живём мы, и что в будущем этот мир, как выполнивший свою задачу, ждёт окончание. А дальше христианство строит вектор существования следующего, обновлённого мира в бесконечность.
Сегодняшний мир существует потому и затем, что имеет свою задачу. Он сотворён ради человека.Ради воспитания из него того собеседника, сотворца и соработника Бога, каким он и должен стать, ради его обожения. И существует этот мир ровным счётом до тех пор, пока люди продолжают становиться святыми, пока в них ещё не угасло желание следовать по пути, указанному Христом.
Возможен ли прогресс на этом пути? Возможно ли придумать новые, более совершенные методики достижения святости, чем предложенные нам Самим вочеловечившимся Богом? Очевидно, что нет. Значит прогресс в духовной жизни возможен только для каждого отдельного человека в форме его личностного роста, но не для всего человечества.
Может быть прогресс возможен в других сферах общественной жизни? Безусловно, какое-то движение мы наблюдаем. Но является ли оно движением «вперёд и вверх»? Большинство форм правления было придумано человечеством ещё в древнем мире. Современные идеи социальной справедливости были высказаны самим Христом и никому так и не удалось предложить более совершенных.
Заметно для взора лишь научно-техническое развитие, но является ли и оно «прогрессом»? Как правило, громкие научные достижения порождают не только определённую пользу, но и огромный разноплановый вред для человека и окружающей среды.
За 2000 лет от Рождества Христова в мире случился целый ряд научно-технических революций, но ни одна из них не сделала нашу жизнь раем земным, хотя мир и изменился до неузнаваемости. Вероятно, и в будущем научные достижения не смогут сделать людей счастливыми.
Эпилог
В заключение хотелось бы отметить, что либеральные ценности отнюдь не являются вершиной развития человеческой мысли и неоспоримой истиной. Христианское богословие и христианские ценности содержат значительно большую глубину. Именно на них человеческому обществу вновь стоило бы обратить внимание, если оно действительно желает существовать осмысленно.
Андрей Сегеда