Готовя этот материал, я искала информацию о шведской религиозной ситуации в официальных источниках, так как мое частное мнение вряд ли является полностью объективным. Однако, к моему удивлению, найденные цифры не стали для меня открытием. Довольно адекватное представление о религиозной жизни общества сложилось у меня после шести лет проживания в Гетеборге, втором по величине городе королевства Швеция.
Итак, вот реальные цифры: большая часть (около 80%) зарегистрированных верующих (или 70% от всего населения) формально принадлежит к Церкви Швеции — лютеранской церкви, отделённой от государства лишь в 2000 году. Однако по результатам опроса Евробарометра от 2005 года показано, что Швеция – третья от конца списка стран в ЕС по количеству верующих (после Чехии и Эстонии): только 23% шведов верят в Бога, 53% верят в какой-либо дух или силу жизни, 23% не верят ни в Бога, ни в какой-либо дух или силу жизни. Только 2% населения регулярно ходит в церковь, православных около 1% населения. Значительную их часть составляют сербы, греки, румыны, русские, но имеются и небольшие общины православных финнов, эстонцев, грузин. В Швеции проживает внушительное количество мусульман.
Лютеранство (или протестантизм, как принято говорить здесь) – апофеоз того, что определяет Швецию и характер людей здесь: умеренность, сдержанность во всем – в чувствах, выражениях, дизайне. Лютеранские церкви – не католические костелы или готические соборы. В городе масса церквей, старых и не очень, но внешне мало какие сравнятся красотой с самой обычной церквушкой в русской провинции. Сразу после приезда сюда я, не умеющая читать по-шведски, грешным делом принимала церкви за… крематории, настолько «нецерковный» вид некоторые из них имели. В районе, где я живу, церкви буквально на каждом шагу, только иногда их сложно отличить от жилых домов.
Бывала ли я в лютеранских церквях? Да, и даже нашла ту, где мне было радостно находиться, – это церковь Пречистой Девы Марии. В ней каждый год в конце декабря, под Рождество, проходят службы, а еще эта церковь, пожалуй, самая красивая в городе и больше всего напоминает православную.
Каким же образом, спросите вы, 80% населения официально принадлежит к церкви? Дело в том, что детей крестят даже те родители, которые в Бога не верят и не входят в те самые 23% верующих. Я думаю, что это дань традиции, а не моде: шведская церковь – не бесплатная, каждый прихожанин в год отчисляет больше 100 евро взносов, эти деньги автоматически вычитаются из зарплаты или пособия, пожизненно, поэтому крестить ребенка просто так, ради церемонии, мало кто будет. Возможно, те, кто заявлял о своем неверии, просто постеснялись признаться, а на самом деле они верят в Бога, поэтому и детей своих крестят.
Мой холодильник завешан памятными фотографиями младенцев, как вы видите. На тех крестинах, где я бывала, обряд, сильно похожий на наш, православный, проводили приятные пожилые батюшки…
Ну а что же с тем небольшим процентом верующих, кто ходит в церковь регулярно? В моем окружении есть только одна такая семья, причем они относятся не к лютеранам, а к той ветви религии, которая тут называется христианской. Эти люди не употребляют алкоголь, не курят, молятся, их дочь-подросток Юханна – невероятной доброты девочка, о проблемах, которые обычно возникают между родителями и детьми в непростом переходном возрасте, эта семья слышала только от других.
«Ты православная? Это же прекрасно!»
«Ты православная? Это же прекрасно!» – именно такая реакция была у ста процентов моих друзей и коллег, которые узнавали, какой я веры. Разговор обычно заходил, если случайно видели нательный крестик или при обсуждении планов на Рождество. Сначала я списывала такое умиление на обычную вежливость, смущалась, говорила «спасибо» и переводила разговор на другие темы, однако оказалось, что шведам очень нравятся русские иконы и священники, «немного сердитые, но и вы все русские тоже чуть-чуть сердитые, мало улыбаетесь». Вообще же, в силу общей нерелигиозности шведского общества, представление о православии очень поверхностное: кто-то слышал о почитаемом Николае Чудотворце, кто-то – о русском Рождестве, которое отмечается в январе, а не в декабре, как у католиков и лютеран, кто-то знает, что в России был другой календарь.
Хотелось бы сказать, что такая же позитивная реакция была на то, что я русская, но пришлось бы соврать. К сожалению, политические разногласия сделали свое дело, поэтому про отношение русским писать грустно.
К чести шведов, они не ищут, в чем разница между православием и другими ветвями той же церкви, православный – значит, не мусульманин, не мормон, значит, наш. Когда я просила описать одним словом, в чем для них отличительная черта именно русской Церкви, то самый распространенный ответ был «серьезность». Надо сказать, что лютеране в этом смысле большие либералы (не буду затрагивать тему однополых браков), вот вам случай из жизни: моя подруга Лиза всерьез убеждала священника изменить текст брачной клятвы «Клянешься ли ты быть с рабом Божьим… пока смерть не разлучит вас» на «Пока ты не почувствуешь, что несчастлива с ним». Попробуйте представить, что вы с такой просьбой придете в православную церковь! Получилось? У меня не получилось. Когда я, немного шокированная, спросила у Лизы, почему вообще она решила переписать текст и как к этому отнесся священник, Лиза ответила: «Священник отказался, не понимаю почему. Уж он-то должен был меня понять, ведь сам женат третий раз».
Когда-то давно, живя в России, я водила шведских коллег, тех, кто просил, в церкви. Конечно, цель была скорее экскурсионная, чем религиозная. Храмы Москвы производили впечатление, но скорее как музеи, а вот из действующих церквей я не раз выводила плачущих взрослых мужчин и женщин, которые шли посмотреть на красивые странные иконы и «попов в дорогих одеждах» (священников во время богослужения), а попадали в атмосферу настоящей Церкви, с запахом свечей, ладана, ликами святых, особым светом. Они испытывали невероятное потрясение, некоторые говорили, что не плакали десятки лет до этого, а тут вроде ничего не болит, ничего не случилось, а слезы ручьем.
Мне кажется, что в глубине души именно потому, что в Русской Православной Церкви есть обряды, каноны и та самая серьезность, православие вызывает такое уважение.
На главном фото — православный храм в Стокгольме